Основные тенденции развития права в странах Древнего Востока (Египет, Вавилон, Индия, Китай). Источники права.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ИЗУЧЕНИЮ ВОПРОСОВ ТЕМЫ:

При подготовке первого вопроса следует уяснить особенности возникновения и развития государства в странах Древнего Востока, которые стояли у истоков мировой цивилизации (на примере Египта, Вавилона, Индии, Китая).

Далее важно последовательно охарактеризовать общественный и государственный строй каждого из перечисленных выше государств. Так, важно отметить, что в Древнем Египте раньше, чем где бы то ни было, сложилось классовое общество и возникло централизованное бюрократическое государство, в котором господствующий класс составляли рабовладельцы и жречество, а основной общественной ячейкой являлась сельская община. Управление общиной осуществлялось общим собранием (советом), а также старейшинами,

Основную массу населения в Древнем Египте составляли зависимые, подневольные люди, а также несвободные - рабы. Далее необходимо проследить закономерности образования первых «номовых» государств (в количестве 40), тенденции к объединению южных и северных номов и формированию единой государственной организации. Важно уяснить, что главой государства являлся царь (фараон), власть которого носила абсолютный характер.

Высшими должностными лицами в государственном механизме были: везир, управляющий дворца, начальник всех ведомств – джати, главный казначей. При фараоне существовали отраслевые органы власти - главные ведомства и управления. Основное ядро армии в Древнем Египте составляли профессиональные части. Кроме того, для ведения военных действий за пределами страны набирали ополченцев. Далее следует приступить к рассмотрению общественного и государственного строя Древнего Вавилона. Необходимо отметить, что Вавилон по общественно-государственному устройству являлся деспотическим государством. Все население делилось на свободных и рабов. Свободное население делилось на полноправных и неполноправных. Рабы рассматривались законом как вещь, они были царскими, храмовыми и частновладельческими. Население различалось и по имущественному признаку. Первое место занимали придворные служащие, военнослужащие, чиновничество.

Низшие ступени занимали купцы и предприниматели, ремесленники, поденщики. Далее целесообразно приступить к рассмотрению особенностей государственного развития Древнего Вавилона. Важно отметить, что в руках царя была сосредоточена судебная, исполнительная, законодательная и верховная религиозная власть.

В системе государственных органов различали центральные и местные органы управления. Были наместники царя, начальники областей и округов. Третьим государством, на характеристике которого следует остановиться, является Древняя Индия. Следует указать, что государственно-правовые и общественные институты Древней Индии существенно отличались от рабовладельческих деспотий Древнего Востока (особенности экономической жизни, многонациональность, индуистская и буддистская религия, наличие кланов, варн).

Важно выявить особенности цивилизации Древней Индии и исторические предпосылки формирования государственности, а также назвать древнейшие государственно-политические объединения (Империя Маурьев) и охарактеризовать их государственную организацию (царь, царская администрация, управители).

Подчеркнуть, что важную роль в управлении играли помощники царя – придворный жрец, военный начальник, казначей, сборщик налогов. Местное управление осуществляли вожди, выборные комитеты, старосты деревень. Во главе провинций стояли царевичи. В завершении следует раскрыть принципы государственного правления и особенности социально-правового строя, обусловленные существованием варново-кастовой системы.

В завершении подготовки первого вопроса необходимо рассмотреть общественный и государственный строй Древнего Китая. Важно привести примеры государственных образований периода «воюющих царств» и выявить особенности развития древнекитайского общества (которые определялись наличием практически неизменной традиционной китайской общины и предельно развитой бюрократической системы). Далее необходимо акцентировать внимание на образовании Империи Цинь, дать общую характеристику системы государственного управления, а также государственные реформы императора Цинь Ши Хуанди. Назвать основные социальные группы: рабовладельческая аристократия, жречество, чиновничество (гражданские чиновники, военные чиновники, советники).

В завершении изучения первого вопроса следует сделать ряд выводов об особенностях развития государства и права в странах Древнего Востока: 1) Одной из основных социальных форм, играющих решающую роль в эволюции древневосточных обществ, была сельская община; 2) Отсутствие господствующей роли частной собственности, застойный характер развития; 3) Отсутствие четких социально-классовых границ между социальными группами, существование ряда промежуточных категорий (например, существовали переходные категории свободных – от мелких землевладельцев к господствующему слою: купечеству, чиновничеству); 4) Традиционность обществ, сохранение незыблемых идейно-религиозных установок; 5) Специфический характер политической организации древневосточных обществ (восточная деспотия). Абсолютная форма правления; 6) Стремление к поддержанию правопорядка.

При подготовке второго вопроса следует уяснить особенности развития права в странах Древнего Востока. Так, источником права первоначально был обычай. С развитием государства активизировалась законодательная деятельность правителей (фараонов, царей, императоров). Важное значение имели религиозные нормы. Детальные предписания касались права собственности, ее форм. Существовали различные виды договоров (займ, аренда, найм, купля-продажа, поклажа, товарищество).

