Тестовые задания.

Задание 1. Ответьте на следующие вопросы и обоснуйте свой ответ.

  • Какие ощущения Вы испытываете в настоящий момент?
  • Что произошло бы, если бы отсутствовала редукция?
  • Как изменилась бы картина наших ощущений, если бы абсолютные пороги увеличились?
  • Каким признаком, важным с точки зрения выживания, обоняние и слух отличаются от зрения? Какими теориями в настоящее время объясняют действие выше перечисленных анализаторов?
  • С точки зрения выживания для человека важна высокая вкусовая чувствительность к определенным раздражителям. Каким именно? Какими теориями в настоящее время объясняют действие вкусовых анализаторов?
  • Является ли восприятие суммой отдельных ощущений?
  • Какими теориями в настоящее время объясняют эмоциональное восприятие и возникновение чувств? Почему сильные эмоции могут вызвать обморок или даже смерь от страха? ( с точки зрения функционирования вегетативной нервной системы)
  • В чем состоит проблема внимания с психологической точки зрения? Назовите причины внимания. В чем Вы видите разницу между чувствами и эмоциями?
  • Опишите эксперимент Мак-Гинниса (распознавание эмоционально окрашенных сигналов) и назовите его основные преимущества и недостатки.
  • Охарактеризуйте основные виды соместетических ощущений.
  • Какие явления изучает парапсихология? Есть ли на данный момент доказательства реальности этих явлений?
  • Можно ли сказать, что человек, часто проявляющий аффект, невоспитан?

 

Задание 2. Заполните пропуски в утверждениях:

  • Сенсорные рецепторы – это биологические ……… , или устройства, превращающие один вид энергии в другой.
  • Характеристики энергии, поступающей на сенсорные рецепторы, передаются в головной мозг после следующих процессов ……………., и…………, и ………..
  • Минимально необходимый уровень стимуляции сенсорного рецептора это ………
  • Самый яркий цвет для палочек ………..
  • Самый яркий цвет для палочек ……………..
  • Зависимость восприятия от психической жизни человека ………
  • Особенности восприятия ………………
  • Ошибочное восприятие …………
  • Восприятие без ощущения ……………
  • Положительные эмоции генерируются преимущественно в ………… полушарии ГМ
  • Отрицательные эмоции генерируются преимущественно в …………….полушарии ГМ
  • Слабовыраженное, но достаточно устойчивое эмоциональное состояние, причина которого часто неясна, это ……………
  • Представления бывают …………… и ……………..
  • Функция эмоций, отвечающая за воздействие на других людей, называется……….
  • Функция эмоций, отвечающая за усиление двигательной активности, называется……..
  • Функция эмоций, отвечающая за отношение к окружающей реальности, называется ………
  • Функция эмоций, отвечающая за деятельность сенсорных анализаторов, называется……..
  • Функция эмоций, отвечающая за обобщенную и не всегда обоснованную оценку других людей и событий, называется ………….
  • Эмоции - … отражение в форме переживаний … и … процесса и результатов практической деятельности.
  • Согласно теории Джеймса-Ланге, первопричинами возникновения эмоциональных состояний являются ………….. изменения, происходящие в организме.
  • Теория Кеннона-Барда утверждает, что эмоциональные переживания и соответствующие им … … …….. порождаются …..
  • Чувства отличаются от эмоций силой проявления и ……….
  • Высшие чувства подразделяют на нравственные и ……

 

Задание 3. Охарактеризуйте следующие расстройства функционирования сенсорных анализаторов. В чем они выражаются? Чем они могут быть вызваны? Могут ли они подвергаться корректировке и если да, то какой?

  • Миопия
  • Гиперопия
  • Пресбиопия
  • Астигматизм
  • Цветовая слепота
  • Цветовая слабость (дальтонизм)
  • Ночная слепота
  • Глухота проводимости
  • Нервная глухота
  • Аносмия

 

Задание 4. Прокомментируйте приведенный отрывок. Что первично в познавательной деятельности человека: ощущение или восприятие?

В ходе повторяющегося всматривания в предмет происходит истолкование увиденного. Оно основывается на вычленении определенных частей и сегментов предмета, на таком сопоставлении этих частей и элементов, которое позволяет увидеть, «что» является главным и определяющим в предмете. В ходе такого сопоставления частей между собой отдельно и в группе, сопоставления их с целым происходит выявление соотношений между ними, усмотрение назначения предмета, раскрытие его существенных свойств. При таком рассмотрении некоторые отдельные стороны или качества предмета делаются для нас «ориентирами», которые позволяют лучше всего понять и поэтому по-настоящему увидеть, что такое находится перед нами. (П.М. Якобсон)

 

Задание 5. Попробуйте доказательно обосновать, что:

  • Иллюзии восприятия не могут служить аргументом в пользу непозанаваемости мира;
  • Восприятие человека не является зеркальной копией того, что существует вне его;
  • Восприятие человека субъективно;
  • Образы восприятия одного человека непосредственно недоступны сознанию другого;
  • Одного восприятия недостаточно для адекватного отражения действительности;
  • Процессы восприятия имеют своей физиологической основой деятельность мозга;

 

Задание 6. Верны ли следующие утверждения? Ответ обоснуйте.

