Особенности внедрения компьютерных технологий в зависимости от комплектации учебного заведения техническим и программным обеспечением.

Элементы информационных технологий должны быть освоены учащимися достаточно рано (преимущественно в начальной школе), параллельно с началом формирования информационных ЗУНов, с тем, чтобы далее использоваться во всех областях образовательного процесса. Разумеется, если они не были освоены в начальной школе, они могут вводиться на любой другой ступени образования, чтобы знакомство с ИКТ произошло для всех выпускников основной (или старшей) школы.

Элементы информационных технологий по существу представляют собой универсальное ядро формирующейся "новой грамотности", наряду с традиционными элементами "читать, писать, считать", где счет также расширяется простейшими, наиболее базовыми понятиями математической информатики. Наличие этой грамотности, как это имеет место сейчас с письменной и числовой, грамотностью становится обязательным для самого процесса образования, поскольку такое продолжение предполагает все большую самостоятельность учащихся в работе с информацией, достижение указанных выше общих образовательных целей.

В школе имеется единственный компьютер (современный).

Число учащихся в одной группе до 6 человек.

Учитель демонстрирует на экране компьютера отдельные эпизоды тренажера. После каждого эпизода все учащиеся по очереди выполняют упражнения этого эпизода, когда необходимо, при "подставке" учителя. В рамках домашнего задания все учащиеся по очереди выполняет свои индивидуальные комплексные задания. В конце прохождения темы учащийся в этом случае может самостоятельно осуществлять простейшие операции

В школе имеется один современный компьютер и устаревший работоспособный компьютерный класс.

В этом случае, после прохождения курса, учащиеся проходят дополнительные модули по файловой системе, работа с текстовой и, возможно графической информацией (например, Лого) в компьютерном классе (2-4 часа). В дальнейшем компьютерный класс используется для самостоятельной работы учащихся. Обеспечивается возможность переноса результатов работы на современный компьютер

Наличие проектора позволяет значительно повысить эффективность групповой коммуникации, в этом случае размер группы может быть выбран до 12 человек.

Аналогично может быть построена работа в других конфигурациях техники.

 

Содержание курса (14 часов)

Компьютер (1 ч): Внешний вид компьютера: процессор, клавиатура, мышь, монитор, дисковод, кабели. Включить/выключить, вставить/вынуть и т. д. Принтерный порт. Техника безопасности и правила обращения.

Файловая система (1ч.): Мышь, левая кнопка, окна. Открыть, переместить, удалить. Общее меню прикладных программ, в том числе – печать. Создать папку, Найти. Запустить программу.

Текст (1 ч): Ввод текста. Основные операции редактирования. Работа в тестовых средах, переписка, электронная почта.

Поиск (1 ч): в гипертексте (гипермедиа – среде), в базе данных. Интернет. Создание гиперструктур.

Графические объекты (1 ч): Создание рисунков и чертежей. Операции с готовыми изображениями. Дизайн текста. Презентации.

Проектирование, моделирование, экспериментирование, визуализация (3 ч): Виртуальные конструкторы: Лого, Математика, Физика. Динамические таблицы, диаграммы.

Бескомпьютерные инструменты ИКТ (2 ч): Телефон, факс, фотоаппарат, телевизор, видеомагнитофон и др. Каталоги, библиотеки, справочники.

Информация и информатика (2 ч): Информационные объекты. Передача информации. Дискретизация, примеры. Арифметика информационных объектов и процессов, греческие приставки. Объемы и скорости в распространенных ситуациях в живых и технических системах.

Этика, экология, эргономика, экономика информатики.

Формулирование индивидуальных и групповых проектов.

Заключительное занятие (2 ч.):Представление/защита проектов. Виды и формы учебной деятельности и роль ИКТ в них. Совместное проектирование информационного пространства образовательного учреждения.

Дополнительные модули (при наличии соответствующей технической базы.) 2 часа на модуль

Экранные презентации.Слайд – проектор. Кодоскоп. PowerPoint. Монтаж рисунков.

Видео: Видеозапись. Видеомонтаж. Видеокамера. Принципы использования. Монтаж.

Звук: Работа с микрофоном. Звукозапись и звуковоспроизведение. Звуковые и музыкальные редакторы. Компьютерные форматы.

Компьютерное управление: Компьютерное управление объектами в виртуальном (Лого) и физическом (ЛЕГО) мире.

Тесты: Наполнение тестового пакета.

 

Вопрос 3.Программные средства учебного назначения, их типология. Принципы создания электронных учебных средств.

Содержание:

Классификация программных средств учебного назначения. Принципы создания электронных учебных средств.

 

Повсеместное распространение компьютерной техники и связанных с ней информационных и телекоммуникационных технологий порождает новые направления информатизации деятельности человека практически в любой сфере общественной жизни. Очевидно, что образование не является исключением. За последние двадцать-тридцать лет компьютеры, соответствующие технологии и средства прочно вошли во все виды учебных заведений. В частности, средства информатизации применяются как в собственно подготовке школьников, так и при решении различных вопросов, связанных с организацией обучения

Существует много подходов к введению терминов и понятий, описывающих программные средства учебного назначения. Во многих научных и учебно-методических изданиях их называют педагогическими программными средствами, компьютерными учебными средствами, педагогическими средствами учебного назначения, учебными компьютерными программами.

 

Классификация программных средств учебного назначения:

1. Обучающие программы, предназначенные для приобретения новых знаний и определенных умений и содержащие обратную связь (дающие обучаемому возможность самокоррекции).

2. Электронные учебники (ЭУ) – специфическое учебное пособие, предназначенное для самостоятельной работы учащихся.

3. Программы-тренажеры – предназначенные для отработки и закрепления конкретных умений и навыков.

4. Тестовые или контролирующие программы, предназначенные для определения достигнутого уровня обучения.

5. Информационно-справочные программы или компьютерные энциклопедии, открывающие доступ к информационным массивам и справочным данным.

6. Игровые программы, предназначенные для усиления мотивации и обучения в игровой обстановке;

Конкретное издание может содержать несколько квалификационных признаков одновременно.

 

Рассмотрим более подробно программные средства учебного назначения, которые наиболее широко используются в системе образования.

Обучающие программы– это специфическое учебное пособие, предназначенное для самостоятельной работы учащихся. Оно должно способствовать максимальной активизации обучаемых, индивидуализируя их работу и предоставляя им возможность самим управлять своей познавательной деятельностью. ОП является лишь частью всей системы обучения, следовательно, должна быть увязана со всем учебным материалом, выполняя свои специфические функции и отвечая вытекающим из этого требованиям.

Электронные учебники – это автоматизированная обучающая система, включающая в себя дидактические, методические и информационно–справочные материалы по учебной дисциплине, а также программное обеспечение, которое позволяет комплексно использовать их для самостоятельного получения и контроля знаний.

Тестовая система компьютерного контроля– одна из самых распространенных на данный момент компьютеризированных систем организации контроля знаний.

Мультимедийные энциклопедии – особая разновидность учебных пособий, например, «Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия». Не являясь чисто учебными материалами, могут оказаться весьма полезными в школах в качестве справочных пособий и средств расширения кругозора учащихся.