Анализ ТО и производственной программы.

Целью анализа объема выпуска и реализации продукции является выявление резервов роста объема выпуска продукции, формирование ассортимента реализуемой продукции, расширение доли рынка при максимальном использовании производственной мощности, составление прогноза развития производства. Отраслевые особенности отдельных производств определяют выбор последовательности действий, шагов, этапов анализа и конкретных методов расчета. В чем заключается сущность анализа объема производства и реализации продукции? Комплексный целевой анализ выпуска и реализации продукции Вы должны осуществлять для анализа конкурентных позиций Вашего предприятия и его способности гибкого маневрирования ресурсами при изменении конъюнктуры рынка. Этот общий анализ реализуется путем проведения следующих частных анализов:

Анализ объема и структуры выпуска продукции.

Анализ выполнения договорных обязательств и реализации продукции.

Анализ технического уровня и качества продукции.

Анализ резервов роста объемов производства.

Анализ безубыточности и оценка запаса финансовой прочности.

Объектами анализа являются:

В качестве источников информации для проведения анализа объема выпуска и реализации продукции используется статистическая отчетность, а также данные бухгалтерского учета.

 

4. Производственная мощность кухни и вместимость торгового зала, эффективность их использования.

 

 

5. Сущность товарных запасов, их значение и виды. Факторы, влияющие на их величину. Показатели измерения.

 

Товарные запасы - это масса товаров, которая находится в каналах обращения в ожидании реализации.
Необходимость создания товарных запасов обусловлена объективными причинами:
1. условиями производства (специализация, сезонные колебания спроса);
2. природно-климатическими условиями производства товаров;
3. условиями транспортировки и реализации товаров.
Товарные запасы играют большую роль:
1. обеспечивают развитие товарооборота;
2. выступают барометром в экономической деятельности предприятия (если запасы оседают в каналах обращения, то это говорит о том, что спрос на товары отсутствует, следовательно, необходимо снижать запасы; если же товарные запасы снижаются, следовательно, товары пользуются повышенным спросом, принимаются меры по завозу товаров.
Роль товарных запасов:
1. Элемент товарного предложения: чем больше запасов, тем больше т/о.
2. Барометр коммерческой деятельности: если товарные запасы оседают, то снижается спрос.
Двойственность характера:
- товарные ресурсы: чем больше товарные запасы, тем больше т/о,
- финансовые ресурсы: чем больше товарные запасы, тем меньше прибыль.
Классификация товарных запасов:
1. По назначению:
- текущего хранения
- сезонные
- досрочного завоза (целевые)
2. По месту нахождения:
- в пути
- оптовые склады
- розничные склады
3. По срокам отчетности:
- на начало отчетного периода (входные)
- на конец отчетного периода (выходные)
4. По размерам:
- минимальные
- максимальные
- средние (либо на основе среднего арифметического)
5. По потребительским свойствам товара (по товарным группам)
6. По учетной цене:
- по оптовой цене (покупные)
- по розничной цене
- договорные цены
Для характеристики товарных запасов используются показатели:
1. натуральные (ед., кг, шт., м. и т.д.) – используются для характеристики простого ассортимента, либо для характеристики одной товарной группы;
2. стоимостной (в денежном выражении) – используется для характеристики всей совокупности товарных запасов или по группам;
3. относительные показатели (отражают соотношение каких-либо двух абсолютных параметров и определяется в процентах, коэффициентах или индексах):
3.1. удельный вес;
3.2. Запасы в днях (на сколько дней продажи имеется товарных запасов)
3.3. Время обращения и товарооборачиваемость.

Экономические процессы взаимосвязаны между собой находятся в той или иной степени зависимости друг от друга. На них могут оказывать влияние множество факторов, которые действуют на то или иное явление в противоположном направлении. Основная цель экономического анализа — выявление, расчет влияния отдельных факторов на исследуемый показатель и исключение влияния отрицательных факторов.

На размер товарных запасов и на время товарного обращения оказывают влияние различные факторы: размещение производства, транспортные связи, уровень цен на товары, ассортиментный состав товарной массы, соответствие товаров спросу населения, качество выпускаемой продукции, сезонность производства товаров, методы работы торговых организаций, ритмичность производства, равномерность завода, размещение торговой сети, состояние материально-технической базы торговли и т. д.

От соотношения в обороте различных товаров зависит среднее время обращения, так как обращение отдельных товаров различно. Это можно объяснить неодинаковыми потребительскими свойствами товаров, а также сложностью ассортимента. Если в обороте большое количество товаров сложного ассортимента, товарооборачиваемость замедляется. Так, товары повседневного спроса обращаются быстрее, чем товары редкого спроса.

Расширение ассортимента товаров несколько увеличивает время обращения, ибо объем товарных запасов становится больше и соответственно больше затрачивается времени на подсортировку, подготовку товаров к продаже. Время обращения продовольственных товаров значительно меньше, чем непродовольственных. Поэтому повышение удельного веса непродовольственных товаров и товаров длительного пользования замедляет обращение товаров.

