В. 5. ДЕФЕКТ ЗРЕНИЯ И ЕГО СТРУКТУРА. ВЛИЯНИЕ НАРУШЕНИЙ ЗРЕНИЯ НА ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

ДЕТЕЙ

ДЕФЕКТ - это физический или психический недостаток, влекущий за собой отклонения от нормального развития.

По своему происхождению ДЕФЕКТЫ делятся на: врождённые и приобретённые.

Врождённые и приобретённые дефекты зрения (заболевания прозрачных и преломляющихся сред, сетчатки, зрительного нерва, поражения зрительных зон мозга и т.д.) относятся к ПЕРВИЧНЫМ СОМАТИЧЕСКИМ ДЕФЕКТАМ. Эти аномалии в свою очередь вызывают ВТОРИЧНЫЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ (снижение остроты зрения, сужение или выпадение частей поля зрения, нарушение свето - и цветоощущения), которые оказывают отрицательное влияние на развитие ряда психических процессов (ощущения, восприятия, представления и т.д.). Таким образом, ВТОРИЧНЫЕ ДЕФЕКТЫ - представляют собой цепь отклонений, в которой один функциональный дефект (НР: снижение остроты зрения) влечёт за собой другой (отклонения в процессе восприятия). Следовательно, между соматическим дефектом и аномалиями в развитии психики имеются сложные структурные и функциональные связи: отклонения не только образуют длинные цепи последовательно возникающих психических дефектов, но и взаимодействуют между собой.

Впервые сущность дефекта и обусловленное им аномальное развитие были проанализированы Л.С.Выготским. Он раскрыл структуру дефекта, соотношение первичных и вторичных дефектов, неоднозначность влияния разных соматических дефектов на развитие различных структурных компонентов психики аномальных детей.

Одновременно с Л.С.Выготским было выдвинуто положение, согласно которому ЗАДАЧЕЙ специальной педагогики - является компенсация вторичных дефектов, причём главным образом доразвитие ВПФ, поскольку с его точки зрения, компенсация в области элементарных функций возможна только при устранении соматического дефекта. Такой взгляд на СТРУКТУРУ ДЕФЕКТА и область, в которой возможно педагогическое вмешательство, закрепился в дефектологии и повлёк за собой неоправданное противопоставление первичного и вторичного дефектов и ограничение функций педагога и психолога компенсацией последних. Несомненно, что компенсация первичного дефекта достигается, прежде всего, благодаря медицинскому вмешательству (медикаментозное, хирургическое и другие воздействия). Однако противопоставление первичного и вторичного дефектов и ориентация педагога и психолога на преодоление последних себя не оправдывают. Современные исследования психологов, физиологов и офтальмологов свидетельствуют о том, что в условиях специального обучения в той или иной мере компенсируются почти все нарушенные функции, причём компенсация недостаточности психических функций (НР, развитие восприятия) в ряде случаев влечёт за собой ФИЗИОЛОГИЧЕСКУЮ КОМПЕНСАЦИЮ (НР, улучшение зрительных функций). Такого рода случаи есть проявление закона «ЕДИНСТВА СТРУКТУРЫ И ФУНКЦИИ», согласно которому структура определяет функции. Но, кроме этого, согласно данному закону функции в свою очередь оказывают влияние на структуру (НР, гиподинамия, малоподвижность вызывает дегенеративные структурные изменения мышц, их атрофию, и, наоборот, активизации функций ведёт к совершенствованию соответствующей структуры). Отсюда следует, что ЗАДАЧЕЙ КОРРЕКЦИОННО-КОМПЕНСАТОРНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ - является воздействие на весь комплекс вторичных отклонений и на вызвавший их соматический дефект.

Любой ДЕФЕКТ, т.е. физический или психический недостаток, следствием которого является нарушение нормального развития, с неизбежностью приводит к АВТОМАТИЧЕСКОМУ ВКЛЮЧЕНИЮ биологических компенсаторных функций организма. В этом смысле КОМПЕНСАЦИЮ - можно определить как универсальную способность организма в той или иной мере возмещать нарушения или утрату определённых функций (В Павловском понимании КОМПЕНСАЦИЯ является «физиологической мерой организма» в ответ на какое-либо нарушение его функций).

Но компенсаторное приспособление при наличии таких тяжёлых дефектов, как слепота или слабовидение, не может быть достаточно полным, восстанавливающим нормальную жизнедеятельность человека без вмешательства из вне. КОМПЕНСАЦИЯ СЛЕПОТЫ И СЛАБОВИДЕНИЯ - явление биосоциальное, синтез действия биологических и социальных факторов.

КОМПЕНСАЦИЯ ЗАВИСИТ:

1) от конституционных особенностей человека (фенотипа);

2) от возраста индивида (чем раньше начинается компенсаторное

приспособление, тем успешнее оно протекает);

3) от волевой установки (сознательной целенаправленности на

компенсацию);

4) от характера дефекта, подлежащего компенсации;

5) от побочных дефектов;

6) от факторов внешней среды, социальных условий.

