Собственности

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИБОРОСТРОЕНИЯ И ИНФОРМАТИКИ

КАФЕДРА «ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ В КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЗАЩИТЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ»

ВОЛОДИНА О.В.

ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

 

Учебное пособие

Для студентов технических специальностей

 

Москва

 

Володина О.В. Правовая защита интеллектуальной собственности.Учебное пособие. – М.: . 2014. – 120 с.

Материал учебного пособия соответствует программе учебного курса «Защита интеллектуальной собственности. Патентоведение» и представляет собой краткое изложение основных положений теории и практики действующего законодательства в сфере интеллектуальных прав.

Настоящее учебное пособие может быть использовано преподавателями, аспирантами и студентами технических и юридических вузов и факультетов в учебном процессе, а также иными гражданами, интересующимися проблемами современного права интеллектуальной собственности.

Рецензент: д.ю.н. Женетль С.З.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Историко-правовое развитие права интеллектуальной собственности стр. 4

2. Источники правового регулирования права интеллектуальной

собственности стр. 14

3. Субъекты и объекты права интеллектуальной собственности стр. 33

4. Условия охраноспособности результата интеллектуальной

деятельности стр. 47

5. Права авторов на объекты интеллектуальной деятельности стр. 60

6. Распоряжения интеллектуальными правами по договорам стр. 69

7. Правовая защита интеллектуальных прав (административно-правовая,

гражданско-правовая, уголовно-правовая защита интеллектуальных

прав) стр. 85

 

ИСТОРИКО-ПРАВОВОЕ РАЗВИТИЕ

ПРАВА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Историческое развитие права интеллектуальной

собственности

Успешное развитие общества, уровень решения стоящих перед ним экономических, политических, социальных, культурных и других задач зависит от его интеллектуального потенциала. Результат интеллектуальной деятельности, также как и вещи (имущество), являются объектами гражданского оборота, по поводу которых возникают отношения, регулируемые нормами права.

Человеку на всех этапах его развития свойственно стремление к познанию, к совершенствованию окружающего мира и настоящей действительности, т.е. – к творчеству.

Права на объекты творческой деятельности возникли гораздо позже вещного права. Римские юристы, создав уникальное римское право, разработали нормы и институты вещных прав, которые используются до сих пор. Однако права авторов, на созданные ими продукты духовной деятельности, не стали объектом изучения и разработки римских юристов. В различных источниках Римского права об этом ничего не сказано. Упоминание о плагиате, который квалифицировался как бесчестный поступок, не может восполнить этот пробел Римского права. У авторов периода Римской империи не возникали субъективные права на созданные ими продукты духовной (творческой, интеллектуальной) деятельности и правовая защита на них не распространялась, т.к. не была установлена охрана в виде правовых норм, закрепленных в нормативно-правовых актах.

Следовательно, любой гражданин мог опубликовать или тиражировать произведения без согласия автора или осуществить его решение в технической сфере. Поэтому, по нормам римского права, картина, написанная на чужой доске, принадлежала не художнику, а собственнику доски.

Со временем в интеллектуальной собственности сложились два направления, в соответствии с полученными результатами интеллектуальной деятельности: результаты в сфере технического творчества и результаты в сфере художественного творчества.

Результаты технического творчества получили правовое обеспечение и охрану раньше, чем результаты художественного творчества. История патентного права начинается с установления привилегий на изобретения, которые появились к концу средних веков. Этому способствовали два фактора:

- первый – процесс облагораживания ручного труда;

- второй – бурное развитие ремесленничества, появление цехов, объединивших ремесленников в группы, которые действовали в соответствии с их регламентами. Эти цеха вели борьбу с различными новшествами, так как считали, что они могли стать причиной закрытия источников рабочей силы. Такое отношение, несомненно, затрудняло здоровую конкуренцию.

Первым патентным законом можно считать Декларацию Венецианской республики 1474 года, в соответствии с которой каждый гражданин, создавший машину, ранее не применявшуюся на территории государства, получал Привилегию, согласно которой остальным умельцам запрещалось изготавливать подобные машины в течение 10 лет.

В Англии на защиту прав изобретателей встала королевская власть. В 1624 году выходит Статут Якова I – Статут о монополиях, по которому индивиду (изобретателю) выдавались, так называемые, «личные привилегии», которые фактически были прообразом современных патентов на изобретения. Целью привилегий было освобождение изобретателя от контроля цеховиков. Привилегии выдавались только согласно королевской воле, правительство Англии в этом вопросе не было никаких прав.

В это время в России промышленность находилась в зачаточном состоянии и, следовательно, вопросов о защите технических новинок, установлении привилегий не было. Выдача привилегий на изобретение началась в России в середине 18 века. Одним из первых привилегий получил в 1752 году профессор М.В. Ломоносов на производство разнообразных стекол и других галантерейных вещей сроком на 30 лет. В этой привилегии были определены основные принципы патентных прав:

- монополия производства;

- право на использование патента и получение патента;

- срочность патента.

Позже в 1812 году появился первый законодательный акт – Закон о привилегиях на изобретение, утвержденный Высочайшим манифестом от 17.06.1812 года «О привилегиях на разные изобретения и открытия в ремеслах и художествах».

