Метод «Альтернативный тезис»
Данный метод применяют для контроля над формированием мировоззренческих отношений или отношений обобщенного плана. Альтернативность предлагаемых суждений вынуждает ребенка сделать один принципиальный выбор. Так как третьего не дано, он вынужден выбрать ту позицию, к которой склонен.
1. Дисциплина – это свобода.
Дисциплина – это неволя.
2. Счастье – это когда много творчества и борьбы.
Счастье – это много всего, чего хочется.
3. Надо жить легко, как птицы, не вычисляя завтрашний день.
Надо жить, каждый день, давая себе отчет, что и как сделано.
4. В хорошем отряде всегда кипит интересная и творческая жизнь.
В хорошем отряде уйма свободного времени.
5. Чтобы иметь друзей, надо любить людей.
Чтобы иметь друзей, надо уметь подстраиваться под их интересы.
Анкета «Осознание себя в сфере взаимоотношений»
Этот метод помогает определить, насколько эгоцентричны ребята, понимание ценностно-значимых качеств человека, осознание себя в системе отношений.
1. Как ты считаешь, ты добрый человек? Почему?
2. Что такое добрый человек?
3. Что такое злой человек?
4. Тебя часто хвалят? Кто и за что?
5. Бывает ли, что тебя ругают? Кто и когда?
6. Кто тебе в отряде больше всех нравится? Почему?
7. Меньше всех нравится? Почему?
8. Кого ты больше всех жалеешь?
9. Если ты увидишь плачущего малыша, что сделаешь? А почувствуешь?
10. Кто в отряде самый добрый? Почему?
11. Самый злой?
12. Есть такой человек, на которого бы ты хотел(а) быть похожим? А ты такой же? А в чем?
Метод ранжирования
Метод ранжирования ставит школьника перед выбором значимых для личности понятий, которые бы отражали какое-то явление, столь же значимое для человека. Можно предложить в качестве варианта проранжировать ряды для идеальной личности, а затем сделать ранжированный ряд для себя.
Слова расставляются в порядке значимости (от + к -).
вежливый | искусство | играть |
ласковый | конфета | лепить |
красивый | дети | работать |
здоровый | отряд | петь |
аккуратный | труд | бездельничать |
веселый | книга | читать |
сильный | деньги | есть |
умный | школа | помогать |
независимый | цветы | болтать |