Введение. Предмет этики

Скворцов А.А. Этика: учебник / А.А. Скворцов; под общей ред. А,А. Гусейнова. – М.: Издательство Юрайт, 2011. - 306 с.

 

 

Введение. Предмет этики

Этика является одной из древнейших областей знания, объектом изучения которой являются моральные каноны социальной практики. На протяжении более чем двухты-сячелетнего периода философия породила колоссальное количество учений, школ, течений и направлений, пос­вященных проблемам существования человека на земле, осмысление которых делает задачу нахождения оконча­тельного определения предмета данной дисциплины невы­полнимой. В самом широком смысле можно утверждать, что этика касается всего относящегося к поиску человеком смысла его индивидуальной жизни и наилучших форм пребы­вания в мире других людей.

Трудно представить, чтобы на свете жил человек, ни разу не задававшийся вопросом о смысле жизни, добре и зле, о настоящей свободе, подлинном счастье, истинной любви и дружбе, о совести, чести, достоинстве, справедливости и долге. Если бы чисто гипотетически можно было бы пред­ставить такого индивида, то его пребывание в мире, лишен­ное всего самого главного, стремление к которому, по обще­му мнению, всегда определяло назначение человека, никто не мог бы назвать жизнью в полном смысле слова. Более того, в истории культуры не было ни одного религиозного, философского, политического учения либо произведения литературы и искусства, где не поднимались бы вопросы, которые принято называть нравственными, т.е. имеющие отношение к достижению настоящей, подлинной жизни че­ловека. На эту тему рассуждают как уже упоминавшиеся философия и религия, так и множество других гуманитар­ных наук. В чем же тогда заключается специфика этики?

Этика есть философская дисциплина, исследующая по­нятия добра и зла. Слово «философский», с одной стороны, указывает на неисчерпаемость предмета исследования, но, с другой стороны, включает в себя поле собственного ин­тереса в определенную традицию, тем самым существенно его ограничивая. Следовательно, этика представляет со-

 

 


бой раздел философии, изучающий не бытие и познание, а жизнь и поступки человека. Поэтому ее синонимом часто выступает словосочетание «практическая философия», т.е. позволяющая изменить окружающую реальность. Именно как философская дисциплина этика стремится быть ин­теллектуальным мировоззрением, т.е. желает осмыслить жизнь человека, а не предлагать готовые рецепты дости­жения счастья, требуя принять их на веру. Этика изучает жизнь людей и делает выводы, которые призывает принять свободно, сперва оценив их мерилом собственного разума. Она не проповедует и учит, а раскрывает смысл важнейших ценностей человеческой жизни, делая их более понятными и доступными для осуществления.

Будучи неотъемлемым разделом философии, этика опирается на собственную традицию, представленную в учениях великих мыслителей. В истории философии не встретится ни одной значительной фигуры, которая не пос­вятила бы вопросам этики специального исследования. Так, существуют книги, прямо озаглавленные «Этика» (П. Абе­ляр, Б. Спиноза, В. Вундт, II. Гартман, Д. фон Гильдебрандт и др.), либо включающие этот термин наряду с другими словами, например, «Никомахова этика» Аристотеля, «Ос­нования этики» Г. Спенсера, «Методы этики» Г. Сиджвика, «Культура и этика» А. Швейцера и др. Проблемы, на ко­торых было сфокусировано внимание крупных филосо­фов, сформировали предметное поле данной дисциплины. Во втором разделе нашего учебника будет представлена краткая история важнейших этических доктрин.

Также следует заметить, что в наше время слову «этика» достаточно часто придается иное значение. Она понимает­ся как практика внедрения и поддержания определенных стандартов поведения в различных сферах деятельности. Речь идет о профессиональной, корпоративной, деловой этике, а также об их многочисленных подразделениях, к примеру, большую популярность в последнее время при­обрели биомедицинская, экологическая, юридическая, ин­формационная, академическая этика. Можно сказать, что появление и широкое распространение данных способов саморегулирования различных сообществ - социальных установлений - лишний раз свидетельствует о практичес­кой применимости этических знаний. Этой теме будет пос­вящен последний раздел нашего учебника. Но прежде мы более четко определим реальность, изучаемую этикой.


