Предмет акмеологии
Проблемы общей акмеологии.
А.А. Реан
Предисловие
Настоящая работа является одним из первых фундаментальных изданий по акмеологии. Акмеология — новая научная дисциплина, в центре внимания которой находится взрослый человек, динамика его развития как индивида, личности, субъекта деятельности (в том числе и профессиональной) и индивидуальности. Это научное направление акцентирует внимание на том, что период взрослости — в плане психического развития — отличается не меньшим динамизмом, чем предшествующие ему периоды детства, подросткового и юношеского возраста.
Зарождение и развитие акмеологии как области современного человекознания связано с именем выдающегося отечественного психолога академика Б.Г.Ананьева. Именно под его руководством были начаты комплексные исследования развития человека в период взрослости, именно в его работах акмеология была названа Е общей структуре наук о человеке.
Современные исследования по акмеологии можно, с некоторой долей условности, сгруппировать по следующим основным направлениям: акмеология индивида, акмеология личности, акмеология субъекта деятельности, акмеология индивидуальности. Не все из этих направлений равнозначны с точки зрения глубины их разработанности и разносторонности изученности.
Пожалуй, наибольшие достижения имеются в области акмеологии индивида, в области изучения сенсомоторной организации взрослого человека, в направлении исследований динамики развития психических функций в период взрослости. Значительный вклад в развитие этого направления внесли исследования Б. Г. Ананьева, Е.Ф.Рыбалко, Е.И.Степановой, Н. А. Грищенко-Розе, Л. А. Головей и др. Большие работы проведены, особенно в последние годы, в области акмеологии субъекта деятельности. В центре внимания здесь оказались проблемы профессионализма деятельности, вопросы достижения человеком вершин профессионального мастерства. Развитие данного направления акмеологии в первую очередь связано с исследованиями А. А. Бодалева, А.А.Деркача, В. Г. Зазыкина, Е.А.Климова, Н.В.Кузьминой, Г. И.Марасанова, А.К.Марковой, А.А.Реана, А.П.Ситникова и др. Чрезвычайно перспективными, но пока менее разработанными направлениями являются акмеология личности и акмеология индивидуальности.
Предмет акмеологии
Акмеология представляет собой новую междисциплинарную научную область современного человекознания. Термин «акмеология» происходит от древнегреческого «акмэ» — вершина, и этим как бы подчеркивается, что в центре внимания акмеологии находится взрослый человек — человек, достигший зрелости, находящийся в расцвете своих физических, интеллектуальных и творческих сил.
В научном смысле понятие «акмеология» находим у Н. А. Рыбникова (1928 г.), который связывал с этим направлением перспективы комплексного изучения взрослого человека [101]. Однако после Н. А. Рыбникова не только это научное направление не получило развития, но и сам термин «акмеология» был забыт. Спустя значительное время проблема акмеологии — как науки о комплексном изучении взрослого человека, была заново поставлено Б. Г. Ананьевым (1968 г.). Под его руководством были начаты фундаментальные исследования развития психических функций человека в период взросления, к числу которых относится и известный пятилетний лонгитюд.
Новый всплеск интереса к акмеологической проблематике относится к концу восьмидесятых годов и связан, прежде всего, с Ленинградской-Петербургской школой. В настоящее время это направление достаточно интенсивно развивается. Относительно его перспектив имеются различные оценочные суждения: от крайне негативных («это не наука», «не определена предметная область науки» и т. д.)—до чрезвычайно позитивных («наука двадцать первого века» и т.п.). Сейчас пока нет оснований для крайних суждений и того, и другого типа. Акмеология — это, безусловно, перспективное направление, значимость которого обусловлена всем уже понятной необходимостью создания интегрированных направлений человекознания. Очевидно, и в дальнейшем будет происходить все более глубокая дифференциация наук о человеке. Но параллельно с этим все большую актуальность будет приобретать прямо противоположное направление—оформление интегративных наук о человеке как личности, профессионале, субъекте учения и т.д.
Вместе с тем, как во всякой новой науке в акмеологии много сложных, нерешенных проблем, в том числе и проблем внутреннего порядка, связанных с определением ее предмета, разработкой методологии, развитием методического аппарата. Успешное развитие акмеологии требует корректного, взвешенного научного подхода ко всем этим и ряду других проблем. Акмеологию не ждет судьба современного психоанализа, где развитие положений гениального Фрейда, к сожалению, «привело только к псевдонауке» (C.Rogers [94, с. 215]).
