Типы грузовых судов

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №2

Тема: ТИПЫ СУДОВ, ИХ АРХИТЕКТУРНЫЕ И КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ. ОБЩЕЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ И НАЗВАНИЯ ОСНОВНЫХ ЧАСТЕЙ СУДОВ.

Цель: Рассмотреть типы судов, проанализировать, как тип судна влияет на его архитектуру и конструктивные особенности. Разобрать общее расположение судов и дать названия основным частям судна. Рассмотреть судовые помещения.

План:

1. Типы судов, их архитектурные и конструктивные особенности.

2. Общее расположение судна.

3. Судовые помещения.

Литература:

[1,2,3,6,9,10,11,13-16]

 

Теоретическая часть:

Транспортные суда составляют основное ядро морского и речного флота. Они предназначаются для перевозки различных грузов и пассажиров и подразделяются на грузовые, пассажирские, грузопассажирские суда.

Типы грузовых судов

 

ТИПЫ СУХОГРУЗНЫХ СУДОВ:

Класс сухогрузных судов включает сухогрузные суда общего назначения и специализированные суда - для перевозки определенных грузов.

1.Сухогрузные суда общего назначения предназначены для перевозки генеральных грузов (general cargo) - штучный груз, товар (продукция), которая перевозится в упаковке. В качестве упаковки могут использоваться ящики, мешки, бочки, биг-беги, контейнеры, тюки, пакеты и другие виды упаковки груза) и являются наиболее распространенным типом судов.

Сухогрузные суда (сухогрузы) имеют просторные грузовые трюмы, занимающие основную часть корпуса, и обычно две палубы (малые суда - однопалубные, большие - двух- и трехпалубные). Машинное отделение, как правило, с дизельной установкой, расположено в корме или сдвинуто в нос на один два грузовых трюма. Каждый трюм имеет грузовой люк (иногда два), закрываемый металлическими закрытиями с механизированным приводом. В качестве грузовых средств применяют краны или стрелы грузоподъемностью до 10 тонн; для тяжеловесных грузов применяют грузовые стрелы грузоподъемностью от 30 до 200 тонн. На многих современных сухогрузных судах оборудуют один рефрижераторной трюм для перевозки скоропортящихся грузов и диптанк для перевозки жидких пищевых масел. Речные сухогрузные суда, независимо от их размера, обычно имеют только один грузовой трюм - для удобства погрузочно-разгрузочных работ.

2. Специализированные сухогрузные суда:

Рефрежераторные суда предназначены для перевозки скоропортящихся продуктов (рыбы, мяса, фруктов). Их грузовые трюмы имеют надежную теплоизоляцию и холодильные установки, обеспечивающие охлаждение трюмов. В зависимости от рода перевозимого груза в трюмах поддерживается температура от +5 до -25° С.

Некоторые рефрижераторы имеют мощные холодильные установки, обеспечивающие не только поддержание заданной температуры, но и быстрое замораживание груза. Такие суда называют производственно-транспортными рефрижераторами. Суда, предназначенные для перевозки фруктов (банановозы) имеют усиленную вентиляцию трюмов.

Грузоподъемность рефрижераторных судов достигает 8000-12000 тонн. Скорость хода несколько выше, чем у сухогрузных судов общего назначения, так как скоропортящиеся грузы требуют быстрой доставки к месту назначения.

Контейнерные суда (контейнеровозы) предназначены для перевозки грузов, заранее упакованных в специальные большегрузные контейнеры, вес которых с грузом составляет 10-20 тонн. Грузоподъемность контейнеровозов составляет от 8000 до 20000 тонн, скорость хода 30 узлов.

Судно длиной примерно от 70 до 394 м и перевозящее примерно от 250 до 18000 20-футовых (TEU) контейнеров одновременно. В морских контейнерных перевозках в основном используются стандартные ISO-контейнеры. Один TEU эквивалентен полезному объему стандартного контейнера длиной 20 футов (6.1 м) и шириной 8 футов (2.44 м). Высота контейнеров может различаться и обычно находится в пределах 1.3 м — 2.9 м, чаще всего, 2.59 м. 45 футовые контейнеры (13,7 м) часто обозначают как 2 TEU вместо 2.25 TEU.Максимальная масса 20 футового контейнера равна 24 тоннам. Если вычесть вес тары, 1 TEU будет равен приблизительно 21.6 тонны

Благодаря тому, что в грузовые трюмы укладывают не штучный груз различного размера и веса, а стандартные контейнеры, погрузочно-разгрузочные операции на контейнерных судах выполняются в 10 раз быстрее, чем на обычных сухогрузных судах.

