V. Домашнее задание (2 мин)
Прочитать § 7, повторить материал урока. Ученики получают листочки с заданием на определение видов миграции. Работы выполняется в тетради:
Задание: Определи, какой вид миграции совершает каждый участник истории. Может быть, и несколько видов одновременно.
Иванов получил долгожданную премию и решил отправиться из пыльной Москвы на озеро Байкал - в отпуск. Купив билет, заскочил к Сидорову – поделиться радостью и вдруг узнал, что тот переехал из России на постоянное место жительства в США. Прабабушка Сидорова была очень недовольна. Сама-то она в годы войны с фашистами была угнана в Германию, а затем возвратилась на родину после победы.
Иванов посетовал, что не застал друга и побежал делиться радостью к сестре Наташке. Но сестры тоже дома не оказалось: заключила контракт и уехала на 2 недели в Нефтеюганск контролировать нефтедобычу в Западной Сибири. Зато встретил свою тетку, которая раньше жила в Таджикистане, но из-за ухудшения положения русского населения навсегда переехала жить в Россию.
“Вот это миграции”, - подумал Иванов и отправился домой собирать чемоданы.
Ответ :(для проверки на следующем уроке): Иванов – временная, сезонная, эпизодическая. Сидоров – эмигрант. Прабабушка Сидорова – в годы войны – насильственная; после победы – репатриация. Наталья (сестра Иванова) – трудовая вахтовая миграция. Тетка Иванова – реэмиграция.
План-конспект урока по географии в 9б классе
Тема урока: "Исторические особенности
заселения и освоения территории России"
Урок посвящен Семену Дежневу ‑ мореходу-первооткрывателю.
Содержание:прокладка маршрута путешествий Семена Дежнева
Опорные знания и умения:
Цели урока:
- образовательные: изучить особенности заселение и освоения территории России сформировать представление об основных этапах заселения и освоения России, сформировать представления об освоении Северо- Востока во времена казачьих походов на примере Семена Дежнева.
- развивающие: умение находить и объединять и представлять информацию. Развитие навыков работы с дополнительной информацией.
- воспитательные: способствовать формированию интереса к науке, способствовать пониманию собственных интеллектуальных достижений, развитие чувства гордости за достижения отечественных первопроходцев.
Средства обучения:
Учебник Дронов В.П. и др. География России. Население и хозяйство. 9 кл. учебник для общеобразоват. учреждений – М.: Дрофа, 2013. – 285с.
Школьный атлас для 9 класса, карта Дальневосточного региона, контурная карта Дальнего востока. Карта Якутии.
Презентация, содержащая фотографии и карты
Дополнительные материалы из статей:
1) «Мореход – первооткрыватель Семен Дежнёв Энциклопедия для детей. Т.3. География. – 4-е изд., испр. / ред коллегия: М.Аксёнова, А.Элиович, Д.Люри и др. – М.: Аванта, 2005. – 704 с. С587-589
2) Арктика — мой дом. История освоения Севера в биографиях знаменитых людей : полярная энциклопедия школьника : книга для детей сред. и старш. шк. Возраста. М. : Северные просторы, 2001. — 285 с. : ил. — Указ. имен: с. 276–277.