Этика как область знания сформировалась в Древней Греции. Сам термин был впервые образован Аристоте­лем (IV в. до н.э.) для обозначенния дисциплины, целью которой является достижение человеком высшего блага. Этимология слова восходит к древнегреческому понятию «ethos», смысл которого изменялся с течением времени. Его самое древнее значение - «местопребывание», «чело­веческое жилище», «логово зверя», «гнездо птицы», «очаг», т.е. укоренение живого существа в мире. Позже это слово приобретает новый смысл - устойчивая природа явления, в том числе и характер человека, внутренний нрав живых существ. Например, некоторые натурфилософы говорят об этосе первоэлементов природы, но, пожалуй, впервые «этос» в значении «характер» использовал другой древне­греческий философ Гераклит (V в. до н.э.). Этот термин в трактовке философа уже обозначает не только сам харак­тер, но и образец для воспитания характера, некий эталон, наилучший для подражания. Ко времени Аристотеля слово «этос» употреблялось также в значении «нрав», «обычай», «привычка», «темперамент». Поэтому Аристотель, желая обозначить науку, изучающую все богатство людских нра­вов, назвал ее «этикой». Он же ввел в оборот прилагатель­ное «этикос» - этический, имеющий отношение к особому качеству человека, получившему название добродетели. Иначе говоря, этический - значит относящийся сугубо к человеческому поведению.

Какова была дальнейшая судьба термина этика? В древ­неримской философии, ставшей во многих теоретических аспектах преемницей древнегреческой интеллектуальной традиции, Цицерон (I в. до н.э) подобрал ему латинский эк­вивалент «мое» (множественное число - «морес») и образо­вал прилагательное «моралис». Позже, в IV в. н.э., появилось слово «моралитас» (мораль), которое стало латинским экви­валентом слова «этика». Таким образом, если отталкиваться от этимологии слов «этика» и «мораль», то они обозначают одно и то же явление. В обыденном языке, особенно в виде прилагательных, они употребляются как синонимы, напри­мер: моральное или этическое поведение. Иногда исполь­зуют еще один синоним: нравственное. Получается, что в русском языке существуют три слова, которыми обозначают нормальное поведение, соответствующее представлениям о человечности. В этом учебнике мы будем использовать сло­ва «мораль» и «нравственность» как синонимы, а понятие

 

 

 

«этика» - применительно к изучающей их дисциплине. Кроме того, в качестве синонимов этики будут выступать принятые в гуманитарном знании словосочетания «моральная философия» и •«нравственная философия».

Но вернемся к предмету рассмотрения этики, т.е. практической философии. В первую очередь ее интересуют поступки человека, совокупность которых мы будем называть поведением. Однако этика стремится изучать не само по себе поведение индивида (для этого существует множество других наук), а дать ответ на вопрос, какое поведение является наилучшим? При этом еще основатель этики Аристотель указывал на то, что ее цель - не знание о хороших (добродетельных) поступках, а совершение их. Именно этим отличается практическая философия от теоретической: она существует не ради знаний, а для улучшения жизни людей. Поэтому в предмет этики необходимо включить еще несколько важных составляющих:

- размышление над высшими ценностями человеческой жизни; поиск смысла счастья, свободы, добродетели, любви и т.д., т.е. того, к чему не может быть равнодушен ни один человек и что составляет цели его жизни. Кроме того, этику интересует также и то, что мешает личности достичь этих целей, - различные виды проявления зла: порок, корысть, лень, ненависть;

- этика акцентирует внимание на уже сложившихся в обществе представлениях о правильном поведении, выраженных в нормах, традициях, обычаях и стандартах. Все указанные социальные установления, регулирующие по ведение людей, достаточно часто суммируются в понятие «мораль». В этой части этика уже - не только теоретическое рассуждение о ценностях, но дисциплина, требующая

от человека воплотить эти ценности в своей жизни.

- наконец, этику интересуют поступки человека не как действия, что-то изменяющие во внешнем мире, а как следствия принятого им решения, как выражение его выбора, нравственной позиции. Иными словами, она анализирует то, что стоит за поступками, сферу мотивов, внутренних побуждений, качеств и различных сторон характера. Оче видно, что один и тот же поступок, если его рассматривать только лишь как действие, можно оценить как добрый или злой. Духовный мир человека - материя тонкая. Тем не менее рассуждение о внутренних побуждениях и качествах человека (сострадание, милосердие, мужество, лень, трусость,

 

 

зависть, стыд и т.д.) составляет значительную часть моральной философии.

Но и это еще не все составляющие предмета этики. Осталась одна, возможно, самая главная, включающая все перечисленное. Ведь и поведение, и ценностный мир, и социальные нормы, и мотивы поступков приобретают значение для практической философии, поскольку реализуются в мире людей и направлены на другого человека. Поэтому отношения между людьми - центральный объект внимания этики, в то время как предметом ее изучения будет именно их нравственная основа. Таким образом, наше рабочее определение данной области знания звучит так: этика - это философская дисциплина, изучающая отношения между людьми с точки зрения их соответствия совершенству.

