ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ПРЕДРИЯТИЯ, ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ. РЕСУРСЫ ПРЕДПРИЯТИЯ ФИРМЫ, ИХ СОСТАВ И КЛАССИФИКАЦИЯ.

Наращивание потенциала фирмы, поиск резервов эффективности, усовершенствование внутреннего механизма управления фирмой, быстрая адаптация к сложным условиям внешней среды возможны лишь на основе использования внутренних факторов эффективности функционирования фирмы.

Внутренняя среда предпринимательства охватывает широкий круг элементов представляющих совокупность внутренних условий функционирования предпринимательской организации и полностью зависит от предпринимателя.

Когда речь идет о внутренней среде предпринимательства, то имеется в виду ее составляющие: ситуационные факторы:

- цели, задачи и миссия предпринимательской деятельности;

- наличие капитала (как собственного, так и инвестированного);

- выбор объекта предпринимательской деятельности и организационно-правовой формы хозяйственной деятельности;

- организационная структура организаций;

- рациональность и эффективность предпринимательской деятельности и т. д.

Когда речь идет о внутренней среде предпринимательской организации то подразумеваются элементы внутренней среды фирмы – это составные части предприятия, необходимые для достижения целей. Основные элементы внутренней среды представлены на рисунке 2.3.

 

Фирма (Предприятие)
Функциональные области
ПРОИЗВОДСТВО
ФИНАНСЫ
МАРКЕТИНГ
ИННОВАЦИИ
ПЕРСОНАЛ
Снабжение
Изготовление
Сбыт
Производственный процесс
Предметы
Труд
Средства
Управление
Функции
Структура

Рис. 2.3. Основные элементы внутренней среды фирмы

 

 

Внутренняя среда организации – это та часть общей среды, которая находится в пределах организации. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации.

Внутренняя жизнь организации состоит из большого количества различных действий, подпроцессов и процессов. В зависимости от типа организации, ее размера и вида деятельности отдельные процессы и действия могут занимать в ней ведущее место, некоторые же, широко осуществляемые в других организациях процессы, могут либо отсутствовать, либо осуществляться в очень небольшом размере. Однако, несмотря на огромное разнообразие действий и процессов, можно выделить шесть групп функциональных процессов, которые охватывают деятельность любой организации, являются объектом управления со стороны менеджмента и определяют основные факторы формирования внутренней среды фирмы. Данными функциональными группами являются следующие:

- производство;

- маркетинг;

- финансы;

- персонал;

- инновации;

- управление

Основным фактором, который существенно влияет на результаты функционирования предприятия, является производство. Этот фактор характеризует совокупность оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих технических знаний, квалификационных навыков.

Производство определяет объем, структуру, номенклатуру продукции, обеспеченность сырьем и материалами, резервные мощности, экологию производства; контроль качества; патенты, торговые марки и т. д.

Управление производством состоит в осуществлении управления процессом переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, поступающих на входе в организацию, в продукт, который организация предлагает внешней среде. Для этого менеджмент осуществляет следующие операции: управление разработкой и проектированием продукта; выбор технологического процесса, расстановку кадров и техники по процессу с целью оптимизации затрат на изготовление и выбор методов изготовления продукта; управление закупкой сырья, материалов и полуфабрикатов; управление запасами на складах, включающее в себя управление хранением закупленных товаров, полуфабрикатов собственного изготовления для внутреннего пользования и конечной продукции; контроль качества.

Успешное осуществление финансовой деятельности фирмы, ее эффективной организации также является важной, поскольку финансовые возможности и результаты финансовой деятельности предприятия отображают не только успешность финансовой сферы, но и его возможности и результаты почти во всех других областях. Влияние финансовых факторов проявляется в величине капитала фирмы, стоимости ее акций, движении наличности, ликвидности, платежеспособности, финансовой независимости и т.д. Финансовая деятельностьпредусматривает объективную оценку стоимости хозяйственных средств, которые находятся в распоряжении организации, анализ состояния и уровня эффективности средств и источников их формирования.

Управление финансами состоит в том, что менеджмент осуществляет управление процессом движения финансовых средств в организации. Для этого осуществляется: составление бюджета и финансового плана; формирование денежных ресурсов; распределение денег между различными сторонами, определяющими жизнь организации; оценка финансового потенциала организации.

Управление учётом предполагает управление процессом обработки и анализа финансовой информации о работе организации с целью сравнения фактической деятельности организации с ее возможностями, а также с деятельностью других организаций. Это позволяет организации вскрыть финансовые проблемы, на которые она должна обратить пристальное внимание, и выбрать лучшие пути осуществления ее деятельности.

Маркетинговая сфера деятельности охватывает все стадии продвижения на рынок продуктовых инноваций предприятия, прогнозирование спроса на базе изучения потребностей потребителей, разработку ассортимента продукции предприятия. Маркетинг приводит ресурсы предприятия в соответствие с требованиями и возможностями рынка. Задачи маркетинга включают снижение затрат производства, определение характера и масштабов производства, а также путей рентабельного использования производственных мощностей предприятия и инженерно-технических возможностей при условии сбыта продукции.

Управление маркетингом призвано посредством маркетинговой деятельности по реализации созданного организацией продукта увязать в единый непротиворечивый процесс удовлетворение потребностей клиентов организации и достижение целей организации. Для этого осуществляется управление такими процессами и действиями, как: изучение рынка; реклама; ценообразование; создание систем сбыта; распределение созданной продукции; сбыт.

