Виды и приемы работы учителя на уровне обучения понимания материала по экономике. ( Подсистемы “Осознание” и “Осмысление”, «Обобщение».)
Виды и приемы подсистемы «Осознание»:
· Показ явлений и объектов в природе. Показ объектов в музеях, биоуголках, на выставках.
· Использование наглядности: картинок, плакатов; диафильмов и диапозитивов; транспарантов; кинофильмов.
· Демонстрация: звука (высота, громкость, тембр); тактильных ощущений, - движения;
· явлений; моделей.
· Работа с терминами: составление словарей; иллюстрирование; сопоставление.
· Распознавание образов.
· Использование абстрактной наглядности: таблиц; формул, схем, карт
Осмыслениепонимают как выявление взаимосвязей между представлениями, понятиями, а также уяснение характера взаимосвязей.
Учитель должен всегда иметь в виду: чем больше связей удалось реализовать на уроке, тем выше идет кривая забывания, тем больше уровень остаточных знаний ученика ( на графике зависимости объема Р воспроизведенного материала от времени t, прошедшего после его объяснения, кривая 2 соответствует лучшему осмыслению. Поэтому-то и говорится: прежде, чем запоминать, надо понять, что зубрежка - бесплодна. - 1-1, закономерность осмысления.
Р
t
Вторая закономерность заключается в невозможности реализации всех связей. В самом деле, количество связей между рассматриваемыми понятиями определяется формулой m = n( n-1) \ 2
и очень быстро нарастает при увеличении числа понятий
n | ||||||||
m |
В соответствии с этой закономерностью следует стремиться к выделению главного в материале, ограничиваться наиболее важными взаимосвязями. Здесь может быть полезной иерархия вопросов:
- сначала вопросы, отражающие причинно-следственные связи; обычно они начинаются со слов “ Зачем...” и “ Почему...”;
- затем вопросы, связанные с содержанием - “Что это...”, “Из чего состоит...,”Частью чего является...”, “Какими признаками обладает...”;
- затем вопросы, связанные с действием и способами его осуществления - “Как...”, “Каким образом...”;
- и, наконец, вопросы, касающиеся условий выполнения действий, протекания явлений.
Третья закономерность осмысления описана на количественном уровне. При одной - двух реализованных связях понятие легко выпадает из системы знаний, забывается учеником. При трех связях возможность выпадения существенно снижается. Оптимальность трех связей каждого понятия с другими установлена статистически, и “правило трех связей” верно для большинства учебных ситуаций.
опытный учитель не только заботится об осмыслении материала, но и учит детей самостоятельно мыслить, искать взаимосвязи, задавать вопросы.
Виды и приемы работы подсистемы “Осмысление”:
· Использование простых мыслительных операций: анализа, синтеза; сравнения, противопоставления.
· Выявление меж понятийных связей: при выполнении индивидуальных заданий; в процессе беседы, в процессе дискуссии, с помощью “мозговой атаки”.
· Использование для изучения связей: наблюдений в природе; эксперимента, анализа структурно-логических схем; анализа матриц связей.Пример: Модель экономического кругооборота
· Выяснение характера связей: непосредственных и опосредованных; причинно-следственных и генетических; пространственных и временных; последовательных и параллельных; прямых и обратных.
· Графическая регистрация связей: построение графиков; заполнение таблиц и матриц;