Контейнерные суда отличаются большим раскрытием палубы над грузовыми трюмами, что исключает такую трудоемкую операцию, как горизонтальное перемещение груза в трюме. В качестве грузовых средств на контейнерных судах (фидерные контейнеровозы) применяют обычно катучие козловые краны грузоподъемностью 20-25 тонн. На некоторых контейнерных судах, обслуживающих постоянную линию, грузовое устройство вообще отсутствует. В этих случаях грузовые операции выполняют терминальными средствами - портальными кранами.

Лихтеровоз — судно, перевозящее специальные баржи — лихтеры, грузоподъемностью 250-300 тонн. Лихтеровозы часто используют там, где большие суда не могут подойти к причалу из-за недостаточной глубины или по другой причине. Лихтеры загружают у причала, транспортируют буксиром к лихтеровозу и поднимают на борт лихтеровоза.

Трейлерные суда (суда типа Ро-Ро) служат для перевозки грузов, находящихся в так называемых трейлерах автоприцепах. Груз, размещенный в колесных прицепах, можно погрузить (или выгрузить), вкатывая или выкатывая трейлеры на судно и обратно в течение очень короткого времени - за несколько часов вместо нескольких суток на обычном сухогрузе. Грузоподъемность трейлерных судов составляет от 1000 до 10000 тонн, скорость хода 20-26 узлов. Как и контейнерные, трейлерные суда в последнее время получают большое распространение. Некоторые новые суда этого типа приспосабливают для одновременной перевозки трейлеров (в трюмах) и контейнеров (на верхней палубе). Такие суда называют контрейлерными.

Ролкер (также судно типа ро-ро) — судно с горизонтальным способом погрузки и выгрузки. Ролкеры чаще всего используются для перевозки автомобилей и другой колёсной техники. Основное преимущество ролкера — быстрота разгрузки и погрузки судна. Для этих операций не нужны подъёмные краны: грузовые автомобили с грузом просто заезжают/выезжают на грузовые палубы судна по аппарели.

Суда для перевозки навалочных грузов(балкеры) предназначены для перевозки руды, рудных концентратов, угля, минеральных удобрении, строительных материалов, зерна и т. п. Эти грузы составляют около 70% всех перевозимых морем сухих грузов, поэтому количество судов для перевозки навалочных грузов быстро растет и составляет уже более 20% от тоннажа всего мирового морского транспортного флота. Балкеры подразделяют на рудовозы, суда, перевозящие наиболее тяжелый груз, суда для легкого груза и универсальные. Некоторые из этих судов могут иметь двойное назначение, например, в одном направлении перевозят навалочный груз, а в обратном - автомобили, или туда - руду, а обратно - нефть (нефтерудовозы).

Суда данного типа - однопалубные, с машинным отделением и надстройкой, расположенными в корме. От других сухогрузных судов они отличаются большой грузоподъемностью до 150000 тонн и относительно невысокой скоростью хода около 14-16 узлов.

Грузовые трюмы имеют, как правило, в нижней и верхней частях наклонные стенки, обеспечивающие самораспределение груза (самоштивку) как в продольном, так и в поперечном направлении. Цистерны, находящиеся между этими стенками и бортом, предназначены для приема водяного балласта, количество которого обычно значительно больше, чем на сухогрузных судах общего назначения. Некоторые суда имеют в грузовых трюмах продольные переборки, уменьшающие крен при смещении груза на борт, а второе дно имеет утолщенный настил и подкрепления, позволяющие производить грузовые операции грейфером.

Подавляющее число судов для навалочных грузов не имеет грузовых устройств и их грузят и разгружают портовыми средствами; на остальных применяют либо поворотные, либо катучие козловые краны. Некоторые суда оборудуют ленточными транспортерами, позволяющими автоматически выгружать груз из трюма (саморазгружающиеся суда).

Лесовозы предназначены для перевозки лесных грузов - круглого леса и пиломатериалов. От сухогрузных судов общего назначения лесовозы отличаются меньшей скоростью хода (13-15 узлов), наличием - независимо от размеров судна только одной палубы и усиленными ледовыми подкреплениями, позволяющими им заходить в порты Полярного бассейна, откуда, в основном, и вывозят лес.

