Система, функции и принципы образовательного права

Комплексная отрасль образовательного права имеет сложную структуру. Она включает нормы, объединенные в Общую и Особенную части.

Общая часть делится на общие и специальные институты. К первым относятся:

1. Преамбула.

2. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования.

3. Отношения, регулируемые образовательным законодательством.

4. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в РФ.

5. Полномочия органов государственной власти в сфере образования.

6. Структура системы образования.

7. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты.

8. Образовательные программы.

9. Язык образования.

10. Формы получения образования и формы обучения.

11. Образовательная деятельность.

12. Образовательные организации.

14. Организации, осуществляющие обучение.

15. Индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность.

16. Обучающиеся.

17. Педагогические, руководящие и иные работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

18. Образовательные отношения.

19. Документы об образовании.

20. Договор об образовании.

Группа специальных институтов

1. Институт финансового права.

2. Институт трудового права.

3. Институт гражданского права.

4. Институт административного права.

5. Институт земельного права.

6. Институт семейного права.

7. Институт социального законодательства — группа норм, устанавливающая особенности правового регулирования установления социальных льгот в системе образования.

8. Институт конституционного законодательства — устанавливает правовой статус государственных органов в сфере образования.

Особенная часть, включающая подотрасли образовательного права:

1. Общее образование.

2. Профессиональное обучение.

3. Профессиональное образование.

4. Дополнительное образование.

Каждая подотрасль образовательного права включает следующие институты — группы норм:

1. Общий институт, включающий, как минимум, задачи правового регулирования, предмет, принципы правового регулирования и т. д.

2. Виды образовательных организаций.

3. Договор об образовании.

4. Формы обучения.

5. Время образования.

6. Время отдыха.

7. Дисциплина образования.

8. Содержание образования.

9. Условия обучения.

10. Оценка обучения.

11. Документы об образовании.

12. Федеральный государственный образовательный стандарт.

13. Права и обязанности, ответственность обучающихся.

14. Права и обязанности, ответственность педагогических работников.

15. Результаты обучения.

16. Управление образовательной организацией.

17. Язык обучения.

18. Контроль за деятельностью организации.

Образовательное право выполняет как общие функции, присущие всем отраслям права, так и специфические.

Общие:

1) Регулятивная функция состоит в упорядочении образовательных отношений на принципах свободы, справедливости, признанных в данное время в данном обществе, государстве.

2) Защитная (охранительная) функция направлена на охрану интересов человека, гражданина, общества, государства, промышленности, науки, разных социальных групп.

Специфические:

1) обеспечение и защита конституционного права граждан РФ на образование;

2) создание правовых, экономических и финансовых условий для свободного функционирования и развития системы образования РФ;

3) создание правовых гарантий для согласования интересов участников отношений в сфере образования;

4) определение правового положения участников отношений в сфере образования;

5) создание условий для получения образования в РФ иностранными гражданами и лицами без гражданства;

Принципы образовательного права т.е. ключевые идеи, которые определяют сущность права, делят на общеправовые, отраслей права и специальные.

Общеправовые: принципы справедливости, равноправия, гуманизма, демократизма, единства прав и обязанностей.

Отраслевые: гражданское право – свобода договора, трудовое право – свобода труда и т.д.

Специальные закреплены в ст. 3 Закон N 273-ФЗ «Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования»:

1) признание приоритетности образования;

2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;

3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;

4) единство образовательного пространства на территории РФ, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов РФ в условиях многонационального государства;

5) создание благоприятных условий для интеграции системы образования РФ с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе;

6) светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

7) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;

8) обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;

9) автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;

10) демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями;

11) недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования;

12) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.