Бессознательное и сознательное противопоставлены друг другу, ноедины в психической субстанции и жизни человека.

Свойства бессознательного:

1. -Все, основанные на инстинктивных влечениях желания, находятся в бессознательном и существуют независимо друг от друга. Осознаются только некие идеи желаний, только то, что мы думаем о своих желаниях, но не желания как таковые в своем первозданном виде.

2.- Процессы в бессознательном существуют вне времени. Они не изменяются со временем и не имеют временной последовательности. Другими словами, врожденные бессознательные реакции, и приобретенный бессознательным опыт сохраняются в неизменном виде

3. - Бессознательное не сомневается и не отрицает что-либо. Бессознательные желания и потребности могут быть сильнее или слабее только от степени удовлетворённости, а также проявлять себя в сложном.

4.- Бессознательные процессы мало связаны с личными представлениями о реальности. Они регулируются собственной силой и принципом удовольствия. Бессознательному дела нет докакой-то там условной, надуманной реальности, это не его забота.

5.- Энергия бессознательных процессов и идей намного мобильней, чем энергия сознания. В бессознательном нет препятствий,характерных для внешней реальности.

Уровни бессознательного:

- бессознательное личное (подсознание, предсознание);

- бессознательное коллективное.

№ 39. Проблема познаваемости мира.

Основная проблема процесса познания – это проблема истинности получаемых знаний. Истина – это характеристика наших знаний. Истина есть совпадение наших знаний самой действительностью. Истины нет среди предметов, поэтому истина носит субъективный характер. Истины нет и среди теории, гипотез и законов и наших мыслей. Истины там не живут, потому что истина есть характеристика. Истины нет в субъективном, и следовательно, и нет в объективном.

Абсолютность истины предполагает полное совпадение наших знаний с самой действительности. Но существуют факты, которые полностью совпадают с самой действительности, т.е. фиксация фактов. Истина, как частичка знания может быть абсолютной истиной. Истина абсолютная, как цель познания.

Относительность истины. Истина всегда относительна, потому, что не бывает полного совпадения наших знаний с самой действительности.

Конкретность истины. Истина всегда конкретна, потому, что о совпадении наших знаний с самой действительности мы можем говорить лишь в определенное время, в определенном месте и при определенных условиях.

 

№ 40. Субъект и объект познания. Предпосылочное знание.

Субъект познания — это носитель предметно-практической деятельности и познания, источник познавательной активности, направленной на предмет познания.

В качестве субъекта познания может выступать как отдельный человек (индивид), так и различные социальные группы (общество в целом). В случае, когда субъектом познания является индивид, то его самосознание (переживание собственного “Я”) определяется всем миром культуры, созданной на протяжении человеческой истории. Успешная познавательная деятельность может быть осуществлена при условии активной роли субъекта в познавательном процессе.

Объект познания - это то, что противостоит субъекту, на что направлена его практическая и познавательная деятельность.

Объект не тождественен объективной реальности, материи. Объектом познания могут быть как материальные образования (химические элементы, физические тела, живые организмы), так и социальные явления (общество, взаимоотношение людей, их поведение и деятельность). Результаты познания (итоги эксперимента, научные теории, наука в целом) также могут стать объектом познания. Таким образом, объектами становятся существующие независимо от человека вещи, явления, процессы, которые осваиваются либо в ходе практической деятельности, либо в ходе познания.

Предпосылочное знаниесистема знания, складывающаяся из философско-мировоззренческих, общенаучных методологических элементов и соответствующего концептуального аппарата.

Это, например, такие фундаментальные, логико-методологические понятия, как причинность, взаимосвязь, отношение, сущность, элемент и многие другие. К предпосылочному знанию относятся общие представления об объективной реальности и методологические принципы. Без предпосылочного знания невозможно выполнить даже относительно простые научные процедуры. Так, используя процедуру измерения скорости движущегося тела, мы в классической механике основываемся на том базисном допущении, что свойства часов и линеек являются абсолютными, не зависят от их скорости. Философское предпосылочное знание существенно влияет на возможность достижения конкретных научных результатов. Философские установки могут помочь ученому и, наоборот, могут помешать ему совершить открытие. Это касается даже математики, при всей ее кажущейся самодостаточности.

 

№ 41. Чувственное познание и его формы. Особенности знания получаемых посредсвом чувственного познания.

Чувственное познание – это уровень познавательной деятельности, который осуществляется с помощью органов чувств человека: зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса. Специфика чувственного познания заключается в том, что оно является первичным источником наших знаний, так как отражает лишь внешние стороны познаваемого объекта. Следовательно, чувственный образ всегда конкретен. В то же время, между чувственным образом и его прототипом (прообразом) существуют единство и различие. Единство это заключается в том, что гносеологический образ всегда является субъективным по форме и объективным по содержанию, т.е. каков прообраз (объект познания), таков и образ этого объекта. Но объект познания по своему содержанию намного богаче образа его отражения, последний может отражать объект лишь в определенном ракурсе, поэтому не может быть полного единства между ними.

Чувственные познания, есть первая ступень процесса познания. Чувственные познания являются непосредственным знанием. Чувственные познания существуют в следующих формах:

1. Раздражимость– т.е. ответная реакция на воздействие и отражение на уровне всего живого.

2. Ощущение – отражение отдельных свойств предмета возникающее при их непосредственном воздействии на органы чувств (цвет, свет, запах, звук, мягкость, твердость, соленость, сладость и т.д.).

3. Восприятие – это отражение предмета в целом. Например - чувственно-конкретный образ стола. Исходным материалом восприятия, таким образом, являются ощущения.

4. Представление – воспроизведение ранее воспринятого или память. Оно является воспроизведением образов предметов, воздействовавших на наши органы чувств в прошлом.

5. Ручное мышление – анализ и синтез восприятий и представлений.