Анализ группы однородных компаний

Вторым средством при выборе контрольных цифр является идентификация похожих компаний в том смысле, что они занимают тот же рынок, имеют похожие активы и занимаются похожими видами деятельности.

Другими словами, нам нужно определить однородную по составу группу. Это очевидная проблема, так как не существует абсолютно идентичных компаний. С другой стороны, выбор компании, для использования в качестве основы для сравнения является субъективным. Необходим сравнительный анализ коэффициентов и сравнение с эталоном.

В РФ до настоящего времени нет четких критериев всех выше рассмотренных коэффициентов по отраслям экономики. Мы можем привести только данные, приведенные в американских источниках информации (табл. 3.9)

Сравнительный анализ коэффициентов включает сравнение финансовых коэффициентов компании с коэффициентами других фирм, работающих в этой же отрасли, точнее, со средними значениями по отрасли. Однако, как в случае большинства фирм, менеджеры компании идут на один шаг дальше – они также сравнивают коэффициенты своей компании с коэффициентами только небольшого количества лидирующих компаний. Эта технология называется эталонным сравнением, а компании, используемые для сравнения, называются эталонными. Эта процедура позволяет менеджерам увидеть, какое положение компания занимает по отношению к конкурентам.

Многие компании также проводят эталонное сравнение отдельных направлений своего бизнеса с наиболее успешными компаниями, не обращая внимания, работают они в той же отрасли или нет.

Таблица 3.9

Ключевые финансовые коэффициенты для избранных отраслей экономики

Отрасли экономики Текущая ликвидность (раз) Быстрая ликвидность (раз) Оборот чистого оборачиваемого капитала Оборот основных средств (раз) Оборот всех активов (раз) Коэффициент левериджа (%) Срок оборота дебиторской задолженности (дней) Рентабельность продаж (%) Рентабельность активов (%) Рентабельность собственного капитала (%)
Реклама 0,96 0,94 47,96 4,47 0,69 73,47 184,39 4,46 3,10 14,51
Аэрокосмическая и оборонная 1,21 0,66 4,94 6,19 1,01 58,81 47,08 4,02 4,05 13,39
Окончание таблицы 3.9
Автомобильная 1,41 1,27 13,39 4,19 0,77 64,89 163,15 3,95 3,05 17,06
Напитки 1,00 0,84 19,88 3,70 0,94 53,65 36,67 9,91 33,26
Компьютерное ПО 1,62 1,56 53,36 6,86 1,01 47,78 72,30 8,06 8,13 17,05
Услуги образования 1,90 1,77 34,51 5,95 1,2 31,89 50,79 6,48 6,61 11,01
Электроника 2,16 1,39 6,40 5,82 1,37 46,75 59,42 3,40 4,66 9,78
Развлечения 1,37 0,98 7,81 3,11 0,45 49,15 61,23 2,95 1,31 3,49
Охрана окружающей среды 1,37 1,19 22,38 1,73 0,75 53,67 70,92 3,32 2,49 6,78
Пищевая 1,53 1,00 9,37 4,59 1,36 47,30 33,30 5,03 6,86 17,33
Бакалея 1,04 0,33 12,51 5,37 2,69 64,05 6,90 1,81 4,88 17,66
Здравоохранение 1,88 1,84 112,11 5,68 0,97 34,05 83,06 9,94 9,61 16,91
Бытовая техника 1,40 0,95 4,35 1,09 53,73 61,20 2,40 2,62 9,08
Строительство жилья 2,18 0,69 2,80 4,35 1,04 58,14 26,79 3,17 3,30 9,81
Гостиничный бизнес 1,13 1,05 59,42 1,01 0,64 49,23 26,96 5,52 3,54 8,57
Промышленные услуги 1,76 1,57 28,84 7,10 1,49 49,66 52,25 3,56 5,31 12,20
Интернет 1,58 1,52 38,51 7,62 1,18 51,32 82,67 -6,67 -7,89 -17,67
Медицинское обслуживание 1,60 1,54 80,11 4,78 0,51 25,24 61,26 3,21 1,63 8,34
Газеты и прочие СМИ 1,14 1,01 27,39 2,77 0,62 50,77 57,63 7,05 4,39 13,91
Лесная и бумажная 1,56 0,88 8,02 1,35 0,83 50,24 40,02 1,93 1,61 4,88
Ресторанный бизнес 0,73 0,61 53,46 1,61 1,13 50,45 7,68 5,10 5,76 15,10
Розничная торговля 1,77 0,82 6,32 4,86 1,83 58,59 38,87 2,78 5,10 15,02
Телекоммуникационные услуги 0,86 0,83 74,00 1,08 0,56 53,23 7,22 7,17 4,01 13,09
Текстильная промышленность 2,41 1,16 5,32 3,11 1,23 59,12 50,02 3,30 4,06 12,59
Табачная промышленность 1,18 0,56 7,23 6,35 0,92 40,46 24,24 7,01 6,48 35,71
Водоснабжение 0,52 0,46 35,75 0,32 0,26 52,63 31,68 11,97 3,07 10,59