Вместе с тем, целесообразно выделить ряд особенностей и специфических черт правового регулирования, свойственных для конкретных государств. Так, например, характеризуя семейно-брачные отношения в Древнем Египте, следует уяснить, что для семейных отношений было характерно довольно высокое положение женщины в семье. На раннем этапе развития государственности был распространен матриархат. Брак заключался на основе договора от имени жены и мужа. Развод был свободен для обеих сторон. Наследниками по закону были дети обоего пола.

Далее необходимо уяснить, что уголовное право Древнего Египта знало следующие виды преступлений: государственные, религиозные, против личности, против собственности, против чести и достоинства. Применялись различные членовредительские и телесные наказания, смертная казнь, заключение в тюрьму, отдача в рабство, денежные штрафы.

В период Древнего царства суд еще не был отделен от администрации. Чиновник осуществлял суд в отношении подчиненных ему людей. Высший суд находился в ведении специального учреждения – шести палат. В последствии судебные и административные функции разграничиваются. Появляются профессиональные судьи. Процесс носил состязательный характер. Судопроизводство по уголовным и гражданским делам велось аналогично. В качестве доказательств допускались свидетельские показания, клятвы, пытки. Судопроизводство носило письменный характер.

return false">ссылка скрыта

В рамках второго вопроса важно также рассмотреть законы вавилонского царя Хаммурапи, для которых характерна примитивная правовая техника, формализм, символический характер норм. Важно уяснить, что в Вавилоне существовали различные виды земельной собственности – царские, храмовые, общинные и частные земли. Распространение получили договор займа, личного найма, купли-продажи, хранения, мены, поручения. Целесообразно более детально остановиться на анализе регулирования семейных, личных и имущественных отношений и отметить, что брак считался разновидностью договора, заключенного между будущим мужем и отцом невесты. Семейные отношения базировались на главенстве мужа. Преимущественным способом наследования являлось наследование по закону.

Особое внимание следует уделить классификации преступлений. Так, существовало три основных вида преступлений – против личности, имущественные и против семьи. Основными видами наказаний были смертная казнь, членовредительские наказания, штрафы, изгнание. При рассмотрении данного вопроса также важно остановиться на анализе судебной организации в ассирийской державе.

Следующий источник древнего права, на котором следует остановиться, это – индийские Законы Ману - как свод этико-религиозных предписаний. Важно уяснить, что законы закрепляли варновое деление общества. Согласно законам, семья находилась под властью ее главы. Брак считался религиозной и нравственной обязанностью людей. Законы признавали единобрачие.

В рамках второго вопроса важно рассмотреть и проанализировать идеи Конфуция о патриархальном государстве, идеи об идеальном государстве (Мо-Цзы) и идеи легизма (законники).

Изучая право Древнего Китая, следует обратить внимание на особенности регулирования гражданско-правовых и уголовно-правовых отношений. Так, семейное право базировалось на патриархальности семьи с абсолютной властью отца. Брак заключали родители.

В рамках уголовного права, существовала такая особенность как коллективная ответственность и круговая порука членов общины. От наказания можно было откупиться в пользу царя. Суд не был отделен от администрации. Верховным судьей являлся император. На местах судили представители местной администрации.

Вопросы для самоконтроля:

1. Особенности возникновения и развития государства и права в странах Древнего Востока.

2. Возникновение и периоды развития Древнеегипетского государства, его общественный и государственный строй.

3. Образование «номовых» государств. Объединение южных и северных номов в Древнем Египте.

4. Формирование государственной организации. Фараон, чиновники, жрецы. Главные ведомства управления. Военная организация в Древнем Египте.

5. Семейно-брачное регулирование в Древнем Египте. Порядок наследования.

6. Преступления и наказания в древнем Египте. Судебный процесс, его участники и делопроизводство.

7. Древние государства Месопотамии. Возникновение и развитие централизованного государства Вавилон, особенности его общественного и государственного строя.

8. Правовое положение различных групп населения Древнего Вавилона по законам вавилонского царя Хаммурапи.

9. Законы вавилонского царя Хаммурапи. Охрана собственности. Торговые и коммерческие операции. Регулирование семейных, личных и имущественных отношений.

10. Возникновение и периоды развития государства в Древней Индии, специфический характер права.

11. Древнейшие государственно-политические объединения («великие страны» и державы Маурьев). Государственная организация державы Маурьев: царь, царская администрация, управители.

12. Управление провинциями. Принципы государственного правления дхарма, институт махатм, трактат «Артхашастра».

13. Социально-правовой строй Древней Индии. Варны и касты. «Законы Ману». Царский суд и наказания. Формы правового общения и процедуры.

14. Древний Китай: Государственные образования периода «воюющих царств». Образование империи Цинь.

15. Государственные реформы императора Цинь Ши Хуанди.

