Z-модель решения проблем
Однобокость восприятия и оценки ситуации в разгар кризиса будет проявляться у каждого по-своему:
- ST скорее всего обратится к многочисленным факторам и увязнет в них (S) или застрянет на их тщательной объективизации (T),
- SF, вероятно, обратится к сиюминутным фактам (S) и будет рассматривать, как они скажутся на окружающих (F),
- NF скорее всего долго будет перебирать альтернативные решения (N) и рассматривать, как они скажутся на людях (F)
- NT, вероятно, будет опираться только на возможные варианты решения (N), забыв о деталях, и тщательно их анализировать (Т).
К этому стоит добавить, что другая пара предпочтений (EI) и (JP) также участвуют в этой игре: (ST)-Экстраверт будет реагировать несколько не так, как (ST)-Интроверт.
Вспомните, как обычно протекают планёрки у директора завода: шум, гам, спихивание проблем друг на друга, доказательства только своей правоты… Так зарождаются производственные конфликты, и обязанность директора состоит в том, чтобы умелым руководством превратить их из разрушающих в конструктивные.
Конструктивное бизнес-общение
Конструктивное бизнес-общение по учебникам освоить практически невозможно, делается это на специализированных бизнес-тренингах.
На таких тренингах каждый из участников за все время работы в группе должен выработать и выписать себе на карточки («шпаргалки») основные свои недостатки и советы, как с ними справляться (обычно их не должно быть более двух-трех). Главное в такой работе – «попасть в точку», т.е. найти ключ к своим управленческим проблемам, а не хвататься за все советы подряд.
Например, экстраверту (много говорящему), чтобы научиться слушать других не перебивая и дать возможность им высказаться, трудно воспитывать в себе новые качества, но начинать с чего-то надо. Такой человек записывает себе в карманную памятку простейшее правило: «Делай паузы в своих речах по 5 секунд!». Оказывается, для экстраверта это – единственное, что работает!