История взглядов на пространство и время в философии и в науке

Первые представления о пространстве и времени связаны с их обыденным пониманием. Так уже в первобытном обществе формируется понимание пространства как территории, и как взаимного расположения различных угодий, объектов на этой территории и как расстояние между ними. Это было связано о хозяй—отвенной деятельностью племен, занимающихся собирательством, охотой и рыболовством.

Такое понимание пространства оказалось столь необходимым для всей хозяйственной и культурной жизни народов, что оно почти в неизменном виде продолжает существовать и в настоящее время. Переезжая из города в город, говоря о соотношении объектов и явлений на земной поверхности, мы и сейчас рассматриваем все это либо как перемещение в пространстве, либо как пространственные соотношения.

Новое в понимании пространства, пожалуй, связано с его очевидным для нас свойством трехмерности. Когда человек научился покорять воздушную стихию и, наконец. Космос, его видения пространства как территории (плоскостное понимание пространства) усложнилось пониманием его как вместилища всех предметов и явлений (объемное понимание пространства).

Представление о пространстве как соотношении объектов на территории или как вместилища материальных предметов необходимо человеку и, видимо, будет оставаться в его обыденной жизни.

Формирование обыденного понимания времени также связано с хозяйственной деятельностью человека, с различными сторонами жизни общества. Здесь и длительность существования отдельных предметов и явлений, и длительность перехода от одной точки территории к другой, и многое, многое другое. Все это заставляло человека вырабатывать представление о равномерно текущем времени. Только равномерно текущее время, независимое ни от каких условий, позволяло осуществлять согласованность в действиях людей и в хозяйственной, и в культурной жизни.

Понятно, что первыми часами для. человека могла служить только сама природа. Он обращался к процессам смены дня и ночи, чередованию фаз Луны и т.д. Но, если это вначале устраивало первобытного человека, то с развитием культуры люди нуждались все в более точном времени. Не находя его теперь уж в природе, они стали сами создавать равномерно текущий процесс: лили воду, сжигали свечи, пересыпали песок. Наконец, были изобретены механические часы, циферблат которых, по образному сравнению Н.Винера, является микромоделью небесной .сферы, маленьким планетарием. Дальнейшее совершенствование часов говорит о том, что человек продолжает изобретать равномерно текущий процесс, столь необходимый ему как временной эталон, для измерения чрезвычайно тонких процессов и явлений, ставших достоянием современного уровня цивилизации.

Таким образом, не найдя равномерно текущее время в природе, человек вынужден был создать его и постоянно совершенствовать. иными словами обыденное понимание времени как равномерного текущего процесса есть изобретение человечества. Реальные процессы природы в силу разных причин не являются равномерно текущими.

Сгруппируем основные концепции пространства и времени .по принципу их наибольшего приближения к современному диалектико—материалистическому пониманию.

Пространство:

1. Левкипп и его ученик Демокрит понимали пространство как вместилище материальных тел, как пустоту. Пространство выступает как вторая сущность мира, как нечто внешнее по отношению к материи. Здесь пространство еще не связано ни со временем, ни с движением, ни с материей. В истории науки пространство, как вместилище материальных тел, получает наивысшее выражение во взглядах Ньютона.

2. От Аристотеля до Ломоносова и французских материалистов Гольбаха и Дидро складывается и существует представление о пространстве как протяженности материи. По Ломоносову, например, неделимые физические монады занимают определенное пространство, имеют протяженность. Пространство понимается как объем, занимаемый материальными телами. Складывается представление о пространстве как атрибуте материи, форме ее бытия. Метафизический материализм, развиваясь, стремится преодолеть разрыв материи и пространства, характерный для первого выделенного нами периода. Однако связи пространства со временем и движением остаются еще не раскрытыми.

3. Существенный вклад в понимание пространства вносит Лейбниц. Хотя. монады Лейбница не являются такими материальными частицами как у Ломоносова, но его понимание пространства интересно тем, что это уже не объем, а взаимное расположение частиц относительно друг друга. Нам кажется Лейбниц сделал существенный шаг в понимании пространства как формы бытия. Однако продолжает оставаться еще нерешенным вопрос о связи пространства с движением, вопрос о причинах закономерного сочетания объектов, их взаимного расположения.

4. Впервые пространство рассматривается как форма бытия движущейся материи в его неразрывной связи со временем в диалектическая материализме. Пространство не существует само по себе. Оно как и время является формой бытия движущейся материи. Свойства пространства определяются движением. А диалектико—материалистическое понимание бесконечности пространства основано на том, что реально существует бесчисленное множество конкретных форм пространства, относящихся к конкретным формам движения саморазвивающихся материальных систем.

Время:

1. Время рассматривается как длительность, находящаяся вне материальных тел. Время есть нечто равномерно текущее одинаковое для всей Вселенной. Время не связано ни с материей, ни с движением, ни с пространством.

2. От Аристотеля до Декарта и Ломоносова, до французских материалистов и русских мыслителей Герцена и Чернышевского складывается представление о времени как длительности существования материальных тел. Время рассматривается как форма бытия материи, как ее атрибут — неотъемлемое свойство. Однако, чем определяются свойства самого времени, как оно связано с пространством и движением еще остается невыясненным.

3. Лейбниц вводит представление о времени как о смене событий, о длительности сменяющих друг друга состояний. Добавим к этому, что в субъективно—идеалистическом понимании времени, как форме чувственного созерцания у Канта имеется определение времени, близкое к точке зрения Лейбница. Кант определяет время как смену состояний предмета. В этих представлениях Лейбница нет еще понимания связи времени с движением как основной причины, определяющей его свойства.

4. Диалектический материализм (К.Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин) понимает время как форму бытия материи, связанную с пространством и определяемую движением как способом существования материи. Нет равномерно текущего времени, вне материальных тел и событий. Каждая саморазвивающаяся система, способом существования которой является конкретная форма движения материи, имеет собственное время, так же как и собственное пространство. Пространство и время конечных материальных систем также конечно. Бесконечность времени означает качественную бесконечность конкретных форм времени бесконечного числа саморазвивающихся систем.