 

Когда вы выбираете источник сравнительных данных, вы должны быть уверенны в том, что та точка зрения, которую вы хотите выделить, аналогична точке зрения агентства, данными которого вы собираетесь воспользоваться.

Кроме того, часто существуют различия в определениях коэффициентов, представляемых различными источниками, поэтому перед тем, как воспользоваться данными какого-либо источника, проверьте, насколько они подходят для решения вашей собственной задачи.

Коэффициенты, приведенные в таблице 3.9, можно найти на сайте http://finance.yahoo.com Примерно половина этой web-страницы — поле для ввода символа компании. Введите его и щелкните кнопкой Get Quotes. Появится таблица, последний столбец которой называется Мore Info. В этом столбце выберите Рrofile, при этом откроется страница с подробной информацией о компании. Ниже, с левой стороны, имеется раздел, который называется More from Market Guide. Выберите пункт Ratio Comparisons. При этом появится подробный анализ коэффициентов для компании, а также сюда включены сравнительные коэффициенты для других компаний, занятых в том же секторе экономики, в той же отрасли и S&P 500.

Наиболее полно на сайте представлена информация по отраслям, перечисленным в табл. 3.9

3.6.1. Применение и организация анализа
финансовых коэффициентов

Как отмечалось ранее, анализ коэффициентов используют три основные группы лиц: 1) менеджеры, которые используют коэффициенты для целей управления бизнесом своих компаний; 2) кредитные аналитики, включая банковских специалистов по кредитованию и аналитиков курсов облигаций, которые анализируют коэффициенты, чтобы убедиться в способности компании погашать свои долги; 3) аналитики акций, которых интересуют эффективность компании, риск и перспективы роста.

В дальнейших главах мы более внимательно рассмотрим основные факторы, лежащие в основе каждого показателя. Это позволит нам лучше понять, как интерпретировать и использовать эти показатели. Однако заметьте, что, хотя анализ коэффициентов может предоставить полезную информацию, касающуюся бизнеса компании и ее финансового положения, он имеет определенные ограничения, которые требуют внимания и оценки. Некоторые возможные проблемы перечислены ниже.

return false">ссылка скрыта

1. Многие крупные фирмы имеют подразделения, работающие в различных отраслях, и для таких компаний сложно разработать осмысленный набор средних показателей по отрасли. Следовательно, анализ относительных показателей более уместен для небольших, узкоспециализированных фирм, чем для крупных фирм, имеющих множество отделений.

2. Большинство фирм желают превысить средние показатели, поэтому простое достижение средних значений по отрасли не обязательно хорошо. В качестве целевого уровня эффективности лучше всего ориентироваться на лидеров отрасли. В этом смысле помогает эталонное сравнение.

3. Инфляция может серьезно искажать значения балансов фирм — учетные оценки часто значительно отличаются от «действительных». Более того, поскольку инфляция влияет и на амортизационные отчисления, и на стоимость материально-производственных запасов, также оказывается влияние и на прибыль. Таким образом, при анализе коэффициентов одной фирмы в разные периоды времени или сравнительном анализе коэффициентов разных фирм разного возраста эксперт должен учитывать это обстоятельство.

4. Сезонные факторы также могут исказить анализ относительных показателей. Например, коэффициент оборота материально-производственных запасов компании, занятой в пищевой промышленности, будет радикально отличаться, если в балансе используется значение материально-производственных запасов сразу по окончании сезона консервирования. Эту проблему можно свести к минимуму, используя средние ежемесячные значения для материальных запасов (и дебиторской задолженности) при вычислении коэффициентов оборота.

