Заключение.

Основную задачу тактики пролетариата Маркс определял в строгом соответствии

со всеми посылками своего материалистически-диалектического миросозерцания.

Лишь объективный учет всей совокупности взаимоотношений всех без исключения

классов данного общества, а, следовательно, и учет объективной ступени

развития этого общества и учет взаимоотношений между ним и другими обществами

может служить опорой правильной тактики передового класса. При этом все

классы и все страны рассматриваются не в статическом, а в динамическом виде,

т. е. не в неподвижном состоянии, а в движении (законы которого вытекают из

экономических условий существования каждого класса). Движение в свою очередь

рассматривается не только с точки зрения прошлого, но и с точки зрения

будущего и притом не в пошлом понимании "эволюционистов", видящих лишь

медленные изменения, а диалектически: "20 лет равняются одному дню в великих

исторических развитиях, - писал Маркс Энгельсу, - хотя впоследствии могут

наступить такие дни, в которых сосредоточивается по 20 лет" (т. III, с. 127

"Переписки"). На каждой ступени развития, в каждый момент тактика

пролетариата должна учитывать эту объективно неизбежную диалектику

человеческой истории, с одной стороны, используя для развития сознания, силы

и боевой способности передового класса эпохи политического застоя или

черепашьего, так называемого "мирного", развития, а с другой стороны, ведя

всю работу этого использования в направлении "конечной цели" движения данного

класса и создания в нем способности к практическому решению великих задач в

великие дни, "концентрирующие в себе по 20 лет". Два рассуждения Маркса

особенно важны в данном вопросе, одно из "Нищеты философии" по поводу

экономической борьбы и экономических организаций пролетариата, другое из

"Коммунистического Манифеста" по поводу политических задач его. Первое

гласит: "Крупная промышленность скопляет в одном месте массу неизвестных друг

другу людей. Конкуренция раскалывает их интересы. Но охрана заработной платы,

этот общий интерес по отношению к их хозяину, объединяет их одной общей идеей

сопротивления, коалиции... Коалиции, вначале изолированные, формируются в

группы, и охрана рабочими их союзов против постоянно объединенного капитала

становится для них более необходимой, чем охрана заработной платы... В этой

борьбе - настоящей гражданской войне - объединяются и развиваются все

элементы для грядущей битвы. Достигши этого пункта, коалиция принимает

политический характер". Здесь перед нами программа и тактика экономической

борьбы и профессионального движения на несколько десятилетий, для всей долгой

эпохи подготовки сил пролетариата "для грядущей битвы".

"Коммунистический Манифест" о тактике политической борьбы выдвинул основное

положение марксизма: "коммунисты борются во имя ближайших целей и интересов

рабочего класса, но в то же время они отстаивают и будущность движения". Во

имя этого Маркс в 1848 г. поддерживал в Польше партию "аграрной революции",

"ту самую партию, которая вызвала краковское восстание 1846 года". В Германии

1848 - 1849 гг. Маркс поддерживал крайнюю революционную демократию и никогда

впоследствии не брал назад сказанного им тогда о тактике.

Когда кончилась эпоха революций 1848 - 1849 гг., Маркс восстал против всякой

игры в революцию, требуя уменья работать в эпоху новой полосы, готовящей

якобы "мирно" новые революции. В каком духе требовал Маркс ведения этой

работы, видно из следующей его оценки положения в Германии в наиболее глухое

реакционное время в 1856 году: "Все дело в Германии будет зависеть от

возможности поддержать пролетарскую революцию каким-либо вторым изданием

крестьянской войны".

В знаменитом обращении Интернационала от 9 сентября 1870 г. Маркс

предупреждал французский пролетариат против несвоевременного восстания, но,

когда оно все же наступило (1871 г.), Маркс с восторгом приветствовал

революционную инициативу масс, "штурмовавших небо". Поражение революционного

выступления в этой ситуации, как и во многих других, было, с точки зрения

диалектического материализма Маркса, меньшим злом в общем, ходе и исходе

пролетарской борьбы, чем отказ от занятой позиции, сдача без боя: такая сдача

деморализовала бы пролетариат, подрезала бы его способность к борьбе.

Маркс был, прежде всего, революционер. Принимать тем или иным способом

участие в ниспровержении капиталистического общества и созданных им

государственных учреждений, участвовать в деле освобождения современного

пролетариата – вот что было его жизненным призванием.

Философский материализм Маркса указал пролетариату выход из духовного

рабства, в котором прозябали до этого все угнетенные классы. Экономическая

теория Маркса разъяснила действительное положение пролетариата в общем, строе

капитализма.

Освобождение общественного производства от оков капитализма, устранение

классовых различий за счет уничтожения основ деления на господствующие и

угнетенные классы – таково историческое призвание современного рабочего

класса. Исследовать исторические условия, а вместе с этим и самую природу

этого переворота и, таким образом, выяснить угнетенному классу, призванному

совершить этот подвиг, условия и природу его собственного дела – такова

задача научного социализма, являющегося теоретическим выражением

пролетарского движения.

 

Список литературы

1. А.Ю. Брегада. Основы политологии. Киев. КНЕУ, 1998г.

2. Хофман Дж. Марксизм и теория «Праксиса». М., 1978г.