Задания
1. Составить презентацию «Я – политический деятель» на 3 минуты о каком – либо из ораторов начала ХХ века, используя прием идентификации.
2. Доклад по книге Романенко А.П. Советская словесная культура: образ ритора. – М.: Едиториал УРСС, 2003. 212 с. Гл.2. – 3.
Вопросы:
1. Какие основные процессы происходят в риторике в начале ХХ века?
2. С чем связано исключение риторики из школьного и вузовского образования в 20-е годы ХХ века?
3. Какие константные и переменные характеристики образа советского политического оратора выделяет А. Романенко?
4. Какие существенные отличия между образом Ритора 1 и Ритора2?
5. Находят ли в настоящее время воплощение качества Ритора 2?
Литература:
1. Муравьева И.А. Век модерна: Панорама столичной жизни. т.1. СПб.: Пушкинский фонд, 2001. 272 с.
2. Набоков В.Д. Из-под маски актера // Слово. №7. 1990.
3. Оболенский В.А. Моя жизнь. Мои современники. М., 1988
4. Романенко А.П. Советская словесная культура: образ ритора. – М.: Едиториал УРСС, 2003.
5. Слово - №7 – 1990.
6. Слово - №8 – 1991.
ЗАНЯТИЕ № 4
Тема: Искусство спора и искусство пафоса (коллоквиум)
Цель: обсудить правила спора, разработанные Пороховщиковым П.С.; способы и приемы создания эмоциональности речи; научиться использовать метафорические модели и фреймы.
Вопросы:
1. Каковы основные элементы судебного спора?
2. Какие аргументы выделяют в доказательстве на доречевом этапе? Перечислите правила доказательства.
3. Каких правил необходимо придерживаться в опровержении?
4. Назовите приемы усиления мысли.
5. Каковы условия истинного пафоса? В чем заключается пафос фактов?
6. Какие существуют способы передачи настроения.
7. Перечислите функции метафоры. Каковы разновидности коммуникативной функции?
8. Что такое метафорическая модель. Объясните различия между фреймом, слотом и концептом.
9. Какие четыре основные сферы выделяются при классификации метафорических моделей? Приведите примеры моделей.