ХРЕСТОМАТИЯ ПО ФИЛОСОФИИ. АНТИЧНОСТЬ

А.А. Королькова

Гатчина


 

Хрестоматия предназначена для студентов дневной и заочной формы обучения.

Ценность хрестоматии состоит как в структуировании обширного материала по античной философии от Фалеса до Аристотеля, так и в постановке вопросов перед каждым текстовым фрагментом. Наличие вопросов задает вектор студенческому чтению, помогая организовать проблемное поле философии посредством расстановки смысловых акцентов.

Данная работа необходима не только для учебных занятий, но и для самостоятельного освоения студентами богатого наследия античности, особенно в контексте минимального объема аудиторных часов. В результате самостоятельного чтения философских источников студент приобретает следующие компетенции: владение культурой мышления, способность к критическому анализу, умение логически верно, аргументированно строить свою речь и отстаивать собственное понимание проблемы в процессе дискуссии.

Хрестоматия составлена в согласии с требованиями учебной программы и соответствующим лекционным курсом по философии.

Хрестоматия рассмотрена и рекомендована на заседании кафедры гуманитарных и социальных дисциплин 7 ноября 2011 г., протокол №3.

Работа выполнена на кафедре гуманитарных и социальных дисциплин.

Автор-составитель: Анна Александровна Королькова, к.ф.н., старший преподаватель кафедры гуманитарных и социальных дисциплин АОУ ВПО ЛО ГИЭФПТ.

Рецензенты: Л.Г.Тоноян, к.ф.н., доцент кафедры логики СПбГУ,

И.А.Протопопов, к.ф.н., доцент кафедры философии и

культурологии СПбГУАП.


ПРЕДИСЛОВИЕ.. 5

Тема №1. Проблема первоначала: Фалес и Пифагор.. 7

Фрагменты из учения Фалеса. 8

Фрагменты из лекций по истории философии Гегеля. 9

Фрагменты из учения Пифагора. 11

Фрагменты из лекций по истории философии Гегеля. 12

Пифагорейские «Золотые стихи».. 13

Тема №2. Онтология Гераклита и Парменида. УЧЕНИЕ Демокрита.. 16

Фрагменты из учения Гераклита. 18

Фрагменты из учения Парменида. 22

Фрагменты из работы Ф.Ницше «Философия в трагическую эпоху Греции».. 25

Фрагменты из учения Демокрита. 32

Тема №3. Софисты и Сократ.. 35

Фрагмент из работы Й.Хейзинги «Homo Ludens».. 37

Фрагмент из диалога Платона «Евтидем».. 40

Фрагмент из диалога Платона «Софист».. 40

Фрагмент из работы В.Соловьева «Жизненная драма Платона».. 42

Фрагмент из диалога Платона «Пир». Речь Алкивиада.. 46

Фрагмент из произведения Платона «Апология Сократа».. 51

Тема №4. Философия Платона.. 78

Фрагмент из диалога Платона «Государство» (книга шестая). Идея блага. 81

Фрагмент из диалога Платона «Государство» (книга седьмая). Символ пещеры... 92

Фрагмент из диалога Платона «Федр». Миф о происхождении письменности.. 100

Фрагмент из диалога Платона «Федр». Речь Лисия. 103

Фрагмент из диалога Платона «Федр». Вторая речь Сократа. 103

Фрагмент из диалога Платона «Пир».. 107

Тема №5. Метафизика Аристотеля.. 111

Фрагменты из «Метафизики» Аристотеля. 114

Фрагмент из «Категорий» Аристотеля. 130

Фрагмент из работы Мартина Хайдеггера «Гераклит».. 132

Фрагменты из «Никомаховой этики» Аристотеля. 134

Контрольная работа.. 146

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 149

Библиография.. 151


ПРЕДИСЛОВИЕ

Данная хрестоматия охватывает период античной философии от Фалеса до Аристотеля. Античность – это не только время зарождения философской мысли, но и неиссякаемый источник вдохновения для целой плеяды философов ХХ века: Й. Хейзинги, М. Хайдеггера, М.Фуко, Г.-Г. Гадамера, А.Ф.Лосева и др. Основатель современной философской герменевтики Г.-Г.Гадамер, исследуя в своей статье «Гельдерлин и античность» притягательную власть античных мыслителей, приводит любопытное высказывание Гельдерлина: «И я тоже по своей доброй воле лишь бреду со своими поступками и мыслями в мире вслед за этими уникальными людьми, причем часто оказываюсь во всем, что делаю и говорю, тем более неловким и неприкаянным, что как гусь стою на плоских лапках в луже современности, бессильный взлететь к греческим небесам»[1]. Можно не соглашаться с такой оценкой современности, данной немецким поэтом, однако бесспорной остается значимость античного наследия как для понимания историко-философского развития, так и для постижения сущности самой философии.

Форма хрестоматии позволяет студенту самому участвовать в формировании смыслов, что стимулирует творческую способность учащихся, а также закрепляет полученные на семинарских занятиях навыки научно-критического мышления. Особенность хрестоматии заключается еще и в том, что авторская позиция не является доминантной, а напротив, допускает свободное и полифоничное звучание различных философских подходов. В результате самостоятельного чтения философских источников студент приобретает следующие компетенции: владение культурой мышления, способность критически оценивать исторически и социально значимые события, умение логически верно, аргументированно строить свою речь и отстаивать собственное понимание проблемы в процессе дискуссии.

Ценность хрестоматии состоит не только в структуировании обширного материала по античной философии, но и в формулировке вопросов перед каждым текстовым фрагментом. Наличие вопросов задает вектор студенческому чтению, помогая организовать проблемное поле философии посредством расстановки смысловых акцентов.

Данная работа необходима как для учебных занятий, так и для самостоятельного освоения студентами богатого наследия античности, особенно в контексте минимального объема аудиторных часов.

Автор надеется, что следующее стихотворение поможет читателю настроиться на творческий диалог с философскими текстами:

Фалес, Зенон иль Парменид –

Мысль греков таинство хранит.

Возьмем ли атом Демокрита,

Не все глубины нам открыты.

А гераклитовский язык –

Кто до конца в него проник?

Как и «число» у Пифагора –

Предмет ожесточенных споров.

Мы возвращаемся к истокам

И замечаем ненароком,

Что Аристотель и Платон

Звучат, как мысли камертон.

И задаем себе вопрос,

Рождая на античность спрос:

Опередили ли мы грека

В познанье мира, человека?

Быть может, со времен Эллады

Шли в философии лишь спады?

Пускай читатель сам решит

И ум свой в вечность погрузит.

29.10.2011

Анна Королькова