Понятие о системах безопасности.

ОАО «РЖД»

Московская железная дорога

Московский учебный центр профессиональных

Квалификаций

Московское подразделение

Конспект по предмету:

«Системы обеспечения безопасности

Движения»

Для групп подготовки «Машинист

Электропоезда»

 

Москва 2013

Содержание

Наименование раздела страница
Понятие о системах безопасности.
История внедрения и создания единой комплексной системы безопасности (ЕКС).
Рельсовые цепи.
Принцип действия автоблокировки.
Тональные рельсовые цепи.
Локомотивная аппаратура АЛСН
Проверка бдительности и контроль скорости.
Комплекс средств сбора и регистрации данных КПД-3П.
Электропневматический клапан автостопа ЭПК-150
Блок контроля несанкционированного отключения ЭПК ключом (КОН)
Телемеханическая система контроля бодрствования машиниста (ТСКБМ)
Дополнительные устройства безопасности
Порядок пользования устройствами АЛСН и дополнительными устройствами безопасности
Приказ начальника Московской железной дороги №1
Система автоматического управления торможением поезда (САУТ).
Комплексное локомотивное устройство безопасности КЛУБ-У.
Регистратор параметров движения поезда и автоведени
Унифицированная система автоматизированного ведения поездов
Регистратор переговоров локомотивный РПЛ-2
Система безопасности БЛОК
Вопросы

 

 

Понятие о системах безопасности.

К перегонным системам железнодорожной автоматики и телемеханики (СЖАТ) относят полуавтоматическую (ПАБ) и автоматическую (АБ)

блокировку, автоматическую локомотивную сигнализацию (АЛС), автоматические ограждающие устройства на переездах, системы диспетчерского контроля. Эти системы повышают эффективность перевозочного процесса и безопасность движения поездов.

Для понимания логики построения современных систем железнодорожной автоматики и перспектив их развития рассмотрим особенности систем СЖАТ. Особое внимание уделим перегонным системам.

Основным требованием к перегонным системам, как и к любым другим устройствам СЖАТ, ответственным за безопасность движения поездов, является требование безопасности их функционирования:

никакие отказы системы, ее узлов или отдельных элементов не должны приводить к формированию более разрешающих команд.

Поэтому большинство устройств СЖАТ реализовано с использованием электромагнитных реле 1-го класса надежности. Эти реле имеют односторонние отказы, т. е. построены таким образом, что любые неисправности приводят к ложному замыканию тыловых (размыкающих) контактов.

Ложное замыкание фронтовых (замыкающих) контактов исключено с достаточно высокой степенью вероятности.

В отдельных случаях для обеспечения требуемого быстродействия

(например, в дешифраторах числового кода) или для повышения надежности применяются реле низшего класса или бесконтактные элементы.

При этом исправность элементов должна контролироваться схемным путем. В некоторых новых системах автоблокировки с целью повышения

безопасности функционирования схем применяется дублирование реле

комбинированного типа, а в ряде случаев и нейтральных реле 1-го класса

надежности. В системах и устройствах, не отвечающих за безопасность

движения, нет необходимости использовать реле 1-го класса надежности

и схемный контроль исправности элементов.

Необходимо отметить, что задача обеспечения безопасности движения поездов, являющаяся главной задачей повышения качества перевозок на железнодорожном транспорте России, всегда выдвигалась на первый план. Это вызвано как социальными аспектами (сохранение жизни и здоровья пассажиров), так и экономическими (сохранность грузов и подвижного состава), а также задачами обеспечения конкурентоспособности и экологичности железнодорожного транспорта. Так, в 1986 году на железных дорогах США было допущено 2760 крушений, а на сети дорог СССР при более высокой интенсивности движения поездов – всего 70.