Диалектический материализм о сущности пространства и времени
В мире нет ничего, кроме движущейся материи, и она не может двигаться иначе, как в пространстве и времени. Так, В.И.Ленин в работе "Материализм и эмпириокритицизм" определяет точку зрения диалектического материализма по вопросу •единства материи и ее форм бытия: движения, пространства и времени. Уже из этого фундаментального положения диалектического материализма следует, что "материя", "движение", "пространство" и "время" являются философскими всеобщими категориями, которые отражают реально существующие материальные системы, конкретные формы движения материи и связанные, с ними конкретные формы пространства и времени. Ф.Энгельс указывал на то, что эти понятия являются отражением реально существующих форм. Учение о формах' движения материи является надежной методологической основой для исследования конкретных форм пространства и времени, связанных с этими формами движения материи, для изучения их соподчиненности и влияния друг на друга. С учением о формах движения материи связано и представление о системной организации мира: материальным носителем каждой формы движения материи является диалектическая целостная система, взаимодействие противоположных компонентов которой есть способ ее существования — конкретная форма движения материи.
Наш подход позволяет понять пространство и время как внутренне присущие формы бытия каждой такой системы. В "Диалектике природы" Ф.Энгельс дает определение пространства: существовать в пространстве, значит находиться друг подле Друга. Определение пространства как взаимного расположения материальных объектов относится не к любым предметам, а только к компонентам данной саморазвивающейся .системы. И это взаимное расположение строго детерминировано формой движения, т.е. взаимодействием этих же компонентов. Следовательно, формой движения материи обусловлены внутренние закономерности пространственного расположения компонентов саморазвивающейся системы. Таким образом пространство как форму бытия материи нельзя сводить к объему или протяженности материальных тел. Пространство — есть форма взаимного расположения взаимодействующих компонентов саморазвивающейся системы.
В "Диалектике природы" Ф. Энгельс дает определение времени: время есть следование одного после другого. Связывая это определение с саморазвивающейся материальной системой, в основе которой лежит конкретная форма движения материи, можно считать, что время есть чередование состояний системы. При этом свойства времени определяются, так же как и свойства пространства, конкретной формой движения материи.
Наглядной иллюстрацией связи материи, движения, пространства и времени может быть Солнечная система. Гравитационное взаимодействие было причиной возникновения и является основой ее существования и развития. Вместе с тем, гравитационное взаимодействие обусловливает взаимное расположение планет на орбитах вокруг Солнца. Гравитационное взаимодействие и есть движение (способ существования) солнечной системы. Это движение происходит в пространстве, т.е. меняется взаимное расположение Солнца и планет. Но это движение совершается и во времени, т.е. "одно следует после другого", происходит последовательная смена во взаимном расположении компонентов солнечной системы. Эта модель хороша еще и тем, что она показывает «насколько были несовершенными представления о пространстве как протяженности или объеме.
Если сравнить солнечную систему с биологической саморазвивающейся системой, например, лесным биогеоценозом, в. основе существования которого лежит уже иная, биологическая форма движения материи, то мы легко увидим различие в пространстве и времени этих систем, которые будут определяться различием их форм существования — гравитационной и биологической форм движения материи. Так, пространство Солнечной системы обладает таким характерным для нее свойством как орбитальность. Напротив, в лесном биогеоценозе пространственные соотношения организмов и условий их существования такой орбитальностыо не обладают, билогическая форма движения материи определяет иные свойства биологического пространства. Если в Солнечной системе пространственное соотношение планет и Оолнца определяется гравитационным взаимодействием гласе, то в биологических системах размерность пространства меняется. Теперь уже биологический обмен веществ определяет пространственные свойства биогеоценоза. Цепи питания, образующие структуру биологического обмена веществ, выступают в качестве биологического пространства. А чередование состояний цепей питания (сукцессии биогеоценоза) есть биологическое время. Биологическое время коренным образом отличается от времени (смена состояний) Солнечной системы.
'Таким образом, пространство является такой формой бытия саморазвивающейся системы, сущность которой заключается во взаимном расположении взаимодействующих компонентов этой системы. Закономерности их меняющегося взаимного расположения (свойства пространства) определяются самим процессом их взаимодействия (формой движения).
Время как форма бытия саморазвивающейся системы представляет собой последовательное чередование ее состояний. Закономерности этого чередования (свойства времени) определяются самим процессом взаимодействия компонентов подобной системы {формой движения).