5. Фирмы могут использовать технологии «причесывания» (window dressing technigues) финансовой отчетности. Чтобы проиллюстрировать это, при­ведем такой пример. Строительная компания «К» заняла деньги на два года 29 декабря 2003 года. Поскольку кредит был взят больше чем на один год, он не был включен в краткосрочные обязательства. Это увели­чивало коэффициенты текущей и быстрой ликвидности, и баланс по со­стоянию на конец 2003 года выглядел более внушительно. Компания хра­нила поступления по кредиту в денежных средствах в течение нескольких дней, а затем, 2 января 2004 года, выплачивала кредит досрочно. На самом деле улучшение баланса было типичным «причесыванием»; через неделю баланс возвращался к своему первоначальному состоянию.

6. Применение различных методик бухгалтерского учета может исказить картину сравнительного анализа, Как отмечалось ранее, оценка материально-производственных запасов и методы начисления амортизации мо­гут влиять на финансовые отчеты и таким образом искажать результаты сравнения различных фирм. Также, если одна фирма арендует значительное количество своего производственного оборудования, стоимость ее активов может оказаться сравнительно низкой по отношению к выручке, поскольку арендованные активы не отражаются на балансе. В то же время обязательства, связанные с условиями аренды, могут быть не показаны как задолженность. Следовательно, использование аренды (или лизинга) может искусственно улучшить коэффициенты и оборота, и задолженности. Однако в бухгалтерской практике разработаны определенные методики, которые позволяют учесть это обстоятельство.

7. Не всегда также легко сделать вывод о том, насколько определенный коэффициент «хорош» или «плох». Например, высокий коэффициент текущей ликвидности может указывать на устойчивость компании, что, очевидно, хорошо, или на избыточные денежные средства, что плохо (поскольку излишние денежные средства в банке – это не приносящий прибыли актив). Аналогично высокий коэффициент оборота основных средств может означать либо то, что фирма эффективно использует свои активы, либо то, что она имеет недостаточный оборотный капитал и не может себе позволить обеспечить его нормальный запас.

8. У фирмы некоторые коэффициенты могут выглядеть «хорошо», некоторые – «плохо», а это затрудняет оценку, насколько эффективна компания в целом. Здесь рекомендуется использовать статистические процедуры для анализа результирующего влияния ряда коэффициентов. Многие банки и другие кредитные организации используют дискриминантный анализ – специальную статистическую технологию для анализа вероятности наступления у фирм финансовых трудностей, а затем классифицируют фирмы в соответствии с вероятностью, с которой они могут испытывать финансовые проблемы.

В заключение скажем, что анализ коэффициентов полезен, но аналитики должны знать об этих проблемах и при необходимости вносить корректировки. Этот анализ, проводимый механически, бездумно, может принести только вред, но если его использовать грамотно и с необходимыми предосторожностями, он может предоставить полезную информацию. В дальнейшем мы уточним и усовершенствуем интерпретацию некоторых коэффициентов, используемых в ана­лизе.

Изучение этой главы помогло вам понять сущность финансовой отчетности и улучшило ваши способности интерпретировать данные бухгалтерского учета. Эти важные и основополагающие навыки необходимы для принятия управленческих решений, оценки эффективности работы и прогнозирования вероятного будущего развития событий.

Тщательный финансовый анализ включает больше, чем просто вычисление значений, — хороший анализ требует, чтобы при оценке деятельности компании учитывались определенные качественные факторы, влияющие на ее бизнес. Эти факторы включают следующее:

1.Связана ли основная деятельность компании с одним ключевым клиентом? Если да, то эффективность работы компании может значительно снизиться, если клиент уйдет. С другой стороны, если отношения прочно утвердились, это может действительно стабилизировать продажи.

2.В какой степени доходы компании связаны с одним ключевым товаром?Компании, которые полагаются на единственный вид продукции, могут быть более эффективными и сконцентрированными, но недостаток диверсификации повышает риск. Если доходы приносят несколько различных товаров, на итоговую строку счета прибылей и убытков в годовом отчете меньше повлияет резкое снижение спроса на любой из этих товаров.

3.В какой степени компания полагается на одного поставщика? Зависимость от одного поставщика может привести к непредвиденным сбоям поставок и таким образом снизить прибыли.

4.Какой процент общего бизнеса компании находится за рубежом? Компании с большим процентом бизнеса, сосредоточенного в зарубежных странах, часто способны к большему росту и достижению большей рентабельности продаж. Однако фирмы, имеющие значительные объемы зарубежных операций, также понимают, что ценность их операций зависит в значительной степени от курса местной валюты. Таким образом, колебания на валютных рынках создают дополнительный риск для фирм, имеющих значительный бизнес за рубежом. Кроме того, в такой ситуации важна политическая стабильность в регионах.