Усиленная верхняя палуба и люковые закрытия обеспечивают перевозку значительного количества груза (около трети) на открытой палубе. Лесовозы обычно даже в полном грузу принимают водяной 6алласт (около 10 процентов от грузоподъемности) для обеспечения остойчивости, поэтому они имеют балластные отсеки большой емкости.

Существуют и безбалластные лесовозы, но при рейсе без леса они испытывают порывистую качку, что нежелательно. В последнее время лес начинают перевозить в пакетах. Такой способ перевозки позволяет более чем вдвое сократить стоянку под грузовыми операциями. Лесовозы-пакетовозы имеют большие по размерам люки и высокопроизводительные грузовые устройства (краны поворотные или катучие козловые, краны стрелы).

Суда для перевозки тяжеловесных грузов (Heavy Lift)

Перевозки тяжеловесных грузов в мировом судоходстве постоянно растут. Вызвано это интенсивным освоением континентальных шельфов, передислокацией обрабатывающей промышленности, приближением производства продукции к местам ее потребления, индустриализацией развивающихся стран и рядом других причин. Увеличивается соответственно и потребность в судах, которые могли бы перевозить грузы большой массы и нестандартных габаритов. В настоящее время судоходные компании многих стран принимают участие в перевозке таких грузов. Первоначально они перевозились на обычных сухогрузах, приспособленных для этой цели, суда оснащались одним или двумя комплектами стрел, обеспечивающих погрузку и выгрузку тяжеловесов, а также имели подкрепления палуб и люковых закрытий. В отдельных случаях на таких судах вообще не предусматривалось грузовое устройство, а грузовые операции производились береговыми средствами. На обычных судах невозможно перевозить грузы, имеющие особенно большую массу. Практика показывает, что перевозка крупногабаритных грузов на судах вызывает ряд проблем, особенно в тех случаях, когда груз имеет большую высоту и заслоняет горизонт прямо по курсу. Возникают трудности и с перегрузочными операциями в плохо оснащенных портах. Поэтому возникла необходимость строительства судов, специально предназначенных для погрузки, перевозки и выгрузки тяжеловесных и крупногабаритных грузов. Именно на таких судах, строящихся теперь на верфях многих стран, перевозятся крупные конструкции, предназначенные для освоения океана, дноуглубительное оборудование, заводы по переработке нефти в виде предварительно собранных модулей массой в несколько тысяч тонн и другие грузы широкой номенклатуры.
Отличительной особенностью судов для перевозки тяжеловесных и крупногабаритных грузов является прочная конструкция трюмов, палуб и люковых закрытий. Все они оборудованы горизонтальным или вертикальным грузовым устройством. Через носовые или кормовые рампы, например, на судно могут поступать грузы массой до 3 тыс. т, а при помощи судовых стрел или кранов — до 1,2 тыс. т. Для обеспечения грузовых операций суда оборудуются различными устройствами стабилизации. На многих из них имеются балластные системы, которыми управляют компьютеры, В состав грузовых средств могут входить специальные выдвижные конструкции, опирающиеся на дно или стенку причала. Иногда доставка грузов на берег производится при помощи люковых закрытий понтонного типа, которые спускаются на воду и используются как плавсредства.
В последние годы появились суда большой грузоподъемности, способные притапливаться для приема плавающих объектов непосредственно на грузовую палубу.
Совершенствование специализированного флота для перевозки тяжеловесных и крупногабаритных грузов идет по нескольким направлениям. Во-первых, увеличивают ширину судов. Это не только повышает их остойчивость, но и уменьшает осадку, что позволяет им входить в мелководные прибрежные районы и устья рек. Во-вторых, на грузовых палубах стараются создать как можно больше незанятой площади. Для этого надстройки и грузовое устройство размещают либо в оконечностях судна, либо у одного из бортов. Трубопроводы, лебедки и другое оборудование, обычно находящееся на палубе, переносят под палубу или на надстройки. Наконец, продолжают развивать суда полупогружного типа, удобные для перевозки сверхтяжелых неделимых грузов и крупных плавающих объектов.

 

ТИПЫ НАЛИВНЫХ СУДОВ