Поэтому пространство и время как формы бытия движущейся материи, обладая различными свойствами, представляют собой различные формы бытия материи. Но так как любые изменения в пространстве обязательно сопровождаются изменениями во времени — они выступают как взаимосвязанные хотя и разные формы бытия. Пространство и время не могут переходить друг в друга. Также они не могут переходить в самое материю, так как являются основными формами ее бытия, ее неотъемлемыми свойствами.
Многообразие конкретных форм пространства и времени обусловлено многообразием форм движения материи и связано с существованием конкретных саморазвивающихся систем. Именно таким образом реализуется ленинское положение о том, что мир есть движущаяся материя, которая может двигаться не иначе как в пространстве и во времени.
Критика хорологической концепции А.Геттнера и концепция "теоретической географии" В. Бунге
Хорологическая концепция А.Геттнера отражала особый в развитии географической науки, когда она, еще не раскрыв своего глубинного, сущностного содержания, вместе с тем пыталась теоретически осмыслить свой предмет исследования. Однако, без прочной методологической основы, в географии всякий раз метафизически абсолютизировался тот или иной подход в географии, отдавалось предпочтение либо физико—географическому, либо экономико—географическому аспекту исследования. Как нам кажется, именно страноведческий или экономико—географический аспект и был возведен в ранг общегеографического в работах А.Геттнера. "География, — писал А.Геттнер, —не может ограничиться никаким определенным кругом явлений природы или человеческой жизни, она должна охватывать сразу все царства природы и вместе с тем человека. Она не будет ни естественной, ни гуманитарной наукой — я беру оба этих слова в обычном значении, — но и той, и другой вместе. Будучи сторонником единой географии, он считал, что физическая и экономическая география образуют "географию в целом", которой и свойственны общие хорологические законы. "Ни одно явление земной поверхности не должно мыслиться само по себе, оно становится понятным только путем установления его положения относительно других частей земли" — отмечал А.Геттнер. И природные и общественные явления география рассматривает только с точки зрения их пространственного соотношения.
А.Геттнер рассматривал в качестве предмета географии, во—первых, пространственное соотношение явлений живой и неживой природы и человеческого общества на земной поверхности. Современная наука опровергает это положение, так как размещение названных предметов подчиняется не каким—то общегеографическим законам пространственного соотношения, а причинно обусловлено специфическими законами природы и общества. Так расположение полезных ископаемых, озер или воздушных масс имеет основание в специфических законах геологии, гидрологии и климатологии. В свою очередь размещение социальных явлений связано с особыми законами человеческого общества. В силу этого не может быть законов, стоящих над конкретными законами природы и общества. Нет и законов пространственного соотношения объектов, имеющих различную природу, т.к. нет единого материального процесса как причины подобного их размещения. Во—вторых, А.Геттнер считал предметом географии пространственное соотношение социальных объектов и объектов живой и неживой природы размещение в такой системе, как географический ландшафт. Однако и для ландшафта не существует единого процесса, который был бы причиной взаимного расположения, например, живых животных организмов, различных форм рельефа и социальных объектов.
Ошибочность хорологической концепции, ее теоретическая слабость и методологическая несостоятельность связаны с тем, что она игнорирует действительное содержание географии и те диалектико—материалистические принципы, которым развивающаяся наука постоянно находит подтверждение при глубоком и всестороннем изучении материальных процессов и явлений. Отметим главные недостатки хорологической концепции:
1. Такие дисциплины физической географии как климатология, гидрология, геоморфология и другие не останавливаются на фиксации взаимного расположения исследуемых объектов, а вдут дальше к выяснению причины их возникновения, закономерностей строения, функционирования и развития. И только это делает их действительной наукой. В экономико—географических исследованиях проблема размещения является одной из центральных проблем. Если этот пространственный подход переносить на физико—географические исследования как главный, то это приведет к выхолащиванию действительной сущности физической географии. Таким образом, при всей значимости пространственного подхода в географических исследованиях его нельзя возводить в ранг основного предмета географии.
2. Пространственное соотношение есть причинно—обусловленное расположение компонентов саморазвивающейся системы, способом существования которой является конкретная форма движения материи, как сущностный процесс взаимодействия этих компонентов. Поэтому о законах пространственного соотношения объектов мы можем говорить только в том случае, если рассматриваем их как компоненты саморазвивающейся системы. В этом случае мы изучаем пространство как форму бытия материи в его конкретном проявлении: геологическое, биологическое, социальное и. др. Пространство не является соотношением любых объектов, их взаимным расположением. Оно есть соотношение только взаимодействующих объектов, причем это взаимодействие является формой движения, т.е. способом их существования. Поэтому нельзя объединять в систему, движущуюся в географическом пространстве, объекты неживой и живой природы и общества, не связанные подобным взаимодействием.
