Виды и приемы работы учителя на уровне обучения понимания материала по экономике. ( Подсистемы “Осознание” и “Осмысление”, «Обобщение».)

Виды и приемы подсистемы «Осознание»:

· Показ явлений и объектов в природе. Показ объектов в музеях, биоуголках, на выставках.

· Использование наглядности: картинок, плакатов; диафильмов и диапозитивов; транспарантов; кинофильмов.

· Демонстрация: звука (высота, громкость, тембр); тактильных ощущений, - движения;

· явлений; моделей.

· Работа с терминами: составление словарей; иллюстрирование; сопоставление.

· Распознавание образов.

· Использование абстрактной наглядности: таблиц; формул, схем, карт

 

Осмыслениепонимают как выявление взаимосвязей между представлениями, понятиями, а также уяснение характера взаимосвязей.

Учитель должен всегда иметь в виду: чем больше связей удалось реализовать на уроке, тем выше идет кривая забывания, тем больше уровень остаточных знаний ученика ( на графике зависимости объема Р воспроизведенного материала от времени t, прошедшего после его объяснения, кривая 2 соответствует лучшему осмыслению. Поэтому-то и говорится: прежде, чем запоминать, надо понять, что зубрежка - бесплодна. - 1-1, закономерность осмысления.

       
   
 


Р

 

 

 

 
 


t

Вторая закономерность заключается в невозможности реализации всех связей. В самом деле, количество связей между рассматриваемыми понятиями определяется формулой m = n( n-1) \ 2

и очень быстро нарастает при увеличении числа понятий

n
m

 

В соответствии с этой закономерностью следует стремиться к выделению главного в материале, ограничиваться наиболее важными взаимосвязями. Здесь может быть полезной иерархия вопросов:

- сначала вопросы, отражающие причинно-следственные связи; обычно они начинаются со слов “ Зачем...” и “ Почему...”;

- затем вопросы, связанные с содержанием - “Что это...”, “Из чего состоит...,”Частью чего является...”, “Какими признаками обладает...”;

- затем вопросы, связанные с действием и способами его осуществления - “Как...”, “Каким образом...”;

- и, наконец, вопросы, касающиеся условий выполнения действий, протекания явлений.

Третья закономерность осмысления описана на количественном уровне. При одной - двух реализованных связях понятие легко выпадает из системы знаний, забывается учеником. При трех связях возможность выпадения существенно снижается. Оптимальность трех связей каждого понятия с другими установлена статистически, и “правило трех связей” верно для большинства учебных ситуаций.

опытный учитель не только заботится об осмыслении материала, но и учит детей самостоятельно мыслить, искать взаимосвязи, задавать вопросы.

Виды и приемы работы подсистемы “Осмысление”:

· Использование простых мыслительных операций: анализа, синтеза; сравнения, противопоставления.

· Выявление меж понятийных связей: при выполнении индивидуальных заданий; в процессе беседы, в процессе дискуссии, с помощью “мозговой атаки”.

· Использование для изучения связей: наблюдений в природе; эксперимента, анализа структурно-логических схем; анализа матриц связей.Пример: Модель экономического кругооборота

· Выяснение характера связей: непосредственных и опосредованных; причинно-следственных и генетических; пространственных и временных; последовательных и параллельных; прямых и обратных.

· Графическая регистрация связей: построение графиков; заполнение таблиц и матриц;