Возникновение и основные черты инновационного менеджмента.
ТЕМА 1.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
В1. Возникновение и основные черты инновационного менеджмента.
В2. Цели и задачи инновационного менеджмента.
В3. Сущность и классификация инноваций.
Возникновение и основные черты инновационного менеджмента.
Конкурентные преимущества фирмы могут быть обусловлены различными факторами, такими как уникальные активы, эффективное управление и т.п., но в современных условиях устойчивое конкурентное преимущество основывается, прежде всего, на непрерывной инновационной деятельности. При этом конкурентное преимущество обеспечивается либо способностью производить товары лучше и дешевле конкурентов, либо способностью производить новые товары. И в том и в другом случае ключевую роль играют инновации (нововведения). Кроме того, тенденция к сокращению жизненного цикла продукции (имеется в виду постоянное обновление моделей, например, компьютеров, телефонов и т.п.) приводит к тому, что способность фирмы к обновлению продукции становится все более важным фактором для удержания массового спроса.
Давление инновационных процессов на фирмы становится все более существенным. Не только компании, но и целые отрасли производства могут исчезать в результате радикальных нововведений. Изобретатель флоппи-диска был образцом для многих японских бизнесменов в течении нескольких лет, однако развитие флэш-карт и иных технологий привело к полному исчезновению производства флоппи-дисков.
Таким образом, технологические инновации становятся ключевой стратегией конкуренции, а, следовательно, менеджмент инноваций является критически важной деятельностью.
Инновационный менеджмент является, помимо области практической деятельности, еще и наукой, предметом которой являются закономерности управления инновационными процессами.
В основе инновационного менеджмента, как науки, лежит волновая теория русского экономиста — директора Московского института конъюнктуры в 20-х гг. Н.Д. Кондратьева. Он выявил наличие длинных волн в экономическом развитии общества и тем самым определил развитие экономики как процесс неравномерный и цикличный.
В соответствии с волновой теорией любая экономическая система характеризуется чередованием периодов подъема и спада в своем развитии (цикл конъюнктурных волн, выявленных Кондратьевым, длится около 50 лет, это так называемые «длинные» волны).
На базе своих исследований Кондратьев констатировал, что перед началом повышательных волн происходили глубокие изменения в технологии производства на основе появления кардинальных изобретений и открытий.
Конъюнктурные циклы, по мнению Кондратьева, носят международный характер и рассматриваются как последовательное нарушение и восстановление экономического равновесия.
Понятие «инновация» (нововведение) в экономическую науку было введено австрийским экономистом Йозефом Шумпетером, который рассматривал инновацию как средство преодоления экономических кризисов.
На основе теории «длинных» конъюнктурных волн деловой активности он выявил новую возможность вывода производственной системы из кризиса, связанную не с ростом масштабов деятельности, сокращением издержек или ростом цены на прежнюю продукцию, а с изменением в хозяйственном процессе за счет создания и внедрения инноваций.
По Шумпетеру, с помощью нововведений предприятие может использовать новые конкурентные приемы, отличные от прежних ценовых форм конкуренции.
Данные конкурентные приемы ученый назвал эффективной конкуренцией, а исключительное положение компании, созданное благодаря неценовым формам конкуренции, — эффективной монополией.
Эффективной монополией, в соответствии с концепцией Шумпетера, является положение компании, при котором она может извлечь дополнительные преимущества от осуществления инновационных изменений в собственной хозяйственной системе.
Шумпетер выделяет пять видов инноваций:
1) введение нового продукта либо неизвестного потребителям, либо нового вида продукта (потребительская новизна);
2) внедрение нового метода производства;
3) открытие нового рынка, на который данная отрасль промышленности не была представлена ранее;
4) открытие нового источника сырья;
5) внедрение новой организационной структуры в какой-либо отрасли промышленности.
Следует отметить, что понятия инновация и новшество – не одно и то же. Инновация - это английское слово, русским вариантом которого является слово нововведение. Буквальный перевод этого слова с английского означает «введение новшеств». Под новшеством понимается новый продукт или услуга, новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление. Русское слово «нововведение» означает процесс использования новшества, т.е. знания. Таким образом, новшество становится инновацией с момента принятия к распространению. Или, с другой стороны, под инновацией понимается прибыльное использование новшеств. Однако, для того, чтобы введение новшеств стало прибыльным, необходимо эффективно управлять процессом нововведений. Для этого и существует инновационный менеджмент, как сфера деятельности.