L.3. Эволюция концепции маркетинга

Вистории развития рынка выделяют несколько этапов эволюции концеп­ции маркетинга. Эти этапы олицетворяют собой типичные периоды в истории мировой экономики, основные социальные, экономические и политические пе­ремены.

1. Концепция совершенствования производства утверждает, что потре­бители будут благосклонны к товарам, Которые широко распространены идос­тупны по цене. Следовательно, руководство предприятия должно сосредоточить свои усилия на совершенствовании производства и повышении эффектив­ности системы распределения. В начале XX века, в период зарождения маркетинга, в концепции маркетинга преобладал подход, состоящий в управлении производством и реализацией продукции. Но эта концепция не учитывает появление на рынке новых товаров, постоянное изменение спроса.

Концепция находит применение, если спрос превышает предложение (по­иск способов увеличения производства) или когда себестоимость продукции высокая. Она широко использовалась американскими предприятиями в период 1860-1930 гг., когда спрос на товары превышал предложение, отсутствовала конкуренция.

2. Практически одновременно с производственной возникла концепция со­
вершенствования товара (товарная стратегия),
которая утверждает, что по-

 

требители будут благосклонны ктоварам, имеющим наивысшее качество, луч­шие эксплуатационные свойства и характеристики. Значит, предприятие долж­но сосредоточить свои усилия на постоянном совершенствовании товара. Сущ­ность в том, что потребитель постоянно хочет иметь товар лучшего качества, а производитель занят только своим товаром и упускает из виду угрозу создания новых товаров. Надо учитывать, что потребности людей могут удовлетворяться не только данным товаром.

3. Концепция интенсификации коммерческих усилий основывается на
том, что потребители не будут покупать товары предприятия в достаточных
количествах, если оно не предпримет значительных усилий в сфере сбыта. Осо­
бенность этой концепции в обеспечении роста продажи с помощью рекламы и
мер стимулирования покупателя за совершенную покупку, попытка всеми
средствами навязать товар. Однако, эффект будет недолговременный. Концеп­
ция интенсификации коммерческих усилий за рубежом доминировала до 60-х
гг. XX века. ;.

4.Концепция маркетинга. В ответ на усложнение сбыта, когда предложе­ние обгоняет спрос, возникла необходимость изучения требований покупателя и создание товара, удовлетворяющего его. Концепция маркетинга утверждает, что залогом успеха является определение нужд и потребностей рынка и удовле­творение их более эффективными, чем конкуренты, способами. Эта концепция ведет к получению прибыли через удовлетворение потребителя и относится к 1950 -1980 годам.

5.Концепция социально-этичного маркетинга утверждает, что задачей предприятия является установление нужд и потребностей и их удовлетворение, но с одновременным сохранением или укреплением благополучия потребителя и общества в целом. Она ориентирована на учет нужд: потребителя, производи­теля и требований общества в целом (охрана окружающей среды, экологиче­ская чистота продукции, забота о потребителе) и актуальна до настоящего вре­мени.

Вопросы для самоконтроля

1. Что Выпонимаете под сущностью маркетинга?

2. Какие задачи стоят перед маркетингом?

3. Сформулируйте основную цель маркетинга.

4. Какие исторические этапы выделяют в развитии концепции маркетинга?

5. Чем отличается сбытовая ориентация производства от маркетинговой?