Лекция 6. Рынок, рыночный спрос: измерение и прогнозирование

В маркетинге под рынкомпонимается совокупность всех покупателей определенного вида товара или услуги, как реально существующих, так и потенциальных. Понятие «рынок»характеризует ситуацию, когда существуют потребители, имеющие некие потребности, и товары (или услуги), удовлетворяющие эти потребности. Таким образом, потребители приобретают не столько продукцию, сколько выгоды, предоставляемые этой продукцией, способные удовлетворить их потребности. Рынок — это место встречи потребностей, обуславливающих спрос, с выгодой, заключенной в товаре и удовлетворяющей эти потребности. Если не существует продукции, предлагающей выгоду, то нет и рынка — есть только потребители, обладающие потребностями. Рынок увязывает выгоды продукции с потребностями, обуславливающими спрос на нее.

 

Критериями определения рынка служат:

географические границы рынка (или иной критерий классификации потребителей); емкость и характеристики рынка;

товарные категории, конкурирующие за нужды и потребности покупателей данного рынка.

 

Типы рынков:

потребительские рынки,

рынок промежуточных продавцов

рынок товаров промышленного назначения.

 

Потребительские рынки— это такие рынки, где покупатели приобретают товары для личного использования или использования членами семьи.

 

Рынок промежуточных продавцов— совокупность лиц и организаций, приобретающих товары для перепродажи или сдачи их в аренду другим потребителям с выгодой для себя.


Рынки товаров промышленного назначения— совокупность лиц и организаций, закупающих товары, которые используются при производстве других товаров, продаваемых, сдаваемых в аренду или поставляемых другим потребителям.

 

Уровни рынка:

§ Освоенный

§ Целевой

§ Квалифицированный

§ Доступный

§ Потенциальный

 

Потенциальный рынок— совокупность покупателей, которые проявляют интерес к определенному товару или услуге. При наличии некоторой выгоды должны существовать потребители, испытывающие в ней потребность. Таким образом, рынки формируются потребителями, обладающими способностью и готовностью приобрести продукцию.

 

Доступный рынок— совокупность покупателей, проявляющих интерес и имеющих доход и доступ к определенному товару или услуге.

 

Квалифицированный рынок— совокупность покупателей, которые проявляют интерес и имеют доход, доступ и право пользования по отношению к определенному товару или услуге.

 

Целевой рынок— часть квалифицированного рынка, на который фирма решила направить свои действия.

 

Освоенный рынок— совокупность покупателей, которые уже приобрели определенный товар или услугу.