В связи с определением предметной области акмеологии последнюю часто обозначают как раздел возрастной психологии. При этом имеется в виду, что акмеология изучает взрослого человека как индивида. Действительно, если мы возьмем фундаментальную работу Б.Г.Ананьева, в которой акмеология впервые была так четко и конкретно прописана в схеме основных наук о человеке, в структуре современного человекознания [13], то увидим, что в ней Б.Г.Ананьев связал акмеологию с индивидуальными особенностями человека. В трех специальных разделах упомянутой работы рассматривается структура наук о человеке как индивиде (гл. 1, раздел 5), как личности (гл. 1, раздел 6) и как субъекте деятельности (гл.1, раздел 7). Причем Б.Г.Ананьев провел этот анализ очень глубоко, представив фундаментальные схемы-структуры системы наук о человеке во всех трех указанных выше аспектах. Внимательный анализ показывает следующее. Место акмеологии найдено и четко указано только в первом разделе. В схеме системы наук о человеке как индивиде акмеология явно присутствует и в таком порядке: эмбриология человека, морфология и физиология ребенка, педиатрия, педагогика, акмеология, геронтология [13, с. 46]. В следующих двух больших схемах системы наук о человеке как личности [там же, с. 50] и как субъекте деятельности [там же, с. 53] понятие «акмеология» уже не встречается. Хотя, следует заметить, эти схемы являются не менее фундаментальными, чем первая.
В связи с этим может даже сложиться впечатление, что по Б.Г.Ананьеву вообще акмеология — это наука о человеке как индивиде, достигшем периода расцвета, зрелости или акмэ. С формальной точки зрения, как мы только что видели выше, это мнение является достаточно обоснованным. Однако необходимо различать формальный и контекстно-смысловой подходы. Контекстный анализ работ Б. Г.Ананьева позволяет заключить, что он все-таки связывал акмеологию, ее предметную область как с индивидным уровнем анализа, так и с личностным, а особенно с субъектно-деятельностным уровнем изучения человека. Хотя с формальной точки зрения, действительно, прямо место акмеологии в системе наук о человеке указано именно в схеме наук о человеке как индивиде. Более того, именно в этой области акмеологии еще при жизни Б. Г. Ананьева и при его непосредственном руководстве были проведены наиболее значительные исследования (Н. А.Грищенко-Розе, Г.И.Степанова, Г.С.Сухобская, Е.Ф.Рыбалко и др. [85, 86, 95]). Эта линия исследований продолжена и в настоящее время, а монографическое обобщение их результатов проведено в новых фундаментальных работах Е.Ф.Рыбалко [97], Е.И.Степановой [107].
Несколько позднее, чем акмеологические исследования на уровне индивида, получил развитие акмеологический подход к исследованию проблем субъекта профессиональной деятельности. В первую очередь здесь необходимо назвать комплексное лонгитюдное исследование взрослых как субъектов учебной деятельности, в котором вполне логично сомкнулись, образовав некий синтез, индивидный и субъектно-деятельностный уровни анализа человека (82]. Другим, также из числа первых, исследованием по акмеологии субъекта профессиональной деятельности является значительное эмпирическое и теоретическое исследование феномена продуктивности научной и педагогической деятельности преподавателя высшей школы (З.Ф.Есарева [35]). В настоящее время акмеология субъекта профессиональной деятельности является наиболее интенсивно разрабатываемой областью акмеологической науки (Н. В. Кузьмина [54, 55], А. А. Реан [89, 90]), где центральными проблемами являются проблемы профессионализма и уровня деятельности, а также технологий их повышения [2, 56, 105]. Область акмеологии личности разработана была в то время, как, впрочем, и сейчас, значительно менее тщательно и менее основательно, чем амеология субъекта профессиональной деятельности, и уж тем более слабее, чем акмеология индивида. Обобщая все вышесказанное, мы определяем предмет акмеологии как изучение в процессуальном и результативном аспектах феномена зрелости или достижения человеком вершин как индивидом, личностью, субъектом деятельности и индивидуальностью.
Нельзя обойти молчанием вопрос о соотношении акмеологии и психологии. И теперь, именно здесь, кажется, будет уместнее всего обсудить его. Этот вопрос достаточно запутан, в современной психологии, так же, как и в акмеологии, на него нет однозначного и общепринятого ответа. Из данного выше определения предметной области акмеологии следует, что акмеология одновременно и уже психологии, и шире психологии, выходит за ее рамки, является ее частью.
А. Акмеология действительно является только частью психологической науки, так как проблема зрелости человека (период акмэ, в индивидном плане — период взрослости), хотя и является значительной проблемой, все-таки не охватывает все предметное поле психологии. Психология ведь изучает человека 1) в онтогенетическом плане на всех возрастных этапах: от младенчества до старости, 2) в личностном плане — не только социально зрелую личность (личностное акмэ), но и личность инфантильную, делинквентную, асоциальную и т. д., 3) в субъектно-деятельностном плане — не только вершины профессионализма (профессиональное акмэ), но и психологию профессиональной деятельности, в том числе и связанные с достижением вершин профессионализма, а иногда и абстрагируясь от идеи уровней профессионального мастерства.