Современная моральная философия - чрезвычайно разветвленная область знания. В наши дни она охватывает различные сферы деятельности: от специализированных университетских кафедр до этических комитетов при медицинских учреждениях и отделов, устанавливающих стандарты поведения сотрудников компаний крупного бизнеса. Традиционно выделяют три магистральных раздела моральной философии: описательная (дескриптивная), теоретическая (нормативная) и прикладная этика. Описательная этика занимается преимущественно историей нравов, а также изучением их современного состояния. Теоретическая этика исследует происхождение и развитие норм поведения, принятых в обществе, а также претендует на то, чтобы сформулировать новые нормы и эталоны поведения. Наконец, внимание прикладного раздела сконцентрировано вокруг сложных, дискуссионных проблем нашего времени, касающихся положения человека в обществе и осуществления его прав. Иногда в особый раздел этики включают так называемую метаэтику, которая занимается исследованием смысла основных категорий данной дисциплины. Также отдельным самостоятельным разделом моральной философии является история этических учений, о которой мы будем говорить в следующей главе. Но прежде следует указать на важнейшие мировоззренческие основания этики, без которых дальнейшее изложение ее проблематики будет невозможным.

Любая наука базируется на положениях, очевидных без доказательства и разделяемых большинством ученых, работающих в этой области. Такие положения получили назва-

 

 

 

ния «аксиомы». Несмотря на богатую палитру различных, зачастую противоречивых мнений, сложившихся вокруг этики, она также выработала свои аксиомы.

Во-первых, следует отметить, что теоретическая этика говорит не о том, что есть в действительности, а о том, что должно быть с точки зрения идеальных отношений между людьми. В этом состоит ее отличие от многих наук. Она желает открыть всем наилучший мир, и тот факт, что в реальности он недостижим, не может опровергнуть ее утверждений.

Таким образом, можем ли мы приписать этике строгий научный статус и, соответственно, общезначимость и неопровержимость выводов? Ответ на этот вопрос зависит от того, как мы понимаем науку. Этика размышляет о жизни, а это крайне многомерная, парадоксальная действительность, противоречивая в восприятии различных народов и людей. Уже основатель этики Аристотель полагал, что знание, добытое ею, носит весьма относительный, вероятностный характер; ее выводы имеют значение для большинства ситуаций, встречающихся в нашей жизни, но применимы не ко всем абсолютно обстоятельствам. Этика - принципиально полемична. На ее поле сталкиваются иногда противоположные суждения о целях нашей жизни и средствах их достижения. Некоторые споры длятся веками, например, существуют ли обстоятельства, в которых допустимо сказать неправду, ради каких целей можно ущемить кого-то в правах? Кроме того, следует иметь в виду, что самые известные этические учения были доктринальными, т.е. исходили из определенных философских или религиозных взглядов, которые также различались в своих мировоззренческих установках. К примеру, невозможно представить существование отдельных христианской или мусульманской физики или биологии, поскольку теоретические основания естественных наук не могут зависеть от вероисповедания или национальности ученого. Но христианская и мусульманская этика - это устоявшиеся системы, имеющие многовековые традиции, где суждения о жизни напрямую зависят от религиозных догматов.

Означает ли это, что выводы этики всегда относительны, а ценности, защищаемые ей, сугубо ситуационны и не имеют абсолютного значения для нашей жизни? Нет, не означает. С наукой (но не естественной, а гуманитарной) этику роднит то, что она пытается рационально доказывать

 

свои выводы. Она не может обосновывать суждения путем апелляции к неоспоримым фактам, касающимся природы человека или отношений между людьми: таковых фактов можно вообще не найти или только считанное количество. Этика значительную часть своего внимания акцентирует на внутреннем, духовном опыте человека, который не поддается проверке по формальным критериям соответствия истине. Но это отнюдь не свидетельствует о ее беспомощности. Этика изучает накопленную человечеством тысячелетиями житейскую мудрость и доказывает общезначимость своих выводов, обращаясь к ней. Она показывает, что существуют некоторые абсолютные требования и ценности, разделяемые большинством духовных течений и практик, всерьез ставивших вопрос о смысле жизни. Примером могут служить библейские заповеди «не убивай», «не укради», «не лги» или требование «никому не вреди, всем по возможности помогай». В истории человечества мы сможем обнаружить лишь некоторые учения, отрицавшие эти нормы, и то они, как правило, признаются человеконенавистническими. С другой стороны, немало существовало доктрин, обосновывающих, что существуют случаи нравственно оправданного нарушения этих норм, но все они не сомневались, что нарушение можно допустить лишь в крайнем случае, чтобы избежать еще большего зла и только при особых обстоятельствах. Иными словами, они доказывали исключение, которое еще больше подтверждает общее правило. Ведь существующий порядок вещей, где люди убивают, воруют и лгут, доказывает не то, что эти требования неправильные, а то, что люди не научились еще жить по-людски. Можно смело утверждать: выработка человечеством фундаментальных заповедей, отличающих норму жизни от злодеяния, стало несоизмеримо более ценным достижением цивилизации, чем изобретение материальных благ, которыми мы пользуемся каждый день.

