Задание для самостоятельной работы №12
Прокомментируйте данные суждения. Каково соотношение задатков и способностей в человеке?
1.Рафаэлем может стать только тот, "в ком сидит Рафаэль", но удастся ли индивиду вроде Рафаэля развить свой талант - это целиком зависит от спроса, который в свою очередь зависит от разделения труда и от порожденных им условий просвещения людей.
2.Человек никогда бы не проявил своих способностей, если бы не родился с соответствующими генами музыкальных, технических, литературных, интеллектуальных и т.д. способностей... Развитие способностей носит имманентный характер, совершается по принципу присущей самому организму внутренней целесообразности... совершенно независимо от влияний внешней среды.
3.Абсолютный слух как способность не существует у ребенка до того, как он впервые стал перед задачей узнавать высоту звука. До этого существовал только задаток как анатомо-физиологический факт.
4.Не в том дело, что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности.
5.Свои способности человек может узнать, только попытавшись приложить их.
Задание для самостоятельной работы №13
Переведите на язык современной научной психологии следующие афоризмы.
1.Делать легко то, что для других трудно, - это талант; делать то, что для таланта невозможно, - это гений. (Амьель)
2.Гений есть не что иное, как дар огромного терпения. (Бюффон)
3.Гений - это способность видеть невидимое, двигать неосязаемое, рисовать то, что не имеет формы. (Жубер)
4.Гений - один процент вдохновения и девяносто девять процентов пота. (Эдисон)
5.Во всяком творении гения мы узнаем собственные отвергнутые мысли. (Эмерсон)
6.Талант на одну треть состоит из инстинкта, на одну треть - из памяти и на одну треть - из воли. (Досси)
7.Талант - дар, над которым властвует человек; гений - дар, властвующий над самим человеком. (Лоуэлл)
8.Талант работает, гений творит. (Шуман)
9.Широта ума, сила воображения и активность души - вот что такое гений. (Дидро)