Заключение.
Основную задачу тактики пролетариата Маркс определял в строгом соответствии
со всеми посылками своего материалистически-диалектического миросозерцания.
Лишь объективный учет всей совокупности взаимоотношений всех без исключения
классов данного общества, а, следовательно, и учет объективной ступени
развития этого общества и учет взаимоотношений между ним и другими обществами
может служить опорой правильной тактики передового класса. При этом все
классы и все страны рассматриваются не в статическом, а в динамическом виде,
т. е. не в неподвижном состоянии, а в движении (законы которого вытекают из
экономических условий существования каждого класса). Движение в свою очередь
рассматривается не только с точки зрения прошлого, но и с точки зрения
будущего и притом не в пошлом понимании "эволюционистов", видящих лишь
медленные изменения, а диалектически: "20 лет равняются одному дню в великих
исторических развитиях, - писал Маркс Энгельсу, - хотя впоследствии могут
наступить такие дни, в которых сосредоточивается по 20 лет" (т. III, с. 127
"Переписки"). На каждой ступени развития, в каждый момент тактика
пролетариата должна учитывать эту объективно неизбежную диалектику
человеческой истории, с одной стороны, используя для развития сознания, силы
и боевой способности передового класса эпохи политического застоя или
черепашьего, так называемого "мирного", развития, а с другой стороны, ведя
всю работу этого использования в направлении "конечной цели" движения данного
класса и создания в нем способности к практическому решению великих задач в
великие дни, "концентрирующие в себе по 20 лет". Два рассуждения Маркса
особенно важны в данном вопросе, одно из "Нищеты философии" по поводу
экономической борьбы и экономических организаций пролетариата, другое из
"Коммунистического Манифеста" по поводу политических задач его. Первое
гласит: "Крупная промышленность скопляет в одном месте массу неизвестных друг
другу людей. Конкуренция раскалывает их интересы. Но охрана заработной платы,
этот общий интерес по отношению к их хозяину, объединяет их одной общей идеей
сопротивления, коалиции... Коалиции, вначале изолированные, формируются в
группы, и охрана рабочими их союзов против постоянно объединенного капитала
становится для них более необходимой, чем охрана заработной платы... В этой
борьбе - настоящей гражданской войне - объединяются и развиваются все
элементы для грядущей битвы. Достигши этого пункта, коалиция принимает
политический характер". Здесь перед нами программа и тактика экономической
борьбы и профессионального движения на несколько десятилетий, для всей долгой
эпохи подготовки сил пролетариата "для грядущей битвы".
"Коммунистический Манифест" о тактике политической борьбы выдвинул основное
положение марксизма: "коммунисты борются во имя ближайших целей и интересов
рабочего класса, но в то же время они отстаивают и будущность движения". Во
имя этого Маркс в 1848 г. поддерживал в Польше партию "аграрной революции",
"ту самую партию, которая вызвала краковское восстание 1846 года". В Германии
1848 - 1849 гг. Маркс поддерживал крайнюю революционную демократию и никогда
впоследствии не брал назад сказанного им тогда о тактике.
Когда кончилась эпоха революций 1848 - 1849 гг., Маркс восстал против всякой
игры в революцию, требуя уменья работать в эпоху новой полосы, готовящей
якобы "мирно" новые революции. В каком духе требовал Маркс ведения этой
работы, видно из следующей его оценки положения в Германии в наиболее глухое
реакционное время в 1856 году: "Все дело в Германии будет зависеть от
возможности поддержать пролетарскую революцию каким-либо вторым изданием
крестьянской войны".
В знаменитом обращении Интернационала от 9 сентября 1870 г. Маркс
предупреждал французский пролетариат против несвоевременного восстания, но,
когда оно все же наступило (1871 г.), Маркс с восторгом приветствовал
революционную инициативу масс, "штурмовавших небо". Поражение революционного
выступления в этой ситуации, как и во многих других, было, с точки зрения
диалектического материализма Маркса, меньшим злом в общем, ходе и исходе
пролетарской борьбы, чем отказ от занятой позиции, сдача без боя: такая сдача
деморализовала бы пролетариат, подрезала бы его способность к борьбе.
Маркс был, прежде всего, революционер. Принимать тем или иным способом
участие в ниспровержении капиталистического общества и созданных им
государственных учреждений, участвовать в деле освобождения современного
пролетариата – вот что было его жизненным призванием.
Философский материализм Маркса указал пролетариату выход из духовного
рабства, в котором прозябали до этого все угнетенные классы. Экономическая
теория Маркса разъяснила действительное положение пролетариата в общем, строе
капитализма.
Освобождение общественного производства от оков капитализма, устранение
классовых различий за счет уничтожения основ деления на господствующие и
угнетенные классы – таково историческое призвание современного рабочего
класса. Исследовать исторические условия, а вместе с этим и самую природу
этого переворота и, таким образом, выяснить угнетенному классу, призванному
совершить этот подвиг, условия и природу его собственного дела – такова
задача научного социализма, являющегося теоретическим выражением
пролетарского движения.
Список литературы
1. А.Ю. Брегада. Основы политологии. Киев. КНЕУ, 1998г.
2. Хофман Дж. Марксизм и теория «Праксиса». М., 1978г.