· Функции рецепторов зависят от уровня развития мозга.

· Адаптация состоит в том, что мы быстро перестаем замечать тиканье часов.

· Физиологический порог ощущений определен генетически.

· Мозг испытывает информационную перегрузку, если он не может осуществить выбор среди большого количества сигналов.

· У каждого биологического вида свое восприятие действительности, создаваемое специфическими ощущениями.

· Интуиция основана на подпороговых ощущениях.

 

 

Задание 7. Сравните понятия по предложенному образцу:

 

 

А) 1- психика, 2- ощущение; Б) 1- ощущение, 2 – отражение; В) 1-ощущение, 2- восприятие; Г) 1- адаптация, 2- ощущение; Д) 1- ощущение, 2 – боль; Е) 1-представление, 2- восприятие; Ж) 1- эмоции, 2- чувства; З) 1- настроение, 2 – эмоции; И) 1-ощущения, 2 – эмоции;

Задание 8. Обобщите смысл приведенных высказываний. Определите, что общего и различного в эмоциях и чувствах.

  1. Эмоции – это есть работа инстинкта, а чувства – горечь, печаль и т.д. – это уже статья другая, это связано с затруднением деятельности больших полушарий… Чувства связаны с самым верхним отделом, и все они привязаны ко второй сигнальной системе. (И.П. Павлов)
  2. Чувства сложнее эмоций, поскольку испытывают на себе влияние не только и не столько психофизиологических процессов, сколько всей совокупности индивидуальных особенностей личности, ее жизненного опыта, мировоззрения и ее социальных отношений. (Б.Д. Парыгин)
  3. Эмоции отражают не предметы и явления реального мира, а объективные отношения, в которых эти предметы и явления находятся к нуждам организма. Эмоции, не являясь еще формой познания, вызывают не образ предмета или явления, а переживание. (К.К. Платонов).

Задание 9. Проанализируйте следующие утверждения. Оцените их правильность с точки зрения современных представлений об эмоциях.

· Чувства и эмоции человека имеют животное происхождение, и по мере развития психики они будут исчезать.

· Человеку грустно, потому что он плачет, а не наоборот.

· Одни и те же физиологические сдвиги могут сопровождать несколько различных эмоций.

· Чувства непередаваемы языком слов и движений.

· Без эмоций невозможны познание и деятельность.

· Разум всегда способен взять верх над эмоциями.

  • Эмоциональная жизнь человека в корне отличается от эмоций животных.
  • Эмоции являются источником силы для нервных клеток коры больших полушарий, выполняя роль своеобразного аккумулятора нервной энергии.

Задание 10. Ответьте на вопросы психологии восприятия.

  • Верно ли, что лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать?
  • Почему в аэропорту, когда вы ждете прибытия определенного самолета, объявление по радио звучит так: «Самолет, прибывающий рейсом (что-то неразборчиво), опаздывает на (опять неразборчиво) минут» - самые нужные слова расслышать не удается?
  • Мог ли Тарзан научиться читать, рассматривая книги в хижине родителей?
  • Почему в детстве время субъективно течет медленнее, чем в зрелом возрасте и старости?
  • Почему на детских утренниках часто можно услышать «порою волк, сердитый волк, с лисою пробегал» вместо «рысцою пробегал»; а вместо «мороз снежком укутывал» - «мороз мешком укутывал»?
  • Почему болевых рецепторов в 10 раз больше на пальцах, чем на ладонях?

Задание 11. С точки зрения современной психологии прокомментируйте высказывания:

  • «Наша жизнь есть то, что мы думаем о ней» Марк Аврелий.
  • «Человек страдает не столько от того, что происходит, столько от того, как он оценивает происходящее» Мишель Монтень.
  • «Страшно не то, что вас обманули или обокрали, страшно, если вы постоянно помните об этом» Конфуций.
  • «Я был убит горем, потому что у меня не было туфель, до тех пор, пока не встретил человека, у которого не было ног» Гарольд Абботт.
  • «Когда мы наслаждаемся отдыхом и, кажется должны чувствовать себя счастливыми, нас подстерегает дьявол беспокойства. Ведь именно в эти минуты мы задумываемся о том, чего не достигли в жизни, что топчемся на месте, становимся лысыми, некрасивыми и т.д.» Дейл Карнеги.