Методические указания
Первый вопрос продолжает предыдущую тему, сопряжённую с выработкой понимания отличий классической и неклассической философий. Современная западная философия отличается от «классического» этапа своего развития. «Знаковым» философским направлением, ориентирующим мысль ХХ века, предстает феноменология Э.Гуссерля. Ее главные цели – построить науку о науке, наукоучение и раскрыть жизненный мир, мир повседневной жизни как основу всего познания, в том числе и научного. Э. Гуссерль (1859–1938) считал, что начинать изучение жизненного мира и науки следует с исследования сознания, потому что реальность доступна людям только через сознание. Важна не сама реальность, а то, как она воспринимается и осмысливается человеком. Феноменологи стремятся выделить чистое, т.е. допредметное, сосимволическое сознание, или «субъективный поток», и определить его особенности.
Второй вопрос направлен на постижение другого варианта неклассического философствования, представленного экзистенциализмом. Его предтечей был С. Кьеркегор. Первоначальные формы экзистенциализма берут свое начало в учениях русских философов Н. Бердяева и Л.И. Шестова. После первой мировой войны он получил широкое распространение в Германии (К. Ясперс). Писатели философы Ж.-П. Сартр, Н. Камю, Г. Марсель представляют французскую ветвь экзистенциализма.
Человек делает самого себя, обретая свою сущность, уже существуя, – в этом состоит первый принцип экзистенциализма, из которого вытекают многие принципиально важные следствия: нет заданной человеческой природы, никакая внешняя сила, никто, кроме данного индивида не может за него осуществить его превращение в человека. И именно он несет ответственность, если его превращение в человека в подлинном смысле так и не состоится. При рассмотрении данного вопроса обратите особое внимание на следующие проблемы поднятые экзистенциализмом:
- подлинный и неподлинный способы существования человека;
- диктатура безличности как отсутствие личной ответственности;
- деформация понимания семьи, государства, национальности, веры;
- фундаментальные характеристики человеческого существования: забота, вина, страх, совесть, свобода, аброшенность.
- ничто как возможность трансцендирования и условие творчества;
- новый гуманизм;
- существование и абсурд, непримиримость разума и действительности;
- концепция бунтующего человека.
Изучение третьего вопроса имеет особенную значимость для студентов медиков, поскольку психоаналитическая философия является ярким примером органического сочетания методов, направленных на лечение человека и одновременно осмысления сути процессов культурно-исторического развития человека и общества и вообще всех аспектов общественного бытия. Поэтому рассматривая вопрос, следует сразу отметить роль психоаналитической философии в формировании ментальности современного западного общества. Ведь именно З. Фрейд заявил, что источник психической напряжённости, приводящий как к индивидуальным, так и к массовым неврозам в иррациональных установках культуры, а следовательно их необходимо рационально переосмысливать. В этой связи ХХ в. вполне можно назвать веком лечения культуры.
Изучая учение З. Фрейда следует ознакомиться с его ключевыми понятиями: сублимация, Эдипов комплекс, вытеснение, катарсис, бессознательное и подсознание, амбивалентная установка, либидо, Я, Оно, Сверх-Я, идеал-Я. Также необходимо знать основания позволившие З. Фрейду провести параллель между культурно-историческими типами психического миросозерцания и этапами полового развития индивида.
Ознакомление с философией К.Г. Юнга требует знания определений ключевых понятий: архетип, символ, самость, коллективное бессознательное, анимус и анима. Необходимо знать как отпечатки (архетипы) древнейших культов, проявляют себя в психике современного, цивилизованного человека в форме символов, и как К.Г. Юнг их анализирует.
Изучение философии Э Фромма требует знания понятий: авторитарная совесть, биофилия и некрофилия, обладание, отчуждение. Также необходимо знать основы гуманистического подхода к человеку и высшие экзистенциальные потребности отмеченные Эрихом Фроммом:
-установить связи с другими людьми (стремление о ком-то заботиться; если такая потребность не удовлетворяется, человек начинает отстаивает эгоистические интересы и не доверяет другим);
- преодолеть свою пассивность, создать что-либо, позволяющее почувствовать собственную значимость (неудовлетворение этой потребности приводит к де-структивности);
- потребность «в корнях», в стабильности, безопасности;
-потребность в идентичности, в осознании своей непохожести, уникальности;
- потребность в системе взглядов, позволяющей понять и объяснить мир, людей;
- потребность в объекте преданности, в посвящении себя чему-то или кому-то (высшей цели или Богу), в чем заключался бы смысл жизни.