В географической науке нельзя отождествлять понятия "пространство" как форму бытия материальных систем (в этом случае о географическом пространстве можно говорить только при изучении систем, способом существования которых является географическая форма движения материи) и "размещение" (в этом случае, кроме причинно—следственных связей между объектами, предметом исследования становятся и корреляционные связи). До настоящего времени география, видимо, имеет дело в основном с размещением объектов, а не с географическим пространством.
3. Игнорируя различия в самих объектах, хорологическая концепция отрывает пространство от материи. Пространство, изучаемое географией, оказывается, не должно быть связано с качеством объектов, т.е. их природой. География в данном случае претендует на изучение закономерностей взаимного расположения разных по природе объектов, т.е. на изучение пространства вообще, для которого безразлична природа соотносящихся друг с другом объектов. Объектом познания становится пространство как таковое, оторванное от материи, рассматриваемое само по себе.
4. В хорологической концепции не только пространство отрывается от материи, оно (пространство) отрывается и от движения. Как мы знаем, все особенности пространственного соотношения компонентов системы как раз и определяются именно движением, их взаимодействием. Однако, если наука отражает действительность в законах, ей необходимо найти законы пространственных соотношений, которые определяются движением.
5. В хорологической концепции происходит такие сознательный отрыв пространства от другой формы бытия материи — времени. Даже сравнение А.Геттнером географии с астрономией в современной науке не выдерживает критики. И астрономия, и география давно уже перешли от простого описания "что",. "где" находится к изучению процессов, образующих сами эти явления. Если объектом науки является конкретная форма движения материи, то изучение пространства и времени обязательно входит в ее содержание. Правильно говорят многие современные географы, что география — наука пространственно—временная. К этому можно добавитъ, что география относится к числу основных наук, которые изучают конкретные формы движения материи, материальный субстрат движения — саморазвивающуюся систему и свойственные ей пространственные и временные отношения.
Наряду с этими критическими замечаниями следует отметить, что хорологическая концепция Геттнера была попыткой понять пространство не как объем, а соотношение материальных объектов и в этом плане она являлась определенным этапом в развитии географической теоретической мысли.
Особое оживление хорологической концепции наблюдается последнее время и не только в зарубежной географии. Причиной тому большое внимание к проблемам экономической географии (на международных географических конгрессах две трети докладов как правило посвящены проблемам экономической географии). По этому проблемы размещения, отождествляемые с пространственностью в географии, постоянно находятся в центре внимания экономико—географов. Вместе с тем современный процесс математизации науки также, на наш взгляд, явился основанием для оживления этой концепции. Ярким примером тому работа В. Бунге "Теоретическая география", которая является современным вариантом хорологической концепции начала XX в.
В.Бунге подразделяет развитие географии на два больших этапа. Первый, описательный, когда география отвечала лишь на вопросы "что" и "где" находится. Второй, теоретический этап отвечает уже на вопрос "почему это здесь находится"? Основой географической науки становятся математические, геометрические методы исследования. Пространственное соотношение объектов на земной поверхности, независимые от их природы — вот предает изучения теоретической географии. В.Бунге абсолютизирует общее, что есть в разных явлениях. Так, например, он отмечает общее в распространении оледенения, форм земледелия и различных форм религии. Но как далеко это общее от предмета географии, от раскрытия сущности изучаемых явлений. Мы уже отмечали, что отнюдь не все разделы географии могут удовлетворяться ответом на вопрос "почему это здесь находится"? Концепция В.Бунге окончательно выхолащивает содержание географической науки. Он и сам не очень заботится о "духе" географии, отмечая, что его молодые сотрудники независимо от того, кем они себя считают, географами или нет, успешно решают вопросы размещения только при помощи геометрических закономерностей.
В.Бунге, как и P.Хартшорн, считает, что не должно быть разделения наук на общественные и естественные, а значит к не должно быть особого выделения законов природы и общества. Пространственная сущность теоретической географии как раз и связана с такими общими законами как законы геометрии, которые отвлекаются от природы рассматриваемых явлений. Однако математические, геометрические закономерности, шлея всеобщее распространение среди природных и общественных явлений, играют все же подчиненную роль в разных сферах действительности, где определяющими являются свои сущностные законы строения, развития и функционирования, математические, как впрочем и многие другие методы исследования в географии имеют определенное значение, но именно в силу их Всеобщности они не раскрывают собственно географических законов, так как далеки от отражения именно географического содержания исследуемых явлений.