Б. Акмеология действительно шире, чем психология, так как проблема зрелости человека (все равно в каком аспекте—сугубо возрастном, онтогенетическом, личностном, субъектно-деятельностном)—это проблема не только психологии, но и целого комплекса других наук о человеке: биологии, медицины, социологии, философии и т.д. Возможно, в этом плане акмеология подобна геронтологии, которая несомненно является комплексной научной дисциплиной. В связи с этим замечу следующее.
Внимательный взгляд на то место в ананьевской схеме наук о человеке как индивиде, где определено место акмеологии [13, с. 46], не может не заметить там некоторой нелогичности. По крайней мере, мне этот перечень и последовательность наук всегда, больше интуитивно, казался в чем-то нестройным, как будто бы с неожиданно нарушенной, но прежде бывшей, четкой логикой. И действительно, в этом наборе — эмбриология человека, морфология и физиология ребенка, педиатрия, педагогика, акмеология, геронтология— странным образом «выпадают», нарушают логический строй «детские» науки (физиология ребенка, педагогика, педиатрия), которые диссонируют не только логически, но и фонетически, «на слух». Все встает на свои места—восстанавливается и логика и даже фонетическая гармония (последнее, конечно, не существенно), когда комплекс означенных «детских» наук мы определим одним термином — педология. Можно полагать, что у П. Г.Ананьева все так и было задумано, но в силу известных причин политико-идеологического характера (конечно, 1968 год — это уже не 1936, но педология ведь не реабилитирована, а разгром ее так памятен) задуманное не было им явно реализовано. Я полагаю, что восстановление научной логики требует и дает нам право внести коррективу в указанную ананьевскую схему наук о человеке как индивиде и впредь говорить о следующем перечне и последовательности наук: эмбриология, педология, акмеология, геронтология. Причем с современных позиций, последние три науки — это науки не только об индивиде, но комплексные науки о целостном человеке: как индивиде, личности, субъекте деятельности и индивидуальности.
Собственно говоря, как уже подчеркивалось здесь выше, предметом акмеологии в целом является феномен зрелости человека, или процесс и результат достижения человеком вершин как индивидом, личностью, субъектом деятельности (в том числе и профессиональной) и индивидуальностью. Правда, уже само определение объективных критериев зрелости человека представляет значительные трудности. Именно в связи с наличием таких трудностей, по мнению Б. Г.Ананьева [13, с. 71], в психологической литературе происходит замена понятия «зрелость» понятием «взрослость». Эта замена, как предполагается, позволяет избежать многих осложнений, которые считаются подчас непреодолимыми. Однако в действительности такая замена, видимо, больше создает проблемы, чем их разрешает. По крайней мере ясно, что даже на индивидном уровне понятия «зрелость» и «взрослость» не полностью синонимичны, еще более они расходятся, когда речь идет <> взрослости и субъективно-деятельностной (профессиональной)
зрелости. И уж, конечно, эти два понятия не являются тождественными и описывают разную психологическую реальность, когда имеется в виду личностный уровень рассмотрения человека. Таким образом, ясно, что подобная замена не равноценна. Но более, пожалуй, она неприемлема потому, что исключает из поля научных исследований, исключает из круга проблем современного человекознания проблему «зрелости» как таковую.
Этот вопрос заслуживает внимания еще и по той причине, что среди значительного круга специалистов сложилось достаточно устойчивое представление об акмеологии как лишь о разделе возрастной психологии. Причем предполагается, что предметом акмеологии является именно «взрослость» как возрастное понятие, возрастная «взрослость» сама по себе, вне связи с понятием «зрелость». Такое представление в большинстве случаев обосновывается ссылками на Б. Г. Ананьева. Однако сам Б. Г. Ананьев активно обсуждал в своих работах проблему зрелости и пытался выделить объективные критерии зрелости человека, специфичные для различных уровней анализа. Зрелость человека как индивида он связывал с биологическими критериями, но уже умственная зрелость и критерии ее определения представлялись как исторические и социальные (связанные, например, с образованием), в еще более значительной степени эти же критерии определяют гражданскую зрелость, критерии трудовой зрелости «в большей мере связаны с учетом состояний физического и умственного развития» [13, с. 71]. Мне не хотелось бы здесь обсуждать, насколько удачны или неудачны эти предпринятые Б. Г. Ананьевым попытки выделения критериев зрелости человека как индивида, личности и субъекта деятельности. В данном случае целью является лишь показать, что в акмеологических представлениях Б.Г.Ананьева проблема зрелости (именно зрелости, а не только лишь взрослости) занимала существенное место.