Важно положение Э. Фромма о том, что выражение и способы удовлетворения этих потребностей зависят от условий общества, в котором живет человек. Структуры социума формируют также типы и структуру личности — «социальные типы характера».
Рассмотрение четвёртого вопроса можно начать с анализа методологических оснований неоднородной сферы гуманитарных исследований, в которой предметом предстает совокупность инвариантных отношений (структур). В динамике различных систем структурализм может быть представлен как суперпозиция ряда определяющих философских стратегий:
1) десубстанциализации традиционной метафизики, систематически начатой еще Кантом и наиболее драматично продолженной Ницше. Но, утверждая, что реляционные свойства элементов отличаются доступностью для гуманитарного познания и не меньшей, если не большей, гносеологической ценностью, чем субстанциональные, структурализм практически оставляет за пределами внимания кантовскую "вещь-в-себе";
2) экспликации внеразумных оснований цивилихзаций, вехами развития которой стали работы Маркса и Фрейда. Различные понятийные конструкты – "ментальные структуры" Леви-Стросса, "эпистема" Фуко, "символический порядок" Лакана – претендуют на формализацию, развитие, прояснение взглядов на природу и функции бессознательного;
3) неорационализма, полемизирующего с романтическими, интроспекционистскими философскими течениями. Доминантой структуралистского мышления выступает рассмотрение всего разнообразия культурных феноменов сквозь призму языка как формообразующего принципа.
В 1950-х г. Леви-Стросс пытается выполнить задачу переноса конкретно-научного метода структурной лингвистики на обширное поле культурологии в целях достижения в ней строгости и объективности по типу естественных наук на материале этнографии, формализуя в терминах бинарной оппозиции и теории коммуникации системы родства примитивных народов, ритуалы, мифы и т.д. М. Фуко в 70 –е гг. выявляет глубинные конфигурации языка различных эпох, анализируя в синхроническом срезе области языкознания, биологии и политической экономии. Р.Барт ищет структурно-семиотические закономерности в "языках" различных феноменов культуры (массовых коммуникаций, моды и т.п.), переходя впоследствии к описанию процессов означивания в литературных, преимущественно модернистских, произведениях. Лакан, исходя из гипотезы об аналогии функционирования бессознательного и языка, реформирует психоанализ, предлагая сосредоточиться на анализе и корректировке символических структур языка, терапевтически вмешиваясь тем самым в бессознательные аномалии.
В 1970–1980-е гг. как извне, так и изнутри усиливается критика ограниченности структуралистского метода, обусловленная его аисторичностью, формализмом, а порой крайними формами сциентизма. Принципиальная бесструктурность целого региона человеческого существования становится отправным пунктом так называемой "философии тела". Положения "позднего" Р.Барта, Фуко периода "генеалогии власти", Дерриды, Эко, Делеза, Бодрийяра и др. об "открытости произведения", социально-политических контекстах "структур", переносе акцентов анализа с систем готового значения на процесс его производства с атрибутивными для них моментами разрыва и сбоя — определяют характер постструктурализма. В античности герменевтикой называлось искусство разъяснения, перевода, истолкования. В современной культуре герменевтика – это по сути «гуманитарная» философия. При знакомстве с этим вопросом следует обратить внимание на изложение проблематики герменевтики: от субъективно-психологического базиса к объективному, к действительно историческому смыслу. Становление философской герменевтики связано с работами Г. Шпета М. Хайдеггера, Г. Гадамера, П. Рикера. При изучение этого вопроса надо обратить внимание на следующие группы проблем:
- коммуникация как понимание;
- понимание, самопонимание и взаимопонимание;
- понимание и язык. Язык как дом бытия. Человек как свидетель и пастух бытия;
- мышление как вслушивание;
- поэзия как хранительница изначальной чистой сущности языка. (М. Хайдеггер);
- герменевтика как философия понимания Х.Г. Гадамера ;
- понимание как способ существования (экзистенциальное событие) понимающего;
- понимание как опыт, опыт истории, опыт искусства, опыт жизни. Язык как игра;
- герменевтический круг. Предрассудки и предпонимание. Традиция;
- герменевтические поиски нового типа рациональности. Концепция коммуникативной рациональности Ю. Хабермаса.