Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ.

Древнегреческая классическая философия – 5 в. до н.э. – сер. 4 в. до н.э.

Средневековая европейская философия – 5 в. н.э. – 14 в. н.э.

Философия эпохи европейского возрождения – 15 в. – 16 в.

Философия Нового времени – нач. 17 в. – сер. 19 в.

(Особо выделяют этап в рамках философии Нового времени: немецкая классическая философия – последняя треть 18 в. – сер. 19 в.)

Современная философия (в широком смысле) – сер. 19 в. – 20 в. – наше время.

ПОНЯТИЯ «МОДЕРН» И «ПОСТМОДЕРН». В русском языке термин «модерн» употребляется в более узком смысле по сравнению с европейскими языками. В русском языке термин «модерн» закреплен за определенной эпохой в истории искусства и определенным художественным стилем (напр., модерн как архитектурное явление в конце XIX– начале XX вв.). В европейских языках «модерн» – обозначение исторического периода, начало которого обычно связывают с Новым временем, т.е. начало модерна относится к 17 в.

Понятия «постмодерн», «постмодернизм» прежде всего связаны с префиксом «пост-» как указанием на смену, переход к следующему этапу, преодоление предыдущего. Многие авторы критически относятся к термину «постмодерн», считая его неопределенным и бессодержательным. Однако можно говорить и о собственном, строгом содержании этого термина.

Так, французский философ Жан-Франсуа Лиотар (р. 1924) связывает постмодерн со специфической ситуацией, сложившейся в западноевропейском обществе с середины 60-х гг. XX века. Начиная с середины 60-х гг. складывается особая (новая по отношению к предыдущему периоду) социокультурная, интеллектуальная, гносеологическая ситуация. Таким образом, «постмодерн» – это обозначение для изменения интеллектуальной атмосферы в западноевропейском обществе, термин для обозначения социокультурных трансформаций последней трети XX века.

ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ: КЛАССИЧЕСКИЙ, НЕОКЛАССИЧЕСКИЙ И ПОСТКЛАССИЧЕСКИЙ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ. Термины «классическая», «неоклассическая» и «постклассическая» философия не являются общеупотребимыми, с четко указанным содержанием. В рамках данного учебного курса под этими терминами понимается следующее.

Термины «классическая», «неоклассическая» и «постклассическая философия» обозначают этапы движения западноевропейской философской мысли, специфические доминирующие подходы к трактовке принципов и содержания философского знания.

Можно обратить внимание на следующее: с сер. 19 в. серьезной критике и переосмыслению подвергаются предмет философии, функции философии, основополагающие принципы европейской философии, особенно с точки зрения сопоставлении философского и научного знания. Возникают философский позитивизм, прагматизм и др. Однако с сер. 19 в. и вплоть до 60-х гг. 20 в. доминирующими в философии остается ориентация на рационализм, признание существования объективной истины, логическое обоснование философского знания и т.п., т.е. признаки классического философствования. Поэтому этап развития философии от середины 19 в. до 70-х гг. 20 в. можно назвать «неоклассическая философия» («новая классическая философия»).

В сер. 60-е гг. 20 в. в ряде философских учений на первый план выходят деструктивные элементы, подобные философии греческих софистов: релятивизм, агностицизм, отрицание объективной истины, критика разума и отрицание важности логического мышления и т.п. Таким образом, отрицаются основы всей западноевропейской классической и неоклассической философии. Философию периода 70-х гг. 20 в. – нач. 21 в. называют «постклассической» («после классической»), или «философией постмодерна».

КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ формируется в Западной Европе в Новое время на принципах английского сенсуализма (Т.Гоббс, Дж.Локк и др.), французского рационализма (Р.Декарт и др.) и достигает максимальной выраженности в немецкой классической философии (прежде всего у И.Канта, Г.В.Ф.Гегеля, Л.Фейербаха). Классическая философия Нового времени в целом развивается в русле античной греческой (средиземноморской, запдноевропейской) философской традиции.

НЕОКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ несколько модернизирует содержание классической философии, акцентирует новые идеи и подходы в онтологии, гносеологии и аксиологии, предлагает достаточно оригинальные по содержанию конструктивно-логические решения философских проблем. Однако в целом западноевропейская философия второй половины XIX – первой половины XX вв. остается на позициях «классики», что и позволяет характеризовать эту философию как «неоклассическую».

ПОСТКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ возникает в последней трети XX в., осуществляет достаточно радикальный разрыв с классической философской традицией. Философия, именуемая как «постклассическая», связана с постмодернизмом как социокультурной ситуацией, поэтому «постклассическая» и «постмодернистска» философия могут рассматриваться как синонимы.

Для позиции, занимаемой человеком в рамках постклассической философии, характерна критика основных концептов классической западной философии. Отвергаются философско-теоретические понятия «бытие», «субъект», «смысл», «истина», «структура» и др.