ПРОБЛЕМА КОМПЕНСАЦИИ ДЕФЕКТОВ ЗРЕНИЯ И ОБУСЛОВЛЕННЫХ ИМИ ОТКЛОНЕНИЙ в психическом развитии является ключевой для психологии слепых и слабовидящих. Данное положение вытекает из основных задач тифлопсихологии: установление основных закономерностей развития психики при сужении сенсорной сферы и теоретическое обоснование целесообразности использования тех или иных путей для формирования полноценной личности.

В результате многолетних исследований КОМПЕНСАТОРНОГО ПРИСПОСОБЛЕНИЯ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ в тифлопсихологии сложился взгляд на КОМПЕНСАЦИЮ - как на процесс восстановления или замещения нарушенных или утраченных функций. Такое и многие другие подобные этому определения являются достаточно ёмкими и охватывают различные формы и уровни компенсаторного приспособления - от безусловно рефлекторного, сугубо биологического процесса, заключающегося в приспособительном возмещении организмом различных функциональных и структурных дефектов, возникающих как следствие зрительных заболеваний, до сложнейших форм социальной адаптации лиц с отклонениями в психическом развитии.

КОМПЕНСАЦИЮ ДЕФЕКТОВ ЗРЕНИЯ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЙ в самом широком значении, исходя из задачи всестороннего развития личности слепых и слабовидящих, стоящей перед специальной школой, следует рассматривать как возмещение, преодоление тех отклонений в психическом развитии, которые обуславливаются патологией зрения, как процесс перестройки психики и адаптации (у поздно ослепших - реадаптации) к новым условиям жизни.

ДЕФЕКТ НЕОДНОЗНАЧНО ВЛИЯЕТ на отдельные структурные компоненты личности. Существуют такие личностные свойства (например, мировоззрение, моральные черты характера и т.д.) на формирование которых слепота, слабовидение и связанные с ними вторичные отклонения не могут оказать никакого влияния. ДЕФЕКТ ЗРЕНИЯ лишь провоцирует появление неблагоприятных условий, при которых могут формироваться негативные и даже патологические черты характера (эгоизм, эгоцентризм, негативизм и др.).

На современном этапе развития тифлопсихологии перед дефектологами стоит задача коррекции, компенсации и профилактики вторичных нарушений.

ПРОФИЛАКТИКЕ в современной дефектологии должен быть дан приоритет не только потому, что появилась реальная возможность реабилитационной работы по ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ВТОРИЧНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ, но прежде всего потому, что есть все основания предполагать - широкое распространение среди инвалидов по зрению неврозоподобных состояний, неврозов, различных наврозо-психических нарушений в известной мере связано с перестройкой ВНД, происходящей в ходе коррекционной работы. Дело в том, что в процессе СПОНТАННОГО ПРИСПОСОБЛЕНИЯ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ К ДЕФЕКТУ формируются ПСЕВДОКОМПЕНСАТОРНЫЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ, прочные поведенческие стереотипы, которые подлежат переделке в ходе коррекционной работе. В то же время хорошо известно, что в основе неврозов лежит ломка динамических стереотипов. Избежать этого можно только ПУТЁМ РАННЕГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА в процессы адаптации слепых и слабовидящих (врождённый или рано приобретённый дефект) и восстановления гомеостаза (равновесия индивида с окружающей средой), т.е. РЕАДАПТАЦИИ лиц, полностью или частично потерявших зрение в зрелом возрасте.

Практика воспитания и обучения аномальных детей свидетельствует о том, что РАННЕЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО позволяет в значительной мере нейтрализовать отрицательное влияние первичного дефекта и, следовательно, облегчить и ускорить процесс компенсаторного приспособления. То же самое следует сказать о результатах реабилитационной работы со взрослыми инвалидами по зрению, начинающейся непосредственно вслед за проявлением дефекта.

Рассматривая КОМПЕНСАЦИЮ - как приспособление к новым условиям существования, при которых отсутствуют или ограничены возможности визуально воспринимать окружающий мир, как процесс замещения нарушенных или утраченных функций после необратимых анатомических изменений, следует иметь в виду случаи так называемой ПСЕВДОКОМПЕНСАЦИИ - заключающейся в приспособлении к дефекту. Практически это проявляется в том, что, например, частичнозрячие продолжают пользоваться в процессе познавательной, трудовой и ориентировочной деятельности дефектным зрением, не пытаясь компенсировать его недостатки путём использования сохранных органов чувств. В данном случае мы сталкиваемся не только с отсутствием осознаваемой перестройки, но и с противодействием обычно имеющему место «СТИХИЙНОМУ ПРИСПОСОБЛЕНИЮ». Есть основания предполагать, что такое противодействие, обусловлено как физиологически - прочностью ранее, до слепоты, сложившегося динамического стереотипа, врождённым стремлением вести себя как существо оптическое, так и психологически - желанием внешне, поведенчески не отличаться от нормально видящих.