Задания

1. Составьте схему-конспект отрывка из «Риторики» Аристотеля.

Аристотель. Риторика

Есть три вида риторики, потому что есть столько же родов слушателей. Речь слагается из трех элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается; оно – то и есть конечная цель всего (я разумею слушателя). Слушатель необходимо бывает или простым зрителем, или судьей, и притом судьей или того, что уже совершилось, или же того, что может совершиться. Примером человека, рассуждающего о том, что имеет быть, может служить член народного собрания, а рассуждающего о том, что уже было, - член судилища; человек, обращающий внимание только на дарование, есть простой зритель. Таким образом, естественно является три рода риторических речей: совещательные, судебные и эпидейктические. Дело речей совещательных – склонять или отклонять, потому что как люди, которым приходится совещаться в частной жизни, так и ораторы, произносящие речи публично, делают одно из двух: или склоняют, или отклоняют.

Что же касается судебных речей, то дело их – обвинять или оправдывать, потому что тяжущиеся всегда делают непременно одно что – нибудь из двух: обвиняют, или оправдываются.

Дело эпидейктической речи – хвалить или порицать. Что касается времени, которое имеет в виду каждый из указанных родов речи, то человек, совещаясь, имеет в виду будущее: отклоняя от чего-нибудь или склоняя к чему-нибудь, он дает советы относительно будущего. Человек тяжущийся имеет дело с прошедшим временем, потому что всегда по поводу событий, уже свершившихся, один обвиняет, а другой защищается. Для эпидейктического оратора наиболее важным представляется настоящее время, потому что всякий произносит похвалу или хулу по поводу чего-нибудь существующего……. У каждого из этих родов речей различная цель, и так как есть три рода речей, то существуют и три различные цели: у человека, дающего совет, цель – польза и вред: один дает совет, побуждая к лучшему, другой отговаривается, отклоняясь от худшего; остальные соображения, как – то: справедливое и несправедливое, прекрасное и постыдное – здесь на втором плане. Для тяжущихся целью служит справедливое и несправедливое, но и они присоединяют к этому другие соображения. Для людей, произносящих хвалу или хулу, целью служит прекрасное и постыдное; но сюда также привносятся прочие соображения.

2. Сделайте конспект отрывка из трактата Цицерон «Оратор».

Цицерон. Оратор

Оратор должен заботиться о трех вещах – что сказать, где сказать и как сказать…

«Что сказать»: нахождение. Действительно, найти и выбрать, что сказать, - великое дело: это – как бы душа в теле; но это забота скорее здорового смысла, чем красноречия, а в каком деле можно обойтись без здорового смысла? Конечно, тот оратор, в котором мы ищем совершенства, будет знать, откуда извлечь основания и доводы. О чем бы ни говорилось в судебной или политической речи, выяснению подлежит, во-первых, имел ли место поступок, во – вторых, как его определить и, в – третьих, как его расценить. Первый вопрос разрешается доказательствами, второй – определениями, третий – понятиями о правоте и неправоте…

«Где сказать»: расположение. А с какой заботою он расположит все, что найдет! – ибо такова вторая из трех забот оратора. Конечно, он возведет к своему предмету достойные подступы и пышные преддверия, он с первого натиска овладеет вниманием, утвердит свои мнения, отразит и обессилит противные, поставит самые веские доводы частью в начало, частью в конец, а между ними вдвинет слабые.

«Как сказать»: Одним по сердцу текучая округлость слов, и они считают красноречием безостановочную речь; а другие любят отдельные, расчлененные отрезки с остановками и передышками…Одни изощряются в спокойствии, плавности и как бы чистоте и прозрачности своего рода речи; другие, пользуясь жесткими и строгими словами, стремятся к своеобразной скорбности слова.

«Произнесение»: Итак, если кто захочет быть первым в красноречии, пусть он в гневных местах говорит напряженным голосом, в спокойных – мягким; низкий голос придаст ему важности, колеблющийся – трогательности. Поистине удивительна природа голоса, который при помощи только трех звучаний – низкого, высокого и переменного – достигает столь разнообразного и столь сладостного совершенства в напевах…Движениями он будет владеть так, чтобы в них не было ничего лишнего. Держаться он будет прямо и стройно, расхаживать – изредка и ненамного, выступать вперед – с умеренностью и тоже нечасто; никакой расслабленности шеи, никакой игры пальцами – он не будет даже отбивать ритм суставом; зато, владея всем своим телом, он может наклонять стан, как подобает мужу, простирать руки в напряженных местах и опускать их в спокойных.

Литература:

1. Античная поэтика: Риторическая теория и литературная практика/ Отв. ред. М.Л. Гаспаров. – М., 1991.

2. Античные риторики. – М., 1978.

3. Безменова Н.А. Очерки по теории и истории риторики. –М.,1991.

4. Демосфен и Цицерон. Их жизнь и деятельность: Биографический очерк Е. Орлова. – СПб, 1898; То же. Репринт. – М., 1991.

5. Грималь Пьер. Цицерон. – М., 1991.

6. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон: Жизнеописание. – М., 1977.

7. Ораторы Греции. – М.: Худож. лит., 1985 – 495 с.

8. Тронский И.М. История античной литературы. – М.: Высш. Шк.,1983.

9. Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве. – М., 1972

 

ЗАНЯТИЕ № 2

Тема:История развития риторики на Руси

Цель: рассмотреть особенности древнерусской речевого поведения, этапы развития русской риторики.

Древнерусский риторический идеал. Этикет как составляющая речевого поведения в Древней Руси. Основные значения слова риторика. Научная терминология: оратор, витий, ритор – ретор, риторика – реторика – витийство.

Этапы развития риторики. Сведения о риторике на Руси до 17 века, четыре локальных ареала. Культурные центры по созданию риторики. Первые риторики Макария, Усачева, Лихуды. Риторика протопопа Аввакума. Утверждение риторики как учения, воздействующего на общественно – речевую практику. Значение риторики Ломоносова «Краткое руководство к красноречию». Смена представлений о стиле и содержании хорошей речи, ее основных качествах и свойствах.

Послеломоносовский период. «Краткое руководство к ораторам российским» (1778) А. Серебрянникова. Значение деятельности М.М. Сперанского, И.С. Рижского, Н.Ф. Кошанского, А.С.Никольского. 19 век – расцвет риторики и начало критического отношения к риторике. Сужение предмета риторики. Мнение В. Белинского о риторике.