16. Власть и управление в империи Цинь. Общественный строй.

17. Идея об идеальном государстве (Мо-Цзы). Школа легистов (законников).

 

 

Тесты для самоконтроля

1. Первым административно-территориальным и политическим объединением в Древнем Египте был:

1. Полис.

2. Ном.

3. Номарх.

 

2. Власть фараона в Древнем Египте:

1. Носила абсолютный характер, фараон обожествлялся, в его руках была сосредоточена вся полнота власти: законодательная, исполнительная, судебная.

2. Власть фараона была значительна, однако, она ограничивалась специальными органами, состоящими из представителей высшего жречества, сановников.

3. Фараон был наделен исключительными полномочиями в военной сфере: осуществлял командование армией, объявлял войну и заключал мир, назначал и смещал высших должностных лиц военного ведомства; гражданские дела находились в компетенции наместников фараона.

 

3. Согласно законам вавилонского царя Хаммурапи, брак представлял собой:

1. Письменный договор, заключенный между будущим мужем и отцом невесты.

2. Устный сговор между женихом и невестой, подтвержденный родителями сторон.

3. Письменный договор между родителями жениха и невесты.

4. Письменное разрешение царя или визиря на заключение брака, без которого брак не считался действительным.

 

4. Принцип талиона, закрепленный в древневавилонских законах царя Хаммурапи, означал:

1. Человек, совершивший преступление, карается смертной казнью.

2. Человек, совершивший преступление, может избежать наказания (смертная казнь, членовредительские наказания, тюремное заключение) если уплатит штраф в размере, установленном потерпевшей стороной и судом.

3. Виновного постигала та же участь, что и потерпевшего.

 

5. Древнеиндийская варна кшатриев, согласно законам Ману, состояла из:

1. Жрецов.

2. Воинов.

3. Крестьян торговцев и ремесленников.

 

 

Изучите основные понятия:

Везир (джати) – верховный сановник, ближайший помощник фараона в сфере управления государством.

Деспотия – форма государственного устройства в странах Древнего Востока.

Жречество – социальная группа, основным занятием которой являлось отправление религиозных культов.

Авилум – высшие слои рабовладельцев в Древнем Вавилоне – полноправные свободные граждане.

Вардум – раб

Имущество илку – участки земли и другое имущество, предоставляемое воинам за выполнение служебных обязанностей.

Мушкенум – рабовладельцы из числа жителей покоренных Хаммурапи городов и областей. По правовому положению стояли ниже авилум. Артхашастра – древнеиндийский политический трактат, собрание наставлений по государственному управлению в эпоху Маурьев;

Брахманы – священнослужители, жрецы – «высшие из людей». Занятия: изучение священных книг, участие в суде и управлении, выработка законов и предписаний;

Вайшьи – (от слова «виш» - народ, поселение) ремесленники, торговцы, земледельцы.

Варны – замкнутые социальные группы общества, в основе деления на которые лежала принадлежность к племени, роду занятий и имущественному положению;

 

Дополнительная литература к теме № 2.

«Страны Древнего Востока

(Египет, Вавилон, Индия, Китай)».

1. Вавилон и Ассирия. Пер. с англ. Л. А. Карповой. М.: ЗАО Центрополиграф. 2008.

2. Васильев Л. С. История Востока. Т. 1-2. М., 1994.

3. Древний Египет. Энциклопедия. Под ред. В. Солкина. М., Арт-родник. 2012.

4. Древний Египет. Энциклопедия. Справочник Розалии Дэвид. М.: Вече. 2008.

5. Древний Китай. В 3-х томах. М., 2009.

6. Дхармашастра Нарады. М., 1998.

7. Законы Ману // Хрестоматия по Всеобщей истории государства и права. Т. 1. / Под ред. К. И. Батыра и Е. В. Поликарповой. М., 2005.

8. Законы Хаммурапи // Хрестоматия по Всеобщей истории государства и права. Т. 1. / Под ред. К. И. Батыра и Е. В. Поликарповой. М., 2005.

9. Емельянов В. В. Древний Шумер. СПб., 2001.

10. История Востока. Т. 1. М., 2000.

11. История Древнего Востока / Под ред. В. И. Кузищина. М., 2001.

12. Коростовцев М. А. Религия Древнего Египта. СПб., 2000.

13. Крашенинникова Н. А. История права Востока: Курс лекций. М., 1994.

14. Малявин В. Китайская цивилизация. М., 2000.

15. Самозванцев А. М. Правовые тексты дхармашастр. М., 1991.

16. Сокровища Египта. Пер. с англ. Е. Ильиной, Т. Лисицыной Т. Седелкиной. М., 2003.

17. Тексты пирамид / Под общей редакцией А. С. Четверухина. СПб., 2000.

18. Томсинов В. А. История государства и права зарубежных стран (Древность и Средние века). М., 2007.

19. Тураев Б. А. Древний Египет. СПб., 2000.