Метод «Альтернативный тезис»

Данный метод применяют для контроля над формированием мировоз­зренческих отношений или отношений обобщенного плана. Альтернативность предлагаемых суждений вынуждает ребенка сделать один принципиальный выбор. Так как третьего не дано, он вынужден вы­брать ту позицию, к которой склонен.

1. Дисциплина – это свобода.

Дисциплина – это неволя.

2. Счастье – это когда много творчества и борьбы.

Счастье – это много всего, чего хочется.

3. Надо жить легко, как птицы, не вычисляя завтрашний день.

Надо жить, каждый день, давая себе отчет, что и как сделано.

4. В хорошем отряде всегда кипит интересная и творческая жизнь.

В хорошем отряде уйма свободного времени.

5. Чтобы иметь друзей, надо любить людей.

Чтобы иметь друзей, надо уметь подстраиваться под их интересы.

 

Анкета «Осознание себя в сфере взаимоотношений»

Этот метод помогает определить, насколько эгоцентричны ребята, по­нимание ценностно-значимых качеств человека, осознание себя в системе отношений.

1. Как ты считаешь, ты добрый человек? Почему?

2. Что такое добрый человек?

3. Что такое злой человек?

4. Тебя часто хвалят? Кто и за что?

5. Бывает ли, что тебя ругают? Кто и когда?

6. Кто тебе в отряде больше всех нравится? Почему?

7. Меньше всех нравится? Почему?

8. Кого ты больше всех жалеешь?

9. Если ты увидишь плачущего малыша, что сделаешь? А почувствуешь?

10. Кто в отряде самый добрый? Почему?

11. Самый злой?

12. Есть такой человек, на которого бы ты хотел(а) быть похожим? А ты такой же? А в чем?

 

Метод ранжирования

Метод ранжирования ставит школьника перед выбором значимых для личности понятий, которые бы отражали какое-то явление, столь же значи­мое для человека. Можно предложить в качестве варианта проранжировать ряды для идеальной личности, а затем сделать ранжированный ряд для себя.

Слова расставляются в порядке значимости (от + к -).

вежливый искусство играть
ласковый конфета лепить
красивый дети работать
здоровый отряд петь
аккуратный труд бездельничать
веселый книга читать
сильный деньги есть
умный школа помогать
независимый цветы болтать