Аспекты бытия науки

Наука – система объективных и достоверных знаний о мире, человеке и их взаимоотношениях.

Наука – академическая система (субъект, осуществляющий нучно-исследовательскую деятельность) и социальный институт.Какакадемическая система онастала формироваться в 17-18 вв, когда впервые появились научные общества, академии, журналы. Первоначально наукой занимались отдельные энтузиасты, а с 18 в. наука превращается в особый социальный институт (общества, академии, журналы). Дальнейшее развитие – процесс дифференциации науки – дисциплинарное построение научного знания (в 18-19 вв). каждая научная дисциплина стала разрабатывать специфические приемы и методы исследования. На рубеже 19-20 вв достижения науки начинают все больше применяться в материальном произв и соц жизни, а во 2 половине 20 в наука превращается в непосредственную производит силу. На каждом историческом этапе развития науки менялись формы ее институализации, которые определялись основными ее функциями в обществе, способами организации научной деятельности и взаимосвязью с другими соц институтами общества.

Наука – особый вид деятельности, направленный на получение знаний о мире (познавательная деятельность). Наука возникает из практической деят-ти людей. Она является продолжением обыденного, стихийно-эмпирического познания, опирающегося на здравый смысл. Но обыденное знание представляет собой бессистемный, случайный набор простейших индуктивных обобщений житейских наблюдений. А наука, возникнув из практики, начинает опережать практику по освоению новых объектов реального мира, благодаря построению теоретич моделей с помощью абстрактных и идеальных объектов. Теория проверяется с помощью экспериментов. Для поиска новых истин и их проверки в науке используются спец теоретич и эмперич методы, материально-технич средства наблюдения.

Основные факты, способствующие превращению науки в важнейший способ познават деятельности: 1. ориентация на объективный характер закономерностей изучаемых предметов, явлений и событий, 2. реальность законов исследуемых явлений позволяет четко выделить предмет их познания, 3. открывает возможность опережающего исследования объектов, не охваченных текущей практикой.

Наряду с науч методами познания существуют и другие способы и приемы, которые называют вненаучными. Они используются в искусстве, философии, религии и других формах общественного сознания и зависят от субъективной стороны деятельности людей.