Задания

1. Составить презентацию «Я – политический деятель» на 3 минуты о каком – либо из ораторов начала ХХ века, используя прием идентификации.

2. Доклад по книге Романенко А.П. Советская словесная культура: образ ритора. – М.: Едиториал УРСС, 2003. 212 с. Гл.2. – 3.

Вопросы:

1. Какие основные процессы происходят в риторике в начале ХХ века?

2. С чем связано исключение риторики из школьного и вузовского образования в 20-е годы ХХ века?

3. Какие константные и переменные характеристики образа советского политического оратора выделяет А. Романенко?

4. Какие существенные отличия между образом Ритора 1 и Ритора2?

5. Находят ли в настоящее время воплощение качества Ритора 2?

Литература:

1. Муравьева И.А. Век модерна: Панорама столичной жизни. т.1. СПб.: Пушкинский фонд, 2001. 272 с.

2. Набоков В.Д. Из-под маски актера // Слово. №7. 1990.

3. Оболенский В.А. Моя жизнь. Мои современники. М., 1988

4. Романенко А.П. Советская словесная культура: образ ритора. – М.: Едиториал УРСС, 2003.

5. Слово - №7 – 1990.

6. Слово - №8 – 1991.

ЗАНЯТИЕ № 4

Тема: Искусство спора и искусство пафоса (коллоквиум)

Цель: обсудить правила спора, разработанные Пороховщиковым П.С.; способы и приемы создания эмоциональности речи; научиться использовать метафорические модели и фреймы.

Вопросы:

1. Каковы основные элементы судебного спора?

2. Какие аргументы выделяют в доказательстве на доречевом этапе? Перечислите правила доказательства.

3. Каких правил необходимо придерживаться в опровержении?

4. Назовите приемы усиления мысли.

5. Каковы условия истинного пафоса? В чем заключается пафос фактов?

6. Какие существуют способы передачи настроения.

7. Перечислите функции метафоры. Каковы разновидности коммуникативной функции?

8. Что такое метафорическая модель. Объясните различия между фреймом, слотом и концептом.

9. Какие четыре основные сферы выделяются при классификации метафорических моделей? Приведите примеры моделей.