5.Конкуренция. Обычно рост конкуренции снижает цены и рентабельность продаж компаний. При прогнозировании будущих продаж важно оценивать как вероятные действия имеющихся в данный момент конкурентов, так и вероятность появления новых.

6.Перспективы бизнеса. Делает ли компания значительные инвестиции в исследования и разработку? Если да, то ее будущие перспективы могут зависеть в значительной степени от успеха новых товаров. Например, рыночная оценка компьютерной компании зависит от того, насколько хорошо будут продаваться ее только разрабатывающаяся продукция на следующий год. Аналогично инвесторы фармацевтических компаний хотят знать, разработала ли компания какие-либо «убойные» препараты, которые успешно прошли необходимые тесты.

Законодательство и регулирующая среда. Изменения в законодательстве и регулировании имеют важные последствия для многих отраслей бизнеса. Например, при прогнозировании будущего производителей табачных изделий критичным является учет влияния предполагаемых регулирующих актов и ожидаемых или вероятных судебных исков. Аналогично при оценке банков, телекоммуникационных фирм и поставщиков электроэнергии аналитикам необходимо прогнозировать на несколько лет вперед как степень, в которой эти отрасли будут регулироваться, так и их способность адаптироваться к изменениям в регулирующих актах.

 

 

3.7. Практическая часть

3.7.1. Вопросы

1. Дайте определение каждому из следующих терминов:

— коэффициенты ликвидности: коэффициент текущей ликвидности, коэффициент быстрой ликвидности;

— коэффициенты управления активами: коэффициент оборота материально-производственных запасов, срок оборота дебиторской задолженности, коэффициент оборота основных средств, коэффициент оборота активов;

— финансовый леверидж: коэффициент задолженности, коэффициент покрытия процентов, коэффициент обеспечения фиксированных платежей;

— коэффициенты рентабельности: рентабельность продаж, коэффициент способности активов порождать прибыль, рентабельность активов, рентабельность собственного капитала;

— коэффициенты рыночной стоимости: отношение цена/прибыль, отношение цена/денежный поток, отношение рыночная цена бухгалтерская стоимость;

— анализ тенденций изменения, сравнительный анализ относительных показателей, эталонное сравнение;

— схема Dи Ропt , формулы Dи Ропt;

— «причесывание», сезонное влияние на коэффициенты.

2. Анализ финансовых показателей проводят четыре группы аналитиков: менеджеры, собственники, долгосрочные и краткосрочные кредиторы. Ка­ковы основные акценты каждой из этих групп при оценке показателей?

3. Почему коэффициент оборота материально-производственных запасов будет более важным при анализе сети бакалейных магазинов, чем страховой компании?

4. В течение последнего года компания «К» обнаружила рост коэффициента текущей ликвидности и спад коэффициента оборота всех своих активов. Однако рентабельность продаж компании, коэффициенты быстрой ликвидности и оборота основных средств остались неизменными. Как можно объяснить подобные изменения?

5. Рентабельность продаж и коэффициенты оборота изменяются от одной отрасли к другой. Какие различия вы должны предполагать, чтобы определить разницу между сетью бакалейных магазинови компанией, занимающейся обработкой стали? Обратите особенное внима­ние на коэффициенты оборота, рентабельность продаж и формулу Dи Ропt.

6. Как инфляция искажает сравнения при анализе коэффициентов — как для одной компании с течением времени (анализ тенденции), так и при сравнении различных компаний? Оказывается ли влияние только на статьи баланса или и на баланс, и на отчет о прибылях и убытках?

7. Если рентабельность собственного капитала фирмы низка и менеджеры хотят увеличить ее, то объясните, как им может помочь использование большего количества заемных средств.

8. Как могут а) сезонные факторы для одной фирмы и б) различные темпы роста разных фирм исказить сравнительный анализ коэффициентов? Приведите примеры. Как можно облегчить решение этих проблем?

9. Почему иногда бывает заблуждением сравнивать финансовые коэффициенты компании с показателями других фирм, работающих в той же отрасли?