 

НАПРАВЛЕНИЯ, ШКОЛЫ ФИЛОСОФИИ

ПОЗИТИВИЗМ – философское учение, согласно которому философия по мере развития естественных (позитивных) наук утрачивает свой предмет и становится излишней, поскольку истинное знание о мире дают универсальные научные законы, сформулированные на основе фактов и подтвержденные экспериментально.

НЕОПОЗИТИВИЗМ – одно из основных направлений западной философии ХХ в., считающее единственно возможным проверяемое специально-научное знание, а традиционное философское знание – неосмысленным, потому что основные философские понятия не поддаются проверке.

Неопозитивизм продолжил в новых формах традицию эмпиризма и позитивизма. Неопозитивисты считали, что предметом философии должен быть язык, и прежде всего – язык науки как средство выражения знания.

Направление оформилось в середине 30-х гг. ХХ в., как ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ (Шлик, Карнап, Нейрат и др.), ЛЬВОВСКО-ВАРШАВСКАЯ ШКОЛА.

НЕОРАЦИОНАЛИЗМ – течение в методологии и философии науки, сложившееся в первой половине ХХ в. во Франции и Швейцарии, как реакция на мировоззренческий кризис после первой мировой войны, распространение скепсиса и мистики. Свою задачу неорационализм видел в поддержании преемственной связи с веком Просвещения.

Основные представители: Башляр, Гонсет, Мейерсон.

В отличие от классического рационализма, который опирался на априорные схемы обоснования знания, неорационализм исходит из исторически меняющихся предпосылок познания и применяет в области историко-научных исследований диалектические идеи.

Главные постулаты неорационализма: 1) онтологический: всеобщая детерминированность реальности, т.е. признание действия причин в реальности, осмысляемой разумом; 2) умопостигаемость «рационализированной» реальности, или «реальности второго порядка»; 3) методологический: универсальная значимость широко понимаемого экспериментального метода; 4) исторический: признание прогресса в познании и и существеннного значения рациональной мысли в жизни и развитии общества.

НЕОТОМИЗМ – направление современной католической философии, базирующееся на учении Ф.Аквинского (1225 – 1274), получившее статус официальной философской доктрины Ватикана в конце XIX в. Центральным для неотомизма является принцип гармонии знания и веры. Исходя из признания акта творения Мира Богом, философия неотомизма подробно рассматривает соотношение Бога и сотворенного Мира, обогащая свой арсенал методами и категориями феноменологии, герменевтики, философской антропологии и др. современных направлений философии.

ГЕРМЕНЕВТИКА – направление в современной философии, ориентированное на понимание «внутреннего смысла» текста в отличие от причинно-исторического объяснения текста, учение об интерпретации и понимании текстов.

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ – одно из основных направлений в философии ХХ в., исходное положение которого – отказ от любых идеализаций в качестве исходного пункта и признания единственной предпосылки – возможности описания спонтанно-смысловой жизни сознания (Гуссерль), возможности истолкования фундаментальных структур человеческого существования (Хайдеггер). Два основных варианта феноменологии – учения Гуссерля (признанный основоположник направления) и Хайдеггера.

Основная идея феноменологии – неразрывность сознания, с одной стороны, и предметного мира – с другой, и в то же время несводимость, нередуцируемость сознания к предметному миру.

СТРУКТУРАЛИЗМ – направление в философии ХХ в., сложившееся в 40-е – 60-е гг. XX в. Позиция структурализма – ориентация на поиск в любых областях реальности устойчивых порядков (структур), обнаружение которых дает ключ к познанию самых разных явлений природы и социальной жизни. Выявить структуру того или иного феномена означает выявить тайну его устройства и соответственно алгоритм функционирования. Основоположником структурализма является К.Леви-Стросс.

ПОСТСТРУКТУРАЛИЗМ – направление в философии ХХ в., сложившееся в 60-е – 80-е гг. Позиция постструктурализма генетически восходит к критике структурализма, а содержательно представляет собой отказ от основных философских конструктивно-логических принципов познания под предлогом создания новых, более гибких исследовательских стратегий, позволяющих избежать иерархического упорядочения реальности.

ЛЬВОВСКО-ВАРШАВСКАЯ ШКОЛА – одна из школ аналитической философии в Европе, образованная группой логиков и философов, работавших в период между двумя мировыми войнами главным образом в Варшаве и Львове (осн. Представители – Лукасевич, Лесьневский, Котарбиньский, Айдукевич, Тарский и др.). Для школы было характерно резко отрицательное отношение к иррационализму, стремление к сближению философских и научных исследований, к преданию философским рассуждениям доказательного и логически строгого статуса. Важнейшим средством достижений этих целей считался логический анализ языка науки и философии, способствовавший устранению неточностей и двусмысленностей, которыми, как считали представители школы, питаются спекулятивно-иирационалистические философские концепции.