Результаты художественного творчества стали охраняться гораздо позже, чем результаты технического творчества. Идея защиты прав авторов на художественное произведение возникла с началом книгопечатанья в XVI веке. Французский король Людовик XII назвал книгопечатанье «изобретением более божественным, чем человеческим». Оно породило новый источник получения дохода и новые проблемы, связанные с защитой прав, прежде всего, издателей. Конкуренция между добросовестными издателями и издателями, которые пользовались отпечатанным экземпляром, не затрачивая денег на приобретение рукописи у авторов, на корректорскую работу и т.д. была убыточной для первых издателей.

С целью защиты авторских прав стали выдаваться привилегии, которые:

- предоставляли исключительное право издателю на произведение;

- запрещали другим издателям выпускать в свет это произведение.

Одним из первых законов об авторском праве стал Статут Королевы Анны 1710 года, закрепивший личное право на охрану опубликованного произведения сроком на 14 лет, который мог быть продлен еще на 14 лет при жизни автора.

В России в области авторского права Привилегии выдавались издательствам. В 1816 году Министерство народного просвещения было издано распоряжение об обязательном предоставлении на цензуру доказательств прав издателя на выпускаемое произведение вместе с его рукописью.

Позднее права авторов и изобретателей в России стали признаваться правами тех, кто создал конкретный результат интеллектуальной деятельности, отвечающий требованиям закона. Такие нормы были установлены в Цензурных уставах 1828, 1830 годов, а далее в Положении о привилегиях на изобретения и усовершенствования 1896 года и в Законе «Об авторском праве» 1911 года.

На международном уровне РИД получили всестороннюю защиту в конце 19 века:

- РИД в сфере промышленного производства в 1883 году с принятием Парижской конвенции по правовой охране промышленной собственности;

- РИД в сфере художественного творчества 1886 году с принятием Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений.

В дальнейшем на базе этих документов государства – участники Конвенций создали свои национальные патентное и авторское законодательство.

После победы Октябрьской революции 1917 года в России была установлена государственная монополия на результаты интеллектуальной деятельности. Государству предоставлялась возможность признавать научные, литературные и художественные произведения государственным достоянием (Декрет СНК от 26.11.1918 года). Авторам выплачивалось вознаграждение. В сфере технического творчества за государством закреплялось право отчуждать в свою пользу любое изобретение, признанное полезным (Декрет СНК от 30.06.19 года «Об утверждении положения об изобретениях»).

В середине 20-х годов начал возрождаться институт исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности. Это нашло отражение в Положении о патентах на изобретения (Постановление ВЦИК СССР от 12.09.1924 г.), в Основах авторского права (1925 г.), в Законе «Об авторском праве» (1928 г.). В дальнейшем, именно на базе этих документов, происходило формирование патентного и авторского права.

Патентное право до 80- годов двадцатого столетия базировалось на принципах:

- возможного выкупа изобретения и прав на него государством;

- разрешительного порядка патентования за рубежом.

Были установлены две формы охраны прав изобретателей: патент и авторское свидетельство.

Авторское право до 70-х годов обеспечивало правовую охрану исключительных прав авторов в течение 15 лет после его смерти, в 1973 году этот срок был увеличен до 25 лет в связи с подписанием СССР Всемирной Конвенции об авторском праве. В это период закон предусматривал широкий перечень случаев свободного использования произведений без согласия автора. В 1991 году срок правовой охраны авторских прав был увеличен до 50 лет, в настоящее время этот срок составляет 70 лет после смерти автора.

В 90-годах была принята целая серия законов в сфере регулирования интеллектуальных прав: Закон «Об авторском праве и смежных правах», Закон об ЭВМ, Патентный закон, Закон о селекционных достижениях, Закон о топологиях интегральной микросхемы, которые действовали до 01 января 2008 года, т.е. до вступления в действие части IV ГК РФ « ». В настоящее время охрана исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности регламентируются частью IV ГК РФ.

Таким образом, развитие экономических отношений выявило пользу от применения результатов творческой деятельности, прямую связь творчества и прогресса в различных областях деятельности человека. Регулирование порядка использования результатов творческой деятельности положило начало формированию ПИС.

В своем историческом развитии ПИС прошло несколько этапов, которые соответствовали глобальным научным открытиям.

Первый этап развития ПИС – XVI век, связан с началом книгопечатанья и, следом за ним, книгоиздательства, в результате которых возник институт правовой охраны прав издателей, а позже – авторов.

Второй этап – XVIII век, пришелся на так называемую промышленную революцию, в результате которой произошел переход от мануфактурного к фабричному производству товаров. Это стало возможным благодаря использованию изобретений в новых промышленных технологиях и технических усовершенствований. Промышленники стали добиваться, чтобы доход от использования изобретений принадлежал им, т.к. они финансировали затраты на изобретение. Кроме того, возникла необходимость в защите обладателей прав на изобретение от недобросовестной конкуренции, что привело к возникновению правовой охраны промышленной собственности.

Третий этап – XX век, связан с бурным развитием и использованием в экономике научно-технических достижений (микроэлектроники, лазерных и компьютерных технологий), которые привели к появлению новых объектов в сфере интеллектуальной деятельности – программ для ЭВМ, фонограмм, топологий интегральных микросхем, селекционных достижений, средств индивидуализации товаров, работ и услуг и т.д. Нетрадиционные объекты интеллектуальной деятельности получили правовую защиту с принятием международных правовых актов.