10. Укажите влияние следующих ситуаций, перечисленных в таблице 3.10 на общие оборотные активы, коэффициент текущей ликвидности и чистую прибыль. Используйте знак (+) для обозначения роста, знак (-) для обозначения снижения и (0) для обозначения либо нулевого, либо неопределенного влияния. Будьте готовы сделать все необходимые предположения и считайте, что вначале коэффициент текущей ликвидности был больше единицы.[1]

Таблица 3.10

№ п/п   Оборотные активы Коэффициент текущей ликвидности Чистая прибыль
Денежные средства привлекаются в результате дополнительной эмиссии обыкновенных акций      
Продукция продается за денежные средства      
Уплачивается Федеральный налог за прошлый год      
Основные средства продаются по цене ниже балансовой      
Основные средства продаются по цене выше балансовой      
Продукция продается в кредит      
Произведена оплата кредита поставщиков      
Дивиденды уплачены в денежной форме      
Денежные средства привлекаются в форме краткосрочного банковского кредита      
Краткосрочные векселя продаются по цене ниже номинала      
Ценные бумаги продаются по цене ниже рыночной      
Произведена оплата труда авансом      
Оплачены текущие операционные затраты      
Выпущены 10-летние облигации для финансирования текущих расходов      
Списан полностью амортизационный актив      
Получена оплата от дебиторов      
Приобретено оборудование, оплата произведена путем выпуска краткосрочного векселя      
Правительство повысило ставку налога на прибыль      

3.7.2 Задачи для самостоятельного решения.

11.Компания «К»в прошлом году имела прибыль на одну акцию в 4 рубля и выплачивала 2 рубля дивидендов. Общая нераспределенная прибыль выросла на 12 млн рублей в течение года, в то время как бухгалтерская стоимость акции в конце года была равна 40 рублям. У компании «К» нет привилегированных акций, и обыкновенные, акции не выпускались в течение года. Если задолженность компании «К» на конец года (которая равна ее общим обязательствам) составляла 120 млн рублей, каково было отношение ее задолженности к активам в конце года?

12. Следующие данные относятся к компании «М», млн рублей (таблица 3.11)

Таблица 3.11

Денежные средства и ликвидные ценные бумаги 100,00
Основные средства 283,50
Выручка 1000,00
Чистая прибыль 50,00
Коэффициент быстрой ликвидности 2,0 раза
Коэффициент текущей ликвидности 3,0 раза
Срок оборота дебиторской задолженности 40 дней
Рентабельность собственного капитала 12%

 

У компании нет привилегированных акций — только собственный капитал, краткосрочные обязательства и долгосрочные обязательства.

а) Определите для компании «М»:

· дебиторскую задолженность;

· краткосрочные обязательства;

· оборотные активы;

· общие активы;

· рентабельность активов;

· собственный капитал;

· долгосрочную задолженность.

б) Решая пункт а, вы должны были обнаружить, что дебиторская задолженность компании «М» составляет 111,1 млн рублей. Если компания сократит сроки ее оборота с 40 до 30 дней, а все прочие показатели останутся неизменными, то какой денежный поток она создаст? Если бы денежные средства использовались для выкупа обыкновенных акций (по бухгалтерской стоимости), то, как это повлияло бы на:

· рентабельность собственного капитала;

· рентабельность активов;

· на отношение общей задолженности к общим активам?

13. Коэффициенты ликвидности. Оборотные активы компании «Н» равны 3 миллионам рублей. Коэффициент текущей ликвидности компании составляет 1,5, а ее коэффициент быстрой ликвидности равен 1,0. Каков объем краткосрочных обязательств фирмы? Каков объем ее материально-производственных запасов?

14. Срок оборота дебиторской задолженности. У компании «Р»срок оборота дебиторской задолженности составляет 40 дней. Ежедневная выручка компании равна 20 тыс. рублей. Каков уровень ее дебиторской задолженности? Считайте, что в году 360 дней.

15. Коэффициент левериджа. Мультипликатор капитала компании «С» равен 2,4. Каков коэффициент левериджа компании?

16. Формула Du Pont. Рентабельность активов компании «В»составляет 10%, а рентабельность собственного капитала — 15%. Каков оборот активов компании? Каков мультипликатор капитала фирмы?

17. Вычисление коэффициентов. Предположим, что у вас имеются следующие данные о фирме «Д»:

Оборачиваемость активов – 1,5 раза;

Рентабельность активов – 3%;

Рентабельность собственного капитала – 5%.

Вычислите рентабельность продаж и коэффициент левериджа компании «Д».