Здесь возникает еще один очень важный для этики вопрос. Как совместить огромный массив различных мнений о сути добра и зла, существовавших в истории философии, с утверждением о наличии абсолютных заповедей? И можно ли в нашем мире, где нравы и ценности меняются столь стремительно, говорить об абсолюте? Вопрос чрезвычайно сложный, но если бы все были уверены, что все в мире относительно, никто бы не обращался к философии и этике, и они давно бы исчезли. Еще одна аксиома моральной фило-

 

софии свидетельствует: этика не может в своих построениях не исходить из абсолюта, иначе она потеряет свою специфику, связанную с поиском истины жизни, и превратится просто в описание нравов.

Действительно, в истории мысли существовало множество учений, теорий, мнений и взглядов, иногда непримиримо или более терпимо настроенных по отношению друг к другу. Но большинство из них утверждало существование абсолютного содержания человеческой жизни. Оно выражалось в виде либо заповедей, либо ценностей, либо конкретного идеала. Были и другие учения, категорически отрицавшие существование такого абсолюта. Конечно, различные мнения сильно зависели от исторического контекста, а значит, могли спорить друг с другом, но для того, чтобы спорить, надо уже признавать нечто, что будешь защищать. Человек устроен так, что не может примириться с относительным, а значит, ненадежным основанием своего существования. Ему нужен прочный фундамент, который в перспективе не исчез бы после его смерти.

Но если смысл жизни уже найден, а ее истина, выраженная в наборе для всех очевидных требований, была открыта много веков назад, то зачем нужна этика? Ведь этика как область знаний далека от того, чтобы считать смысл жизни заранее заданным, и далеко не всегда понимала его как исполнение норм и соблюдение запретов. В следующих главах мы поговорим о проблеме определения сущности добра и основных подходах к ее определению.

Сейчас же нам важно сформулировать еще одно аксиоматическое утверждение: значение этики состоит в том, чтобы люди не только сформировали свои представления о добре, но еще и следовали им, т.е. воплощали их в реальных поступках. Задача этики не только указать на цель жизни, но и сообщить о средствах ее достижения. Какие именно поступки приближают ее, а какие отдаляют?

Поэтому еще раз расставим акценты: этика не является назидательным нравоучением, скучным разговором о жизни в тональности «ты должен». Она не читает морали, а призывает осуществить представления о морали, не учит, как жить, потому что просто не берет на себя таких полномочий. Этика утверждает, что человек может прожить свою жизнь совершенно по-другому, не так, как обычно живут люди, привыкшие идти на компромисс с совестью. Моральная философия указывает на возможность воплотить

 

 

в жизнь представления о высшем добре, справедливости и счастье, но при этом настаивает, чтобы человек сам, получив этические знания, сделал выводы о содержании этих ценностей и средствах их достижения.

Наконец, еще одно ключевое положение. Этика обращается к человеку с призывом изменить свою жизнь к лучшему. Но как она понимает, что есть сам человек? Вопрос отнюдь не банальный, поскольку в истории философии выдвигались самые разные теоретические модели, определявшие сущность человека. Некоторые из них исключали возможность стать моральным. Например, рассматривали его как управляемую внешним разумом машину или же автомат для получения наслаждений. Но этика (и это утверждение следует также принять как аксиому) понимает человека как свободную, разумную личность, способную самостоятельно выбирать свои поступки, критически их оценивать и нести ответственность за их последствия. Безусловно, человек приходит в мир уже ценностно «раскрашенный», где обществом установлены стандарты допустимого и недопустимого поведения. Также очевидно, что влияние, оказываемое на него обществом, огромно и до поры зрелости личность пользуется скорее навязанными, чем собственными представлениями о моральности. Тем не менее моральная философия считает человека свободным в выборе целей его жизни и способным при желании преодолеть социальные установления. Более того, этика настаивает: человеку никто и ничто не может помешать творить добро и жить по совести. И если его решимость изменить жизнь к лучшему достаточно сильна, то ему также ничто не в силах помешать. Мораль, добро, совесть - все эти ценности человеческой жизни характеризуются тем, что для их реализации не надо ничего, кроме двух вещей: понимать их смысл и принять решение им следовать. Первое - постижение смысла нравственных ценностей - есть предмет этики, и к ней можно обратиться за советом. Второе - решение наполнить ими свою жизнь - зависит только от самого человека...