Разделы и функции философии

Разделы философии:

- Онтология – учение о бытии, о его сущности.

- Гносеология – учение о познаваемости и пределах познания мира.

- Метафизика – учение о том, что существует за пределами физического мира, возможного опыта человека.

- -Антропология – учение о человеке, о его происхождении, становлении, смысле жизни.

- Этика – учение о нравственности, морали, практическая философия, которая учит оценивать различные ситуации для возможных правильных поступков.

- Логика – самостоятельная наука о законах и формах мышления, которая изучает формальные отношения в языке.

- Эстетика – наука о чувственном восприятии мира, о прекрасном и безобразном.

- Социальная философия – учение об обществе.

- Экологическая философия – учение о взаимодействии человека, общества и природы.

- Философия науки – раздел, изучающий историю и философию научного знания.

Функции философии:

1.Онтологическая функция, с помощью которой раскрывается сложность и многомерность человеческого бытия, рассматривается такое понятие как небытие.

2.Гносеологическая функция раскрывает сущность познания и истины.

а) Эксплицирующая функция выявляет в различных областях знания основные научные принципы и идеи и распространяет их на другие, не затронутые ранее области.

б) Рационалистическая функция объясняет языком разума принципы окружающего мира.

3. Систематизирующая функция приводит знания в систему.

4. Конструктивно-эвристическая функция нужна для открытий и конструирования новых знаний.

5. Критическая функция нужна для критики различных положений и учений.

6. Прогностическая функция включает прогноз новых научных открытий.

7. Методологическая функция формулирует новые методы в науке и научном познании.

8.Мировоззренческая функция помогает человеку выработать мироощущение, мировосприятие и мировоззрение.

а) Аксиологическая (ценностная) функция выстраивает шкалу ценностей.

б) Этическая или практическая функция рассматривает взаимодействие людей друг с другом.

в) Гуманистическая помогает определить человека как духовное существо.

г) Эстетическая через чувственное восприятие помогает определить отношение человека к прекрасному и безобразному.

9. Терапевтическая (от «терапия»– лечение) функция излечивает от духовных недугов.

10. Социальная функция помогает человеку ориентироваться в обществе.

3. Мировоззрение – совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих общее видение, понимание мира. Мировоззрение включает мироощущение, миропонимание, мировосприятие. Мироощущение складывается на базе сигналов органов чувств, в миропонимание включено рациональное осмысление мира, в мировоззрении отражается общий взгляд человека на мир. Исторически первым складывается мифологическое мировоззрение, затем религиозное и позже философское. Мифологическое мировоззрение возникает в раннеродовом обществе. Человек слабо отделяет себя от окружающей среды, пытается с помощью фантазии, основанной на аналогиях и ассоциациях, познать себя и окружающий мир. Для мифологического мировоззрения характерны образность, антропоморфизм (перенесение черт человека на мифические существа и явления природы). Философское мировоззрение может появиться, когда возникает довольно высокий уровень абстрактного мышления. В отличие от мифа философия основывается на разуме, логике, понятийном освоении мира. Но на начальном этапе развития философия еще очень тесно связана с мифом. Переход от мифологического к философскому мировоззрению был подготовлен рядом факторов экономического, социального и духовного характера. Экономические факторы: переход от бронзы к железу, развитие аграрного и ремесленного производства, разделение труда, развитие товарно-денежных отношений. Социальные: разложение первобытнообщинного строя, возникновение государственных структур, правовых норм в обществе. Духовные факторы играли особо важную роль: постепенное накопление научных знаний, развитие абстрактного мышления. Согласно философско-исторической концепции К. Ясперса эпоха, которая началась в VII веке до н.э. и продолжавшаяся до начала нашей эры является осевым временем. Это историческая эпоха определяется К. Ясперсом, как прорыв к подлинному бытию – духовному. Это выразилось в появлении мировых религиозных учений – буддизм и христианство. Они стали новыми духовными образованиями, появились новые учения и идеи. Главное то, что в эту эпоху возникает такой феномен как философия. VI век до н. э. выделяется из череды столетий I тысячелетия до н. э. как время яркого проявления интеллектуальной энергии. Философская мысль возникает Древней Индии, в Китае и в Древней Греции.