18. Коэффициенты ликвидности. У компании «А» имеется 1 312 500 рублей оборотных активов и 525 тыс. рублей краткосрочных обязательств. Ее начальный уровень материально-производственных запасов равен 375 тыс. рублей, и она намерена увеличить запасы за счет средств от эмиссии дополнительных векселей. Как изменится краткосрочная задолженность компании «А» (векселя к оплате), если фирма не намерена снижать ее коэффициент текущей ликвидности ниже 2,0? Каков будет коэффициент быстрой ликвидности компании после того, как она достигнет этого целевого уровня?

19. Вычисление коэффициентов. У компании «Б» коэффициент быстрой ликвидности равен 1,4, текущей ликвидности — 3,0, оборот материально-производственных запасов равен 6, общая сумма оборотных активов составляет 810 тыс. рублей, а денежные средства и эквиваленты — 120 тыс. рублей. Какова годовая выручка компании и ее срок оборота дебиторской задолженности?

20. Коэффициент покрытия процентов. У корпорации «Г» имеется — 500 тыс.рублей неуплаченного долга с процентной ставкой 10% годовых. Выручка компании составляет 2 млн рублей за год, ее средняя ставка налога равна 30%, а ее рентабельность продаж составляет 5%. Каков коэффициент покрытия процентов компании «Г».

21. Рентабельность собственного капитала. Рентабельность собственного капитала компании «М» в прошлом году составляла только 3%, но ее менеджеры разработали некоторые мероприятия, призванные улучшить положение вещей. Новый план предполагает поддержание левериджа на уровне 60%, что приведет к необходимости уплачивать проценты в сумме 300 тыс. рублей в год. Менеджеры прогнозируют прибыль до уплаты процентов и налогов, равную 10 млн рублей, и считают, что коэффициент оборота активов компании составит 2,0. При этих условиях ставка налога будет равна 34%. Если план будет успешно выполнен, какую рентабельность собственного капитала получит компания?

22. Рентабельность собственного капитала .

Компания «Ж» которая только была сформирована, необходимы активы на сумму в 1 млн рублей и она предполагает обеспечить коэффициент их способности порождать прибыль на уровне 20%. Компания «Ж» не будет владеть никакими ценными бумагами, поэтому ее прибыль будет исключительно операционной. Если компания пойдет на это, она сможет финансировать до 50% своих активов за счет кредитов и займов под 8% годовых. Учитывая, что ставка федерального налога на всю налогооблагаемую прибыль составляет 24%, какова будет разница между рентабельностью собственного капитала в случаях, если компания «Ж» будет финансироваться на 50% за счет заемных средств и если она будет финансироваться полностью за счет собственного капитала?

23. Рентабельность собственного капитала. Какое из следующих утверждений наиболее корректно?

1.Если способность активов фирмы порождать прибыль постоянна для всех ее активов и превышает процентную ставку по ее задолженности, то наращивание активов при финансировании за счет заемных средств увеличит рентабельность собственного капитала.

2. Чем выше ставка налога, тем ниже будет способность активов фирмы

порождать прибыль (при прочих условиях, остающихся неизменными).

3. Чем выше ставка процентов по задолженности, тем ниже будет способность активов фирмы порождать прибыль (при прочих условиях, остающихся неизменными).

4. Чем выше коэффициент долга, тем ниже будет способность активов фирмы порождать прибыль (при прочих условиях, остающихся неизменными).

5. Утверждение 1 неверно, но утверждения 2,3 истинны.

24. Рентабельность собственного капитала.У компании «Е» сумма выручки равна 200 тыс. рублей, а чистая прибыль составляет 15 тыс. рублей и компания имеет следующий баланс ( в тыс. руб.)

Таблица 3.12

Денежные средства
Дебиторская задолженность
Материально – производственные запасы
Чистая стоимость основных средств
Всего активов
Задолженность перед поставщиками
Другие краткосрочные обязательства
Долгосрочная задолженность
Акционерный капитал
Всего пассивов

 

а) Новый владелец компании считает, что у компании имеется избыток материально-производственных запасов, и их можно снизить до уровня, при котором коэффициент текущей ликвидности будет равен среднему значению по отрасли, 2,5, без влияния, как на выручку, так и на чистую прибыль. Если материально-производственные запасы распродаются, чтобы снизить текущий коэффициент текущей ликвидности, и если вырученные средства используются для сокращения акционерного капитала (акции можно выкупить по бухгалтерской стоимости), и если не происходит других изменений, то насколько изменится рентабельность собственного капитала компании?

б) Как бы вы ответили на вопрос пункта «а», если бы:

1) все статьи баланса и прочие денежные величины удвоились?

