Деловая игра «Наш отряд»

Методы психолого-педагогической диагностики в лагере

Для отслеживания динамики личностного роста в условиях лагеря можно использовать различные программы. Параметры личности, диагностируемые в рамках конкретной смены, задаются задачами, поставленными перед педагогическим коллективом лагеря.

Используемые в этих целях методики должны отвечать следующим требованиям: простота и процедурная доступность для педагога-организатора, психолога; непродолжительны по времени и не утомительны для детей; наличие элементов занимательности (желательны игровые формы).

Виды диагностики в детском оздоровительном лагере:

1. Входная диагностика (диагностика оргпериода). Обследуемые параметры личности - общие сведения о ребенке; ожидание ребенка; интересы и склонности; анкетирование детей в организационный период с целью выявления их интересов, мотивов пребывания их в лагере; социально – психологические качества личности: коллективизм/индивидуализм, общительность/замкнутость, лидер/ведомый, эмоциональная возбудимость, активность/пассивность; нравственная воспитанность: нравственный опыт; нравственные представления; самооценка: идеальное Я, реальное

2. Текущая диагностика. Обследуемые параметры: эмоционально - психологический климат в отряде, индивидуальное самочувствие ребенка, характер межличностных отношений, уровень развития отрядного коллектива, наблюдение за поведением детей во время игр, позволяющие выявить лидерские качества, уровень коммуникативности.

3. Итоговая диагностика.Обследуемые параметры: личностный рост члена отряда, удовлетворенность пребыванием в лагере, оправдание ожиданий, анализ участия отряда в творческих делах (уровень активности и достижений)

4. Диагностика профессиональной идентичности -анкетирование педагогов с целью определения их удовлетворенности профессиональной деятельностью, с целью выявления из профессиональных знаний, умений и навыков, методики, направленные на рефлексию проведенных в лагере мероприятий, на развитие критичности мышления, и профессиональной рефлексии.


Входная диагностика

Анкета организационного периода. Вариант №1

Дорогой друг!

Ты приехал в лагерь, который очень рад встрече с тобой и хочет помочь тебе интересно, весело и с пользой для себя провести время. Но мы пока совсем не знаем тебя. Что тебя интересует? Что ты ждешь от лагеря? Какие у тебя есть задумки, осуществить которые ты хотел бы, но пока не знаешь как? И еще много всего надо узнать твоим старшим друзьям, чтобы как можно быстрее сделать твою жизнь в лагере интересной и полезной. Вот почему мы предлагаем тебе ответить на вопросы анкеты. Твои искренние и полные ответы помогут нам быстрее познакомиться с тобой и позаботится о тебе, учитывая твои желания, способности интересы. Отвечать на вопросы анкеты несложно. Для этого надо внимательно прочитать сам вопрос, возможные ответы на него и выполнить рекомендации, которые даны в скобках. Итак, приступай!

1.Чего больше ты ждешь от пребывания в лагере (выбери не более трех ответов и обведи кружочком соответствующие номера)?

1. Подружиться с ребятами, найти друзей.
2. Приобрести новые знания, умения своих интересов.
3. Научиться влиять на людей, самостоятельно организовывать различные дела.
4. Укреплять свое здоровье, улучшить физическую подготовку
5. Выявить свои возможности, лучше узнать и понять себя.
6. Просто отдохнуть, весело провести время.

2. Отметь, пожалуйста, те качества, которые по твоему мнению, очень важны для людей (не более 6 качеств):

1. Любознательность 2. Честность 3. Предприимчивость 4. Доброта 5. Смелость 6. Дисциплинированность 7. Трудолюбие 8. Инициативность 9. Справедливость 10. Честолюбие 11. Милосердие 12. Требовательность к себе

3. Как ты относишься к спорту? (Обведи соответствующий ответ.)

o Постоянно тренируюсь, участвую в соревнованиях (впиши виды спорта)

o Занимаюсь на досуге, но постоянно не тренируюсь (впиши виды спорта)

o Спортом интересуюсь только как зритель, болельщик

o Спорт меня не увлекает.

4. Как ты относишься к искусству (обведи соответствующий ответ)?

o Посещаю (окончил) специальную школу, студию кружок (впиши что именно) _________________________________________________________________

o Занимаюсь самостоятельно следующими видами искусства (впиши, какими) _________________________________________________________________

o Искусство интересует меня только как зрителя, слушателя.

o Искусство меня мало интересует.

5. Как ты оцениваешь свое здоровье (обведи соответствующий ответ)?

o Чувствую себя совершенно здоровым.

o Здоровье в целом хорошее, но хотелось бы быть более крепким.

o Здоровье иногда «хромает», хотя болезненным себя не ощущаю.

o К сожалению, здоровьем похвалиться не могу, болею довольно часто.

6. Твой пол?_________________________________________________________________

Твой возраст (впиши число полных лет), дата рождения (число, месяц, год), знак зодиака:___________________________________________________________________________

7. Место, в котором ты живешь (город, районный центр, деревня и т. д. __________________________________________________________________________________

8. Фамилия, имя __________________________________________________________________________________

9. Творческий псевдоним или имя, которым называют друзья (обещаем конфиденциальную информацию, доверенную тобой, не разглашать): __________________________________________________________________________________

10. Что из перечисленного удается тебе без особых затруднений? (отметь любым знаком соответствующий ответ; возможны несколько ответов):

o Познакомится с новыми людьми, вступить с ними в разговор.

o Найти интересное для себя дело без помощи других.

o Организовать коллективные творческие или развлекательные мероприятия.

o Справится с возникшими в жизни сложностями.

o Довести задуманное дело до конца.

o Прийти другим на помощь в случае необходимости.

o Отказаться от удовольствия, если это приносит вред моему здоровью и волнует моих родителей и близких.

o Выступить с каким - либо предложением.

o Самостоятельно решать вопрос, актуальный для класса, школы.

