Наука как социальный феномен
Научный метод познания
Методология
Свойства научного знания:
объективность.
достоверность,
точность,
системность.
Уровни научного познания:
эмпирический,
теоретический
Методы научного познания:
наблюдение,
измерение,
индукция,
анализ,
синтез.
абстрагирование,
дедукция,
моделирование,
эксперимент.
Гипотеза
Требования к научным гипотезам
соответствие эмпирическим фактам
проверяемость (принципы верификации и фальсификации)
Научная теория
Область применения научной теории
Принцип соответствия
Функции науки:
объяснительная,
описательная,
прогностическая,
мировоззренческая,
систематизирующая,
производственно-практическая
Соотношение абсолютной и относительной истин
2. Естествознание как отрасль научного познания
Естествознание как комплекс наук о природе (естественных наук)
Дифференциация наук
Интеграция наук
Гуманитарные науки
Гуманитарно-художественная культура, ее основные отличия от научно-технической:
субъективность знания,
нестрогий образный язык,
интерес к индивидуальным свойствам изучаемых предметов,
сложность (или невозможность) верификации и фальсификации.
Математика как язык естествознания
Этические принципы научных исследований:
самоценность истины
исходный критицизм
свобода научного творчества
новизна научного знания
равенство ученых перед лицом истины
общедоступность истины
Псевдонауки как имитация научной деятельности:
астрология
парапсихология
уфология
биоэнергетика
Отличительные признаки псевдонаук:
фрагментарность
некритический подход к исходным данным
невосприимчивость к критике
отсутствие общих законов
неверифицируемость и (или) нефальсифицируемость псевдонаучных данных
нарушение этических норм
3. Исторические этапы становления и развития естествознания, тенденции развития
Научная (исследовательская) программа
Древняя Греция: появление программы рационального объяснения мира
Идеи Милетской школы (Фалес):
проблема поиска первоначала,
Идеи мыслителей Элейской школы (Ксенофан. Парменид,. Зенон):
дуализм познания
Апории Зенона:
постановка вопроса о движении,
о природе континуума.
Идеи Пифагорейской школы: мир, гармония, число
Пифагорейско-платоновская исследовательская программа:
появление принципа причинности в первоначальной форме (каждое событие имеет естественную причину) и его позднейшее уточнение (причина должна предшествовать следствию).
Атомистическая исследовательская программа Левкиппа и Демокрита: все состоит из дискретных атомов; все сводится к перемещению атомов в пустоте.
Развитие космологических представлений пифагорейцев (Аристарх, Филалай.).
Натурфилософская картина мира Аристотеля:
космологические представления о мире
разделение мира на подлунный и надлунный
единая первостихия,
отсутствие пустоты в природе,
все формируется из непрерывной бесконечно делимой материи, не оставляющей места пустоте.
Геоцентрическая система мира Птолемея («Альмагест»).
Взаимодополнительность атомистической и континуальной исследовательских программ.
Научная (или натурфилософская) картина мира как образно - философское обобщение достижений естественных наук.
Фундаментальные вопросы, на которые отвечает научная (или натурфилософская) картина мира:
о материи
о движении
о взаимодействии
о пространстве и времени
о причинности, закономерности и случайности
о космологии (общем устройстве и происхождении мира)
Развитие континуальной исследовательской программы: Фарадей, Максвелл.
Типология научных картин мира:
- механическая
- электромагнитная
- неклассическая (первая половина ХХ в.)
- современная эволюционная
Гелиоцентрическая система мира Коперника
Развитие математической исследовательской программы (Ньютон. Максвелл, Эйнштейн, Шредингер).
Принцип дальнодействия и корпускулы Ньютона
Фотоны - кванты света
Понятие квантового поля
4. Естественнонаучные картины мира и их компоненты
Развитие представлений о материи
Фалес: проблемы поиска первоначала
Абстракции материи - алейрон, гомеомерии. число.
Механическая картина мира: единственная форма материи – вещество, состоящее из дискретных корпускул.
Материальная точка – основная абстракция классической механики
Атомно-молекулярное учение:
Учения о составе – первый уровень научного химического знания
Учения о строении – второй уровень научного химического знания
Электромагнитная картина мира: две формы материи – вещество и непрерывное электромагнитное поле
Волна как распространяющееся возмущение физического поля
Длина волны
Спектр электромагнитных волн
Эффект Доплера: зависимость измеряемой длины волны от взаимного движения наблюдателя и источника волн
Современные представления о формах бытия материи
вещество
физическое поле
физический вакуум
Развитие представление о движении
Гераклит: идея безостановочной изменчивости вещей
учение Аристотеля о движении как атрибуте материи и разнообразия форм движения
Механическая картина мира: единственная форма движения - механическое перемещение
Описание механического движения материальной точки:
координаты
скорость
траектория
система отсчета
Система отсчета, её основные элементы:
тело отсчета,
система координат («линейка»),
часы.
Первый закон Ньютона (закон инерции): сохранение скорости тела в отсутствие воздействий на него.
Второй закон Ньютона: воздействие на тело вызывает изменение его скорости (ускорение)
Механическая картина мира:
возникновение концепции взаимодействия (третий закон Ньютона)
открытие фундаментального взаимодействия (закон всемирного тяготения)
принятие концепции дальнодействия (мгновенной передачи взаимодействия через пустоту на любые расстояния.)
Электромагнитная картина мира:
открытие второго фундаментального взаимодействия (электромагнитного) возврат к концепции близкодействия (взаимодействие передаётся только через материального посредника — физическое поле — с конечной скоростью).
полевой механизм передачи взаимодействий (заряд создает поле, которое действует на соответствующие заряды).
Электромагнитная картина мира: движение - не только перемещение зарядов, но и изменение поля (распространение волн)
Волновые процессы: интерференция и дифракция
Понятие состояния системы как совокупности данных, позволяющих предсказать её дальнейшее поведение.
Движение как изменение состояния, как химический процесс
Учение о закономерностях химических процессов - третий уровень научного химического знания
Биологическая форма движения: процессы жизнедеятельности, эволюция живой природы
Эволюционная химия — четвертый уровень научного химического знания Современная научная картина мира: эволюция как универсальная форма движения материи
Многообразие форм движения, их качественные различия и несводимость друг к другу
Развитие представлений о взаимодействии
Представления Аристотеля о взаимодействии - :одностороннее воздействие движущего на движимое. Первоначальная форма концепции близкодействия: (передача воздействия только через посредников, при непосредственном контакте).