2) целевой коэффициент текущей ликвидности был равен 3?

3) была поставлена задача достичь оборота материально-производственных активов, равного 2, а на 2,5?

4) было известно, что у компании имеется 10 тыс. акций, выпущен­ных в обращение, то, как действия, указанные в пункте а, увеличи­ли бы прибыль на акцию?

5) Что бы вы ответили на вопрос 4 пункта «б», если бы было известна что на рынке акции продаются по ценам, равным двукратной бухгалтерской стоимости, а собственный капитал в результате выкупа акций не сократился?

25 Анализ коэффициентов. Ниже представлены данные компании «К» и средние показатели по отрасли, коэффициенты для компании «К»

а) Вычислите перечисленные ниже коэффициенты для компании «К».

б) Запишите модифицированную формулу Du Pont для компании «К» и для отрасли (табл. 3.13)

в) Подчеркните сильные и слабые стороны компании «К», обнаруженные в результате проведенного вами анализа.

г) Предположим, что компания «К» увеличила свою выручку вдвое, как и свои материально-производственные запасы, дебиторскую задолженность и акционерный капитал в течение 2004 года. Как эта информация может повлиять на результаты вашего анализа коэффициентов?

Таблица 3.13

Компания «К»
Баланс по состоянию на 31 декабря 2004 года, тыс. рублей

Денежные средства
Дебиторская задолженность
Материально-производственные запасы
Всего оборотных активов
Долгосрочная задолженность
Чистая стоимость основных средств
Всего активов
Задолженность перед поставщиками
Векселя к оплате
Другие краткосрочные обязательства
Всего краткосрочных обязательств
Акционерный капитал
Всего пассивов

 

Таблица 3.14

Компания «К»
Отчет о прибылях и убытках за 2004 год, тыс. рублей

Выручка
Себестоимость реализованной продукции  
Материалы
Затраты на оплату труда
Отопление, освещение, электроэнергия
Косвенные затраты
Амортизация
Всего затрат, отнесенных на себестоимость
Валовая прибыль
Затраты на реализацию
Административные расходы
Прибыль до выплаты процентов и уплаты налогов
Проценты к уплате
Прибыль до налогообложения
Федеральный налог и налог региона (ставка 40%)
Чистая прибыль

 

Таблица 3.15

Коэффициент «К» Среднее значение по отрасли
Коэффициент текущей ликвидности 2,0 раза
Срок оборота дебиторской задолженности 35 дней
Оборот запасов 6,7 раза
Оборот основных средств 12,1 раза
Оборот активов 3,0 раза
Рентабельность продаж 1,2%
Рентабельность активов 3,6%
Рентабельность собственного капитала 9,0%
Коэффициент левериджа 60,0%

26. Анализ баланса.Заполните пробелы в таблице 3.16, созданной для компании «О», используя следующие финансовые данные:

– коэффициент левериджа — 50%;

– коэффициент быстрой ликвидности — 0,80;

– оборот общих активов — 1,5 раза;

– срок оборота дебиторской задолженности 36 дней (год равен 360 дням);

– рентабельность продаж — 25%;

– коэффициент оборота материально-производственных запасов 5 раз.

Таблица 3.16

Компания «О», баланс в тыс. руб.

Денежные средства  
Дебиторская задолженность  
Материально-производственные запасы  
Основные средства  
Всего активов
Задолженность перед поставщиками  
Долгосрочная задолженность
Акционерный капитал  
Нераспределенная прибыль
Всего пассивов  
Выручка  
Себестоимость реализованной продукции  

27. Анализ Du Pont. Компания «Хелен», производитель и оптовый продавец высококачественной мебели для дома, имеет в последние несколько лет низкую рентабельность. В результате совет директоров компании заменил президента фирмы новым, которая попросила вас сделать анализ финансового положения компании, используя схему Du Pont. Далее представлены самые последние средние показатели по отрасли и показатели из финансовых отчетов компании «Хелен». Средние показатели по отрасли:

– коэффициент текущей ликвидности — 2 раза;

– коэффициент левериджа — 30%;

– коэффициент покрытия процентов — 7 раз;

– коэффициент покрытия фиксированных платежей — 9 раз;

– оборот запасов — 10 раз;

– срок оборота дебиторской задолженности (год равен 360 дням) — 24 дня;

– оборот основных средств — 6 раз;

– оборот активов — 3 раза;

– рентабельность продаж — 3%;

– рентабельность активов — 9 %;

– рентабельность собственного капитала — 12,9%.