11. Приходилось ли тебе проявлять инициативу в указанных ниже обстоятельствах (обведи кружком соответствующие цифры ответов)?

А. В работе детской организации:

1. Да, довольно часто. 2. Да, но редко. 3. Не могу вспомнить.

Б. В трудовой деятельности:

1. Да, довольно часто. 2. Да, но редко. 3. Не могу вспомнить.

В. В оказании помощи другим (товарищам, малышам, инвалидам, престарелым):

1. Да, довольно часто. 2. Да, но редко. 3. Не могу вспомнить.

Г. В занятиях по интересам:

1. Да, довольно часто. 2. Да, но редко. 3. Не могу вспомнить.

Д. В отношениях с родителями в семье:

1. Да, довольно часто. 2. Да, но редко. 3. Не могу вспомнить.

12. О себе хочу дополнительно сообщить (если тебе есть, о чем рассказать о себе, то сделай это): ____________________________________________________________________

Благодарим за работу!

Анкета организационного периода. Вариант №2

1. Ты в лагере. Совпали ли твои представления о лагере с тем, что ты увидел?

2. Какие дела, проведенные в лагере, тебе больше всего запомнились?

3. Что бы ты хотел организовать, провести в лагере? Чему бы хотел научиться?

4.а) Каковы твои представления о твоем отряде?

б) Что ты считаешь обязательным, необходимым в устройстве твоей жизни в лагере?

5. Твои пожелания вожатым.

6. Назови 3-х ребят твоего отряда, которые, на твой взгляд, могли бы стать твоими хорошими друзьями.

 

 

3. Анкета "Хочу, чтоб было так", "Думаю, мечтаю, предлагаю".

Можно предложить всем ребятам в отряде письменно ответить на такие, например, вопросы:

1. Вспомни, какие дела в отряде (школьном и лагере) были интересными и полезными?

2. В чем бы ты лично принял участие с удовольствием?

3. Назови свои любимые занятия.

4. Что конкретно предлагаешь отряду на эту лагерную смену?

5. Что не любишь делать в лагере? Почему?

4. Конкурс на лучшее предложение для отрядного плана.

Раз­личают:

а) конкурс между первичными коллективами (звеньями в отряде, отрядами в дружине) на лучшее предложение;

б) открытый конкурс предложений с обоснованием и дока­зательством (заслушивается на общем собрании);

в) закрытый конкурс (каждый автор или группа авторов
подает свое предложение в пакете или под девизом, имя огла­шается после рассмотрения и оценки всех предложений).

г) тематическое задание по планированию. Его необходимо дать отдельно спортсменам, отдельно – затейникам, отдельно - коллекционерам. Результат - будет куча идей.

д) час вопросов и ответов. Надо предложить ребятам задавать вопросы на определенную тему или любую интересующую их. Вопросы детей - отличная информация об их интересах, стремлениях, сомнениях. Интересный вопрос может стать темой вечера, диспута, часа для любознательных.

Деловая игра «Наш отряд»

Цель: создать организационную структуру отряда, выявить лидеров, генераторов идей и исполнителей.

Форма: коллективное творческое дело с элементами игры.

Необходимо приготовить жетоны трех цветов: вожатые будут вручаться тому, кто подает идеи, зелёные - тому, кто их реализует, желтые — тому, кто остался в стороне (таких может и не быть). Понадобятся бумага, карандаши, фломастеры.

Содержание: Для первого задания надо встать в круг.

Первое задание — разминка. Каждому необходимо представить соседа справа, предварительно пообщавшись две минуты. После выполнения задания вожатый со своими помощниками определяет пять самых ярких представителей (кто точно выполнил задание, сделал это нестандартно, но корректно). Этим пяти человекам вручаются красные жетоны, они становятся лидерами.

Вокруг пяти лидеров собираются пять микрогрупп по желанию. Теперь их надо разместить отдельно так, чтобы каждая микрогруппа могла работать самостоятельно, но была в зоне видимости ведущего.

Второе задание — выполняется в микрогруппах. Надо нарисовать дружеский шарж на любого из присутствующих. Тому, чья была идея, вручается красный жетон, тому, кто рисовал — зеленый. Ребята с красными жетонами переходят по часовой стрелке в другую группу.

Третье задание - придумать творческую подпись к шаржу (ведущий раздает шаржи в другие микрогруппы). После выполнения задания снова раздаются жетоны. Те, кто за выполнение этого задания получил красный жетон, переходят по часовой стрелке в другую группу.

Четвертое задание — три «Д» (друг для друга). Придумать для соседней группы справа задание, в котором они могут проявить себя наилучшим образом (можно предложить эти задания выполнить или прокомментировать их).

В завершение необходимо обсудить, что происходило. Отметить ребят, которые подавали идеи, были организаторами, тех, кто быстро включался в работу. Этот анализ поможет ребятам решить, кто по-настоящему лидирует в отряде, какие микрогруппы стоит закрепить для дальнейшей работы коллектива.