Лекция 6. Рынок, рыночный спрос: измерение и прогнозирование
В маркетинге под рынкомпонимается совокупность всех покупателей определенного вида товара или услуги, как реально существующих, так и потенциальных. Понятие «рынок»характеризует ситуацию, когда существуют потребители, имеющие некие потребности, и товары (или услуги), удовлетворяющие эти потребности. Таким образом, потребители приобретают не столько продукцию, сколько выгоды, предоставляемые этой продукцией, способные удовлетворить их потребности. Рынок — это место встречи потребностей, обуславливающих спрос, с выгодой, заключенной в товаре и удовлетворяющей эти потребности. Если не существует продукции, предлагающей выгоду, то нет и рынка — есть только потребители, обладающие потребностями. Рынок увязывает выгоды продукции с потребностями, обуславливающими спрос на нее.
Критериями определения рынка служат:
географические границы рынка (или иной критерий классификации потребителей); емкость и характеристики рынка;
товарные категории, конкурирующие за нужды и потребности покупателей данного рынка.
Типы рынков:
потребительские рынки,
рынок промежуточных продавцов
рынок товаров промышленного назначения.
Потребительские рынки— это такие рынки, где покупатели приобретают товары для личного использования или использования членами семьи.
Рынок промежуточных продавцов— совокупность лиц и организаций, приобретающих товары для перепродажи или сдачи их в аренду другим потребителям с выгодой для себя.
Рынки товаров промышленного назначения— совокупность лиц и организаций, закупающих товары, которые используются при производстве других товаров, продаваемых, сдаваемых в аренду или поставляемых другим потребителям.
Уровни рынка:
§ Освоенный
§ Целевой
§ Квалифицированный
§ Доступный
§ Потенциальный
Потенциальный рынок— совокупность покупателей, которые проявляют интерес к определенному товару или услуге. При наличии некоторой выгоды должны существовать потребители, испытывающие в ней потребность. Таким образом, рынки формируются потребителями, обладающими способностью и готовностью приобрести продукцию.
Доступный рынок— совокупность покупателей, проявляющих интерес и имеющих доход и доступ к определенному товару или услуге.
Квалифицированный рынок— совокупность покупателей, которые проявляют интерес и имеют доход, доступ и право пользования по отношению к определенному товару или услуге.
Целевой рынок— часть квалифицированного рынка, на который фирма решила направить свои действия.
Освоенный рынок— совокупность покупателей, которые уже приобрели определенный товар или услугу.