Таблица 3.17

Компания «Хелен»
Баланс по состоянию на 31 декабря 2004 года, млн рублей

Денежные средства
Ликвидные ценные бумаги
Чистая дебиторская задолженность
Материально-производственные запасы
Всего оборотных активов
Основные средства, брутто
Начисленная амортизация (78)
Чистая стоимость основных средств
Всего активов
Задолженность перед поставщиками
Векселя к оплате
Другие краткосрочные обязательства
Всего краткосрочных обязательств
Долгосрочная задолженность
Всего обязательств
Акционерный капитал
Нераспределенная прибыль
Всего собственного капитала
Всего пассивов

 

Таблица 3.18

Компания «Хелен»
Отчет о прибылях и убытках за 2004 год, млн рублей

Выручка 795,0
Стоимость реализованной продукции 660,0
Валовая прибыль 135,0
Затраты на реализацию 73,5
Амортизационные затраты 12,0
Прибыль до выплаты процентов и уплаты налогов 49,5
Проценты к уплате 4,5
Прибыль от налогообложения 45,0
Налоги (ставка 40%) 18,0
Чистая прибыль 27,0

 

а.) Вычислите коэффициенты, которые, по вашему мнению, могут оказаться полезными при анализе компании.

б.) Запишите модифицированную формулу Du Pont для компании «Хелен» и сравните показатели компании со средними показателями по отрасли.

в.) Как вам кажется, могут ли цифры в балансе или отчете о прибылях и убытках объяснить низкую прибыль компании?

г.) Какие строки баланса вам кажутся наиболее выделяющимися на фоне других фирм, занятых в отрасли?

д.) Если бы компания «Хелен» предоставила график продаж по кварталам или если бы ее показатели в течение года выросли, то как это могло бы повлиять на результаты вашего анализа коэффициентов?

28. Анализ коэффициентов.Ниже представлены прогнозы документов финансовой отчетности компании «Смирнов» за 2004 год вместе со средними показателями по отрасли (табл. 3.19).

а.) Вычислите финансовые коэффициенты для компании «Смирнов», сравните их со средними данными по отрасли и кратко прокомментируйте обнаруженные сильные и слабые стороны компании.

б.) Что, как вы думаете, произойдет с коэффициентами компании «Смирнов», если компания предпримет меры по снижению затрат, что позволит ей снизить уровень материально – производственных запасов и значительно сократить себестоимость реализованной продукции? Никаких вычислений не требуется. Подумайте о коэффициентах, на которые могут оказать влияние изменения этих двух показателей.

Таблица 3.19

Корпорация «Смирнов»
Баланс по состоянию на 31декабря 2004 год (в тыс. руб.) (прогноз)

Денежные средства и их эквиваленты
Дебиторская задолженность
Материально-производственные запасы
Всего оборотных активов
Земля, здания, сооружения
Оборудование
Другие основные средства
Всего активов
Кредиторская задолженность и векселя к оплате
Задолженность перед персоналом
Всего краткосрочных обязательств
Долгосрочные обязательства
Собственный капитал
Нераспределенная прибыль
Всего пассивов

 

Таблица 3.20

Корпорация «Смирнов»
Отчет о прибылях и убытках за 2004 год (в тыс. руб.) (прогноз)

Выручка
Себестоимость реализованной продукции
Валовая прибыль
Административные затраты и затраты на реализацию
Амортизация
Внеоперационные затраты и расходы
Прибыль до налогообложения
Налоги (ставка 40%)
Чистая прибыль
Данные в расчете на одну акцию
Прибыль на одну акцию 4,71
Дивиденды (в денежной форме) 0,95
Отношение цена/прибыль 5 раз
Окончание таблицы 3.20
Рыночная цена (средняя) 23,57
Число акций, выпущенных в обращение
Финансовые показатели по отрасли (2002 год)
Коэффициент быстрой ликвидности 1,0 раз
Коэффициент текущей ликвидности 2,7 раз
Оборот материально-производственных запасов 7,0 раз
Срок оборота дебиторской задолженности 32 дня
Оборот основных средств 13,0 раз
Оборот активов 2,6 раз
Рентабельность активов 9,1%
Рентабельность собственного капитала 18,2%
Коэффициент левериджа 50,0 %
Рентабельность продаж 3,5%
Отношение цена/прибыль на акцию 6,0 раз
Отношение цена/денежный поток на акцию 3,5 раза