Решение многих проблем повышения эффективности фирмы зависит от обеспеченности как производства, так и управления квалифицированными специалистами. Фактор «персонал» включает работу с трудовым коллективом, его подбор, расстановку, обучение, оплату труда работников предприятия. Важнейшей целью этой функциональной подсистемы предприятия является создание высокой заинтересованности работников в решении общих заданий предприятия и создания для этого благоприятного климата.

Управление персоналом связано с обеспечением производственной и других сфер людскими ресурсами (найм, подготовка и переподготовка). Также предполагает выполнение всех управленческих действий, связанных с социальной сферой: оплатой, благосостоянием и условиями найма.

В современных условиях инновационная деятельность фирмы выступает как одно из основных средств повышения эффективности и достижения конкурентных преимуществ.

Инновации связаны с качественными изменениями, направленными на создание нового товара, технологии и представляют собой результат инновационной деятельности в виде усовершенствованного организационно-управленческого и производственно-технологического процесса. Особенно эффективно инновационная деятельность может влиять на конечные показатели функционирования при изменении макроэкономических факторов, в первую очередь таких, которые связаны с конъюнктурой рынка выпускаемой продукции.

Эффективное функционирование и последующее развитие предприятий возможно только на основе использования современного механизма управления, который имеет стратегическую направленность и обеспечивает разработку альтернативных вариантов ее достижения, выбор оптимального варианта, его последовательную реализацию.

Приоритетным направлением стратегии любого хозяйствующего субъекта должно стать определение ресурсных возможностей. Ресурсы фирмы – это средства, возможности, ценности, запасы, источники ее доходов, обеспечивающие стабильную работу фирмы по основным видам деятельности и получение прибыли.

Выделение и всесторонний анализ ресурсов как приоритетного фактора внутренней среды позволит исследовать пределы производственных и сбытовых возможностей фирмы, выявить необходимые резервы роста эффективности и направления преобразований, использование которых даст возможность получить максимальный эффект в долгосрочной перспективе.

В экономической литературе существуют различные подходы к классификации видов ресурсов. Обобщив подходы различных авторов, ресурсы предприятия можно классифицировать по следующим признакам (рисунок 2.4).

Все экономические ресурсы, или факторы производства, обладают одним общим свойством: они редки или имеются в ограниченном количестве. Это означает, что ресурсов, как правило, меньше, чем необходимо для удовлетворения всех потребностей при данном уровне экономического развития; имеют определенный предел и пахотные земли, и полезные ископаемые, и средства производства, и рабочая сила (рабочее время). Вследствие редкости ресурсов объем производства ограничен.

Другим свойством экономических ресурсов является их взаимодополняемость. Например, для рационализации использования природных ресурсов используются знания – экономический ресурс, который на основании научно-технических разработок позволяет сделать взаимодополняемость более эффективным и оптимальным образом.

Ресурсы предприятия не являются раз и навсегда данной величиной: они постоянно видоизменяются, в том числе в результате действий субъекта управления (менеджмента предприятия), направленных на приведение их текущего состояния в соответствие с задачами, принимаемыми на себя предприятием. Результат осуществления этих мероприятий – рост ресурсоотдачи: увеличение производительности труда, фондоотдачи, реализации продукции на рубль затрат, рентабельности продаж, оборачиваемости оборотных средств и др.

 

Промышленно-производственный персонал
ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ
Виды ресурсов, используемых на фирме
Непромышленный персонал
МАТЕРИАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
Сырье
Матери-алы
Топливно-энергетиче-ские ресурсы
Запасные части
Здания и сооруже-ния
ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ФОНДЫ
Технологическое обору-дование
Собствен-ный капитал
Заемный капитал
ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ
Средства автомати-зации управления
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
Нематериаль-ные активы
Прочие
Передаточные устройства
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

Рис. 2.4. Виды ресурсов, используемыми предпринимательскими единицами

 

Мобильность экономических ресурсов состоит в их способности перемещаться между отраслями, регионами, странами. Применительно к каждому экономическому ресурсу степень мобильности будет различна и будет зависеть от множества как объективных, так и субъективных факторов. Например, минимальная мобильность будет у экономического ресурса – земли, так как невозможно изменить ее географическое положение. Наибольшей мобильностью отличаются человеческие ресурсы.

Ресурсы – основной фактор деятельности, поэтому каждая организация должна создавать собственную систему ресурсов под цели, стратегию развития, виды деятельности.

В ресурсной стратегии устанавливается:

– потребность в необходимых ресурсах для деятельности;

– качество ресурсов, их влияние на критические факторы успеха и показатели эффективности;

– количество и ориентировочная стоимость ресурсов, их производительность;

– риски по ресурсам;

– источники финансирования привлечения ресурсов;

– результативность и эффективность намечаемой деятельности.

Ресурсная стратегия осуществляется через систему управления, которая должна содержать механизмы, обеспечивающие привлечение и использование ресурсов. Управление ресурсами включает в себя:

– мониторинг внешней среды, которая влияет на ресурсы;

– маркетинг внешних рынков;

– планирование ресурсов;

– формирование информации по ресурсам;

– способы и методы измерения и оценки ресурсов;

– контроль и анализ результативности и эффективности привлечения, использования и развития ресурсов;

– мотивация за результативное и эффективное формирование и использование ресурсов.

Система управления ресурсами позволяет направлять ресурсы на достижение результативности (целей), координировать действия и использование ресурсов между функциями системы управления, центрами ответственности, обеспечивать ресурсами согласно планам и графикам, измерять и оценивать результативность и эффективность использования ресурсов, собирать и обрабатывать информацию, оперативно принимать решения, стимулировать достижения.