Тестовые задания.

Задание 1. Заполните пропуски в утверждениях:

  • Образцы поведения, ожидаемого от людей, занимающих различные социальные позиции в группе, в различных ситуациях общения это ………
  • Социальные роли, независящие от желания человека, называют …………
  • Социальные роли, которые человек берет на себя добровольно, называют ……….
  • Характеристика группы, представляющая собой сеть ролей, коммуникационных путей и структуру власти в группе, это ……………
  • Характеристика группы, определяющая степень взаимного притяжения членов группы или уровень обязательств члена группы по отношению к остальной части группы, это ………
  • Уровень социальной власти или значения человека в группе это ……….
  • Одна из основ добровольного объединения человека в группы, желание объединиться с другими людьми, это …………..
  • Общение, при котором люди находятся в прямом контакте, это ………….
  • Общение, при котором происходит обмен информацией, но непосредственного контакта нет, это ……….
  • Общение при помощи мимики, жестов и междометий называют ………….
  • Общение при помощи речи называют …………….
  • Сторона общения, отвечающая за обмен информацией и ее понимание, это …..
  • Сторона общения, отвечающая за форму взаимодействия партнеров при осуществлении совместной деятельности, это ……..
  • Сторона общения, отвечающая за восприятие одного партнера по общению другим, это ……….

 

 

Задание 2. Дайте развернутые ответы на следующие вопросы:

  • Что вы знаете о социальных ролях? Как они влияют на поведение людей? Можно ли сказать, что социальные роли облегчают коммуникацию ? Приведите примеры таких ролей и ролей, осложняющих взаимодействие. Охарактеризуйте понятие ролевого конфликта.
  • Что Вы знаете о теории социального сравнения? Согласны ли Вы с ее постулатами? Какие явления могут быть объяснены с ее помощью?
  • Что Вы знаете о теории социального магнетизма? Какими понятиями она пользуется? Какие явления можно объяснить с ее помощью?
  • Что Вы знаете о теории социального обмена? Чем можно объяснить неугасающий интерес публики к телевизионным шоу, в которых люди рассказывают о себе, перекрывая нормы самораскрытия? Почему при непосредственном общении с человеком такая же ситуация воспринималась бы, как неудобная?
  • Какова роль атрибуции в межгрупповом и межличностном взаимодействии? Какие параметры чаще всего оцениваются в процессе атрибуции? Можно ли сказать, что атрибуция «благодарное занятие»? Каковы фундаментальные ошибки атрибуции?
  • Что Вы знаете о социальном влиянии? Какие явления иллюстрировал эксперимент Аша? Чем интересен эксперимент Милграма? Какое влияние на социальное поведение оказывают феномены конформизма, послушания, уступки, уступки и предубеждения?
  • Что Вы знаете о агрессивном поведении? Чем оно вызывается? Какова роль средств массовой информации в формировании агрессивного поведения?
  • Что вам известно о просоциальном поведении? Как можно объяснить, что в случае аварии больше вероятность получить помощь на безлюдной дороге, чем на оживленном шоссе?
  • Охарактеризуйте малые группы. Какие групповые процессы в них происходят? В чем разница между руководством и лидерством?
  • В чем отличие больших социальных групп? Какими они бывают, каковы основные типы взаимодействия в них? В чем отличие толпы, массы и аудитории?

 

Задание 3. Оцените утверждения с точки зрения правильности и полноты. Свой ответ аргументируйте. Какие точки зрения представлены в этих воззрениях?

А

  1. Социальная психология - это научное исследование того, как люди ведут себя, думают и чувствуют в социальных ситуациях;
  2. Социальная психология занимается изучением особенностей поведения, мыслей и чувств людей в присутствии других людей, действительном или подразумеваемом;
  3. Социальная психология изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы;

Б

  1. Атрибуция - это процесс построения догадок о причинах поведения людей;
  2. Атрибуция – это приписывание социальным объектам характеристик, не представленных в поле восприятия;
  3. Атрибуция – это процесс «достраивания» непосредственно воспринимаемой от социального окружения информации;

В

  1. Аффилиация – стремление человека к добровольному объединению в группы;
  2. Аффилиация – стремление человека к объединению с другими людьми, вызванное необходимостью выработки реакций для адаптации к окружающей действительности;
  3. Аффилиация - тенденция к образованию групп, свойственная людям, которая помогает снизить тревожность и реализовать потребность в социальном сравнении;

 

Задание 4. Прокомментируйте приведенные высказывания:

