Роль информационных ресурсов в маркетинговой деятельности

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ МАРКЕТИНГА

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

Стремительное развитие информационных технологий ведет к активизации рыночных процессов; увеличению потребностей в информационных ресурсах; глобализации бизнеса за счет развития Интернет.

Ценность маркетинговой информации постоянно возрастает. Оперативный доступ к сведениям о быстро изменяющейся рыночной ситуации, предоставляемый Интернет, обеспечивает фирме существенные конкурентные преимущества, позволяет оперативно оценить свои возможности, определить целевые сегменты рынка, направить имеющиеся ресурсы в наиболее прибыльные направления развития бизнеса.

Государственный образовательный стандарт по специальности «Маркетинг» требует, чтобы дипломированный специалист умел использовать информационные технологии, Интернет-ресурсы для решения маркетинговых задач.

Возрастающий уровень компьютерной грамотности студентов позволяет активно использовать в учебном процессе, инновационные методы обучения на основе информационных и Интернет-технологий.

Методические указания нацелены на развитие у студентов навыков практического использования современных информационных технологий, Интернет-ресурсов для сбора и обработки маркетинговой информации.

Основные задачи Методических указаний:

• обеспечить углубленное изучение теоретических материалов по специальности, умение ориентироваться в ресурсах, содержащих информацию о результатах маркетинговых исследований,

• научить находить актуальную информацию о маркетинговой деятельности, собирать и обрабатывать фактический материал об инновациях в маркетинговой деятельности предприятий сферы сервиса,

• закрепить навыки системной работы с маркетинговой информацией в сети Интернет,

• научить использовать Интернет-ресурсы при выполнении самостоятельных и контрольных работ, написании курсовых и дипломных работ,

• воспитать уважение к авторским правам, применению лицензированных программных продуктов, исключить случаи «скачивания» курсовых и дипломных работ из Интернета.

В процессе обучения студенты получают навыки оперативного поиска информации в Интернет, осваивают сетевые информационные ресурсы, методы и средства поиска маркетинговой информации, осваивают приемы работы на электронных торговых площадках.

Роль информационных ресурсов в маркетинговой деятельности

В своей повседневной производственно-хозяйственной деятельности практически все фирмы постоянно используют сеть Интернет для получения различной информации. Соответствующим образом собранная и систематизированная информация считается одним из важнейших ресурсов, обеспечивающих успешную работу фирмы на рынке.

В переводе с латинского «информация» означает «осведомлять, давать сведения». Системный подход к использованию информации, размещаемой в сети Интернет, становится важным конкурентным преимуществом фирмы, позволяя занять лидирующее положение на рынке. Чтобы добиться этого, необходимо ориентировать процессы сбора, обработки и передачи информации на информационные потребности конкретных пользователей.

Маркетинговая информация - это совокупность аккумулируемых с определенной целью сообщений, знаний, сведений о состоянии маркетинговой деятельности, об окружающей фирму маркетинговой среде и характерных для нее процессах.

Маркетинговая информация характеризуется рядом специфических особенностей:

• колоссальным объемом разнообразных данных о состоянии рынка, что требует применения высокоэффективных методов сбора и систематизации информации;

• цикличностью получения и обработки информации. Сведения о состоянии рынка быстро устаревают, что требует их постоянного обновления. Процедуры обработки информации должны быть ориентированы не только на многократную обработку поступающей информации , но и на оперативное выявление изменений рыночной ситуации, способных создать угрозу деятельности фирмы,

• многообразием источников получения информации, ограниченным доступом к некоторым информационным ресурсам;

• значительным удельным весом качественных сведений, недостаточной структурированностью информации.

Маркетинговая информация должна обладать следующими основными свойствами: достоверностью, актуальностью, полнотой, релевантностью, сопоставимостью, доступностью для восприятия и экономичностью.

Достоверность— информация должна правдиво, без искажений, отражать состояние исследуемого объекта или процесса.

Актуальность— это степень своевременности информации по отношению к решаемой проблеме. Неактуальная, устаревшая информация бесполезна, поэтому разрыв времени между моментами получения информации и ее использования должен быть минимальным. Сроки обновления информации определяются скоростью протекания экономических, хозяйственных и производственных процессов, важностью и срочностью решаемых задач.

Полнота— содержание информации должно обеспечивать как необходимые, так и достаточные условия для принятия решения.

Релевантностьозначает, что предлагаемая информация соответствует решаемой проблеме, т. е. сведения относятся именно к исследуемому объекту или процессу.

Сопоставимость-это возможность сравнения данных за счет единства предмета исследования, круга включенных показателей, методологии проведения исследования и методик измерения характеристик.

Доступность для восприятияинформации пользователем означает, что информация должна быть понятна, иметь вид, приемлемый для того субъекта, которому она предназначена, и представлена на удобном для него носителе.

Экономичностьозначает, что затраты на получение и переработку информации не должны превышать получаемый от ее использования результат.

Кроме перечисленных основных свойств маркетинговая информация должна обладать второстепенными свойствами, обеспечивающими удобство использования информации:

- адресностью, т.е.направленностью на конкретного пользователя,

- наглядностью представления,

- возможностью тиражируемости, быстрой передачи и неограниченного хранения во времени,

- пригодностью для принятия различных (многих) решений [1].

Маркетинговую деятельность можно представить в виде пяти последовательных этапов (рис. 1).

Рис.1.

Служба маркетинга постоянно собирает и систематизирует информацию о внешней и внутренней среде фирмы. В результате этого этапа формируется проверенная по нескольким источникам, необходимая и достаточная информация, способная повлиять на принимаемые решения.

На основе этой информации готовятся результаты маркетинговых исследований и проект маркетингового решения (маркетинговый план).

Маркетинговые решения могут затрагивать процессы ценообразования, формирования ассортимента, рекламную деятельность и др.

На основе подготовленных службой маркетинга материалов руководством фирмы принимаются управленческие решения, издаются распоряжения, приказы, обязательные для всех служб фирмы. Например, об установлении дилерских скидок, проведении рекламных акций, изменениях номенклатуры выпускаемых изделий.Принятые решения реализуются соответствующими службами фирмы.

Контроль за их выполнением может быть поручен как службе маркетинга, так и другим подразделениям. В результате заключаются новые дилерские договора, проводятся рекламные акции, службами снабжения под новую производственную программу закупаются материалы и комплектующие изделия.

В процессе выполнения решений службой маркетинга и другими подразделениями фирмы собираются и анализируются сведения об изменениях во внешней и внутренней маркетинговой среде, проводится оценка эффективности принятых решений.

Следует учитывать, что ценность информации определяется важностью принимаемых на ее основе решений и может быть выражена денежным эквивалентом разницы между решениями, принимаемыми при наличии информации и при ее отсутствии [2].