На время обращения оказывают влияние еще и такие факторы, как размер товарооборота, его структура, объем товарных запасов. Определить степень влияния этих факторов можно методом цепной подстановки. Время обращения находится в прямой зависимости от размера средних товарных запасов и в обратной зависимости от объема товарооборота.

Рост объема товарооборота благоприятно влияет на показатели скорости и времени обращения товаров. Так, увеличение объема товарооборота сопровождается при прочих равных условиях увеличением числа оборотов и сокращением числа дней оборота, т. е. уменьшается количество дней пребывания товаров в обращении.

Важное место в анализе отводится среднему товарному запасу. Увеличение его при неизменном объеме товарооборота замедляет товарооборачиваемость, увеличивает время обращения. Обратные соотношения дают, естественно, положительные результаты.

Весьма существенное влияние на скорость товарооборота и время обращения товаров оказывает структура товарооборота. Увеличение в его составе удельного веса товаров быстрой оборачиваемости ускоряют обращение товаров в целом по организации, и наоборот.

 

Для учета, анализа и планирования товарных запасов исчесляются различные показатели измерения - абсолютные (в натуральных или стоимостных единицах), относительные (в днях, разах, процентах к товарооборота) рисунок 1.

Рис. 1.Показатели, которые характеризируют состояние товарных запасов

 

Показатели измерения товарных запасов в натуральных величинах, используются для планирования товарных ресурсов, получения товаров, организации работы складской сети, для расчета потребности в материально-технической базе предприятий, для оперативного учета остатков товаров. Единицы измерения, используемые при этом, отражают особенности потребительских характеристик товаров.

Поскольку товары, кроме потребительской ценности, характеризуются еще и стоимостью, абсолютный размер товарных запасов всегда определяется в денежной форме, причем цены на момент измерения могут быть как фактическими, так и сравнительными.

Оценочные единицы измерения позволяют оценить уровень обеспеченности запасами в целом по предприятию.

Оценочные показатели измерения товарных запасов используются в учете, отчетности, в анализе и планировании товарных запасов, а также в других показателях деятельности, связанных с ними, объеме и структуре товарооборота, издержках обращения; при обосновании потребности в оборотных средствах, кредитной политики, политики распределения прибыли и т.п.

Относительные показатели размера товарных запасов используются для оценки обеспеченности товарооборота товарными запасами, анализа периоды и скорости вращения товарных запасов, т.е. для характеристики качественных показателей формирование товарных запасов.

Для оценки обеспеченности товарооборота товарными запасами используют показатель уровня товарных запасов в днях оборота. Он определяется как частное от деления абсолютного размера товарного запаса к концу периода на среднедневной товарооборот этого периода (месяца, квартала или года для которого этот запас является конечным). Расчет производится по формуле:

Р3дн= (ЗхК)/Т, где

Р3дн-уровень товарных запасов в днях оборота, дней;

 

З - абсолютная величина товарного запаса на данный период, ден. единиц;

Т - товарооборот предприятия за данный период, ден. един;

К - количество дней в периоде, дни.

Уровень товарных запасов в днях оборота исчисляется и анализируется как в целом по предприятию, так и за отдельными товарами и товарными группами, а также по отдельным периодам года. Особое внимание уделяют уровню запасов в днях к концу года, исходя из товарооборота IV квартала, поскольку этот показатель используется при обосновании планов деятельности предприятий на следующий год.

Соотношение среднего размера товарных запасов с однодневным объемом товарооборота торгового предприятия, определяет продолжительность пребывания товаров в сфере обращения или время товарного обращения.

Время товарного обращения - это период, за который товар проходит весь путь от производства до конечного потребителя. Этот путь состоит из времени перемещения товара от рабочего до складов оптовой или розничной торговли, времени пребывания на складах и преобразования производственного ассортимента в торговый, и времени, необходимого для розничной продажи товаров.

Время товарного обращения измеряется за определенный период. Разница между показателями: уровень товарных запасов (в днях оборота) и период то обращения товара(также в днях оборота) в том, что для оценки используются данные о наличии товарных запасов на любой конкретный момент, а для второго - используется информация о среднем размере товарных запасов за любой период.

Расчет среднего размера товарных запасов ведется по средней арифметической ( при наличии информации про состояние товарных запасов на начало и конец периода) или по средней хронологичной с использованием следующей формулы:

Где ТЗ1,ТЗ2…-товарные запасы на определенную дату (момент оценки);

n-количество наблюдений за состоянием запасов.

Для оценки времени оборота товаров используют следующие формулы:

В днях оборота:

или

В количестве оборотов:

или

К0=Д/Д0, где:

средние товарные запасы;

Т –объем товарооборота,

О –однодневный товарооборот;

Д- количество дней в периоде.

Время оборота товаров показывает продолжительность пребывания товаров в виде товарных запасов, характеризирует время, необходимое для его полного обновления. Скорость показывает, сколько раз на протяжении года (квартала) обновляется товарный запас.

Эти два показателя тесно взаимодействуют. Скорость обращения, умноженная на время оборота товаров, равняется количеству дней в отчетном периоде. Если поделить количество дней в отчетном периоде на время оборота, то получим товарную оборачиваемость в разах; поделивши количество дней в отчетном периоде на скорость оборота товаров в разах, получим время оборота в днях.