    • Главные отличительные признаки находящегося в массе индивиды таковы: исчезновение сознательной личности, преобладание бессознательной личности, ориентация мыслей и чувств в одном и том же направлении вследствие внушения и заражения, тенденция к безотлагательному осуществлению внушенных идей. Индивид не является больше самим собой, он стал безвольным аппаратом.
    • Масса импульсивна, изменчива и возбудима… Импульсы, которым повинуется масса, могут быть, смотря по обстоятельствам, благородными или жестокими, героическими или трусливыми, но во всех случаях они столь повелительны, что не дают проявляться не только личному инстинкту, но даже инстинкту самосохранения… Она не выносит отсрочки между желанием и осуществлением желаемого. Она чувствует себя всемогущей, у индивида в массе исчезает понятие невозможного.
    • Чувства массы всегда просты и весьма гиперболичны. Масса… не знает ни сомнений ни неуверенности. Масса немедленно доходит до крайности, высказанное подозрение сразу же превращается у нее в непоколебимую уверенность, зерно антипатии – в дикую ненависть. … Тот, кто хочет на нее влиять, не нуждается в логической проверке своей аргументации, ему подобает живописать ярчайшими красками, преувеличивать и всегда повторять то же самое.
    • Так как масса в истинности или ложности чего-либо не сомневается и при этом сознает свою громадную силу, она столь же нетерпима, как и подвластна авторитету. Она уважает силу… От своего героя она требует силы, даже насилия. Она хочет чтобы ею владели и ее подавляли, хочет бояться своего господина.
    • Массы никогда не знали жажды истины. Они требуют иллюзий, без которых они не могут жить. Ирреальное для них всегда приоритет перед реальным, не реальное влияет на них почти также сильно, как и реальное. Массы имеют явную тенденцию не видеть между ними разницы.

( по Е.Е. Сапоговой).

Задание 5. прокомментируйте с точки зрения социальной психологии:

  • Некто может любить людей как членов группы и в то же время не любить их как индивидов. (Дж. Тернер)
  • Комиссия есть группа несведущих людей, нехотя назначенных другими для выполнения ненужной работы. (Ф. Аллен)
  • Да не устрашит тебя величие: одни рождаются великими, другие достигают величия, третьим его навязывают (У. Шекспир)
  • Честолюбие часто заставляет людей предаваться самым низким занятиям; Вверх лезут в той же позе, что и ползают. (Д. Свифт)
  • Если президент говорит «нет» мы все говорим «нет». (Э. Доул)
  • Когда люди вольны поступать как угодно, они обычно подражают друг другу. (Э. Хоффер)
  • Никогда не отворяй дверь тем, кто отворяет ее и без твоего разрешения. (С.Е. Лец)

Задание 6. Прокомментируйте с точки зрения социальной психологии. Что Вам известно о конформизме и нонконформизме?

  • « Если какой-то особенно значимый для нас человек или группа людей будут придерживаться точки зрения, отличной от нашей, мы постараемся привести свои взгляды в соответствие со взглядами этих людей, подчиняясь при этом не столько внешнему, сколько внутреннему давлению. Подобное давление может оказаться настолько сильным, что, боясь испортить отношения с каким-то человеком, конфликт с которым может быть чреват серьезными осложнениями, некоторые люди принимают и разделяют его точку зрения, даже если ее ошибочность достаточно очевидна» Е. Мелибруда.
  • «В примитивной группе быстро вырабатываются определенные нормы поведения участников, или «неписаные правила», которым обязаны следовать и Главарь, и самый маломощный из Забитых. В примитивной группе «оскорблением» субъекта оказывается любое ущемление его амбиции. Мы привыкли понимать унижение как оскорбительные слова или действия, направленные на другое лицо. Мишель Монтень, выдающийся французский мыслитель 16 века, был убежден, что у любого человека найдется хотя бы одна черта, которою он превосходит вас. Следовательно, у каждого есть чему поучиться. Не таковы убеждения, царящие в примитивной группе. И поэтому, попав в нее, вы подчас и не сообразите, чем прогневили людей. Молодая женщина может раздражать одним тем, что она молода и красива. Человек с даром речи вызовет неприязнь косноязыких. Человек кипучего темперамента – неприязнь вялых и ленивых.» А.Б. Добрович.
  • «Одной из отличительных черт конституционально-ограниченных является их большая внушаемость, их постоянная готовность подчиниться голосу большинства, «общественному мнению» («что станет говорить княгиня Мария Алексеевна!»); это люди шаблона, банальности, моды, это тоже люди среды, но не совсем в том смысле, как неустойчивые психопаты: там люди идут за ярким примером этой среды, за «пороком», а здесь, напротив, - за благонравием. Конституционально-ограниченные психопаты всегда консерваторы; из естественного чувства самозащиты они держатся за старое, к которому привыкли и к которому приспособились, и боятся всего нового. Это – те «нормальные» люди, о которых Кюльер говорил, что в тот самый день, когда больше не будет полунормальных людей, цивилизованный мир погибнет, погибнет не от избытка мудрости, а от избытка посредственности. Это те «нормальные» люди, которых Ферри сравнивает с готовым платьем из больших магазинов; здесь действует только закон подражания…» П.Б. Ганушкин.