Особенности становления и основные принципы постнеклассической науки.

В XX века цивилизация столкнулась с глобальными проблемами, порожденными научно-техническим развитием. Стало очевидно, что наука не только изучает развитие мира, но и сама является фактором и результатом его эволюции. Если на первом этапе ценность на­учного знания виделась в том, что оно является средством спасе­ния, а на втором — содержалась в экономической эффективности, то сейчас наука выступает главным средством сохранения цивили­зации. Изменились не только отно­шения общества к науке, но и поведение самого научного сообщества. В связи с этим в последнюю треть XX века происходят новые радикальные изменения в основаниях научного знания, в ходе ко­торых формируется постнеклассическая наука.

Основные принципы:

· утверждается парадигма целостности, согласно которой мироздание, биосфера, ноосфера, общество, человек и т.д. представляют собой единую целостность. Стремление построить общенаучную картину мира на основе принципа универсального эволюционизма

· в качестве парадигмальной теории выступает синергетика — теория самоорганизации, изучающей поведение открытых неравновесных систем.

· объектами анализа стано­вятся сложные системы, характеризующиеся открытостью и исто­рическим саморазвитием. Исторически развивающаяся система формирует с течением времени новые уровни своей организации, которые, воздействуя на все ранее возникшие, меняют связи и ком­позиции их элементов.

· ориентация со­временной науки на изучение сложных исторически развиваю­щихся систем существенно перестраивает нормы исследователь­ской деятельности. Применяются методы построения возможных сценариев, исторической реконструкции и т. д.

· в науку входят та­кие понятия как неопределенность, стохастичность, хаос, бифур­кация, диссипативные структуры и т. д., выражающие неравно­весные характеристики действительности. Новым содержанием наполняются категории случайности и причинности.

· происходит сближение естественных и общественных наук, при котором идеи и принципы современного естествознания все шире внедряются в гуманитарные науки, причем имеет место и обратный процесс. И центром этого слияния, сближения является человек. Попытка соединения объективно­го мира и мира человека.

Некоторые достижения:развиваются генные технологии, основанные на методах молекулярной биологии и генетики, которые направлены на конструирование новых, ранее в природе не существовавших генов. Основная цель генных технологий - видоизменение ДНК. Разработан принципиально новый метод, приведший к бурному развитию микробиологии – клонированию. Развитие вычислительной техники связано с созданием микропроцессоров, которые были положены также в основание создания станков с программным управлением, промышленных роботов, для создания автоматизированных рабочих мест, автоматических систем управления. Прогресс в 80 - 90-х гг. XX в. развития вычислительной техники вызван созданием искусственных нейронных сетей, на основе которых разрабатываются и создаются нейрокомпьютеры, обладающие возможностью самообучения в ходе решения наиболее сложных задач. Важнейшим инструментом научно-исследовательской деятельности выступает математическое моделирование. На базе фундаментальных знаний быстро развиваются сформированные в недрах физики микроэлектроника и наноэлектроника. Все чаще объектами исследования становятся сложные, уникальные, исторически развивающиеся системы, которые характеризуются открытостью и саморазвитием. Среди них такие природные комплексы, в которые включен и сам человек - так называемые "человекоразмерные комплексы"; медико-биологические, экологические, биотехнологические объекты, системы "человек-машина", которые включают в себя информационные системы и системы искусственного интеллекта и т.д. Идея принципа универсального эволюционизма основана на трех важнейших концептуальных направлениях в науке конца XX в.:

1) теории нестационарной Вселенной;

2) синергетики;

3) теории биологической эволюции и развитой на ее основе концепции биосферы и ноосферы.

Становление постнеклассической науки не приводит к уничтожению методов и познавательных установок классического и неклассического исследования. Постнеклассическая наука лишь четче определит область их применения.

ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА

Ценности научной рациональности не подвергались сомнению до последней трети XX века, пока цивилизация не столкнулась с глобальными проблемами, порожденными научно-техническим развитием.В XX веке стало очевидно, что последняя не только изучает развитие мира, но и сама является фактором и результатом его эволюции. Изменились не только отно­шения общества к науке, но и поведение самого научного сообщества. Можно сказать, что в конце XX века начинается новый этап институционализации науки. Если на первом этапе ценность на­учного знания виделась в том, что оно является средством спасе­ния, а на втором — содержалась в экономической эффективности, то сейчас наука выступает главным средством сохранения цивили­зации. Это определяет как приоритеты научных исследований, так и методы их решения. Определенный путь выхода из мировоззренческого кризиса современной научной рациональности заключается в глобальной мировоззренческой революции, происходящей в последние десяти­летия. В результате формируется новый исторический тип науч­ной рациональности — постнеклассическая наука — который отличается от прежних как в предметно-методологических, так и в социально-мировоззренческих аспектах. На первый план выдви­гаются междисциплинарные и проблемно ориентированные фор­мы исследовательской деятельности. Объектами их анализа стано­вятся сложные системы, характеризующиеся открытостью и исто­рическим саморазвитием. Исторически развивающаяся система формирует с течением времени новые уровни своей организации, которые, воздействуя на все ранее возникшие, меняют связи и ком­позиции их элементов. В результате междисциплинарных иссле­дований усиливаются процессы взаимодействия принципов и кар­тин реальности, формирующихся в различных науках. Они стано­вятся взаимозависимыми фрагментами общенаучной картины мира. Укоренение парадигмы целостности в постнеклассической науке способствовало выдвижению глобального взгляда на мир. Это приводит к сближению естественнонаучных и гуманитарных дис­циплин, когнитивных и ценностных параметров знания.В качестве парадигмальной теории постнеклассической науки выступает синергетика — теория самоорганизации, изучающей по­ведение открытых неравновесных систем. В качестве ее основ­ных мировоззренческих положений можно выделить следующие:сложноорганизованным системам, в том числе природе, нельзя навязывать собственные сценарии развития, можно лишь способствовать их внутренним тенденциям; относительно любого процесса существуют несколько аль­тернативных вариантов развития, поэтому возможен выбор наиболее оптимальных из них; будущее состояние системы детерминирует ее наличное со­стояние; хаос является не исключительно негативной характеристи­кой, на определенных этапах он выступает в качестве кон­структивного аспекта эволюции; в моменты неустойчивости системы увеличиваются флукту-ационные процессы, а значит в критические моменты раз­вития возрастает роль деятельности каждого отдельного че­ловека. Вместе с синергетическим видением мира в науку входят та­кие понятия как неопределенность, стохастичность, хаос, бифур­кация, диссипативные структуры и т. д., выражающие неравно­весные характеристики действительности. Новым содержанием наполняются категории случайности и причинности. Наиболее ценным достижением постнеклассической науки выступает предпринятая в ней попытка соединения объективно­го мира и мира человека. Гуманитарные и естественные науки больше не представляются разделенными непреодолимой пропа­стью. Устанавливается связь между эволюцией Вселенной и жиз­нью человека на Земле. Эта связь выражает включение человечес­кой деятельности в науку и преодоление разрыва между ее субъек­том и объектом. Теперь они выступают не внеположными друг другу, а относительно автономными компонентами исторически развивающейся системы научного знания. Все это способствует актуализации применения «понимающих» методик в науке, обес­печивающих ее ориентации на ценностные и смысловые парамет­ры познания. В связи с этим в последнюю треть XX века происходят новые радикальные изменения в основаниях научного знания, в ходе ко­торых формируется постнеклассическая наука. Ориентация со­временной науки на изучение сложных исторически развиваю­щихся систем существенно перестраивает нормы исследователь­ской деятельности. Применяются методы построения возможных сценариев, исторической реконструкции и т. д. Среди историчес­ки развивающихся объектов современной науки особое место за­нимают природные системы, в которые в качестве компонента включен сам человек. При их изучении поиск истины связан с определением возможных направлений практического преобра­зования такого объекта. Его описание не только допускает, но и предполагает включение аксиологических факторов в состав объясняющих положений.Модернизируются и философские основания науки. Науч­ное познание рассматривается в контексте его социального бы­тия как детерминируемое культурой, ценностными ориентаци-ями и мировоззренческими установками эпохи. Возникает но­вое понимание категорий пространства и времени, возможности и действительности. Детерминация трактуется как избиратель­ное реагирование.