Минимальные социальные стандарты уровня жизни населения

Помимо прожиточного минимума в числе минимальных стандартов уровня жизни населения, обеспечивающих минимально необходимую степень удовлетворения основных потребностей человека, экономическая наука называет устанавливаемые в законодательном порядке нормативы обеспеченности жильем, охраны здоровья, образования, культуры, условий и охраны труда, занятости, нормативы состояния окружающей среды.

Конституцией Российской Федерации предусмотрено право каждого гражданина на жилище. Органы государственной власти и местного самоуправления призваны в соответствии с законом поощрять жилищное строительство и создавать условия для реализации права на жилье. Малоимущим, а также иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, такое право предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов по установленным нормам.

В качестве минимально допустимого норматива обеспеченности жильем на период преодоления экономического спада в России принята так называемая жилищно-санитарная норма, на которую в дореформенный период ориентировалось государство при предоставлении населению жилья в общественном жилищном фонде, при оплате так называемых излишков жилой площади и т.д. В условиях перехода к страховой медицине и расширения платности медицинских услуг в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации гарантируется бесплатность для населения медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Расходы, связанные с оказанием таких услуг, покрываются за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Кроме того, согласно Конституции РФ в стране финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной и частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, направленная на укрепление здоровья человека, развитие физической культуры и спорта, обеспечение экономического и санитарно-эпидемиологического благополучия.

Согласно Конституции РФ, в области образования гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных общеобразовательных учреждениях. При этом установлена обязательность основного общего образования. Каждый гражданин вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее или среднее профессиональное образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении или на предприятии. Установлены федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживаются различные формы образования и самообразования. В качестве стандартов обеспеченности образовательными учреждениями используются число мест в дошкольных учреждениях, нормы наполняемости классов в общеобразовательных школах разных типов и др. Федеральными стандартами призваны служить и общероссийские программы обучения по конкретным дисциплинам.

Аналогичны подходы к установлению социальных нормативов в области культуры. Здесь роль стандартов призваны играть нормы развития сети массовых библиотек, кинотеатров, домов культуры в городах и сельской местности и т.п.

Относительно условий и охраны труда и состояния окружающей среды в качестве государственных стандартов принимаются установленные законодательством показатели предельно допустимой концентрации (ПДК) содержания химических и других отрицательно влияющих на работо- и трудоспособность граждан веществ в воде, воздухе и на рабочих местах производственных предприятий. Используются также нормы перемещения грузов, их подъема на определенную высоту и другие нормы предельно допустимой тяжести и вредности производственной среды.

 

 

Законодательство об улучшении условий труда и производственной среды предусматривает профилактические мероприятия с тем, чтобы труд стал более гуманным. Прежде всего имеется в виду создание условий, максимально отвечающих физическим и профессиональным возможностям трудящихся, обеспечение безопасности и здоровой производственной среды, включающей применение эргономических принципов организации труда, проектирования орудий и предотвращение чрезмерных перегрузок и т.д. На основе исследований и обобщения мирового опыта разработаны типовые инструкции. Они относятся либо к отдельным отраслям (горнорудная промышленность, лесное хозяйство, транспорт и др.), либо к областям особого риска (радиация, шумы, вибрация и т.п.). В настоящее время существенное внимание уделяется исследованиям, касающимся отдаленных последствий (т.е. влияния на трудо- и работоспособность человека, на его здоровье) неблагоприятных условий труда и состояния окружающей среды. Результаты исследований также должны использоваться при разработке социальных нормативов в сфере охраны труда.

В современных условиях важное значение приобретает установление гарантий (нормативов) занятости населения, поскольку положение работников на рынке труда далеко не всегда устойчиво.

Предпринятые наукой попытки разработать минимальные показатели предельно допустимого уровня безработицы по регионам страны не получили законодательного (или хотя бы рекомендательного) статуса. В этой связи можно считать, что минимальных стандартов в области занятости практически не существует. Между тем без них оценивать положение дел на рынке труда и его влияние на уровень жизни населения весьма затруднительно.

Существенную роль в формировании доходов и определенного уровня жизни играет система обеспечения государством нетрудоспособных граждан – социальное обеспечение. Основными его направлениями являются установление пенсий, пособий, социальное обслуживание престарелых, инвалидов, детей и приравненных к ним категорий граждан по правилам и нормам, определенным федеральным законодательством в качестве обязательных для всех участников отношений и всех уровней их реализации.

Наиболее обширная часть социального обслуживания в Российской Федерации – пенсионное по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, формируемое в едином социальном пространстве, включающем единый порядок начисления и пересмотра пенсий, аккумулирование страховых средств и их выплат в едином внебюджетном Пенсионном фонде. Действующие в России условия пенсионного обеспечения определены и закреплены пакетом федеральных законов в области пенсионного обеспечения.

Пенсии, пособия, стипендии и другие выплаты из социальных фондов и бесплатные услуги, составляющие часть совокупных доходов граждан, принято объединять единым термином – трансферты. К ним относятся натуральные (товары и услуги) или денежные взносы и выплаты, осуществляемые в одностороннем порядке без получения какого-либо эквивалента взамен. Социальные трансферты в натуральной форме состоят из товаров, индивидуальных рыночных и нерыночных услуг, предоставляемых конкретным домашним хозяйствам за счет средств федерального и местных бюджетов или средств общественных организаций бесплатно.

Социальное обеспечение нетрудоспособных членов общества дополняется мерами по социальному обслуживанию и социальной помощи. Они включают социальную поддержку и оказание различных социально-бытовых, социально-медицинских, психологических, правовых, информационных и других подобных услуг гражданам в трудной жизненной ситуации. К мерам по социальному обслуживанию и социальной помощи относятся материальная помощь, проведение социальной реабилитации и адаптации нуждающихся в ней. Социальная работа с населением носит сугубо адресный, персонифицированный характер, требует выявления конкретных причин нуждаемости, оценки возможностей самообеспечения (по составу семей, их доходам и имуществу). Организуются различные виды социальных учреждений (центры комплексного социального обслуживания, помощи семье и детям, социально-реабилитационные для несовершеннолетних, приюты для детей и подростков, учреждения по уходу на дому, дома-интернаты, центры дневного пребывания пожилых, бесплатные столовые и пр.).

В большинстве развитых стран пенсионное обеспечение состоит из элементов обязательного и дополнительного пенсионного обеспечения. Обязательное пенсионное обеспечение, организуемое, как правило, государством, обеспечивает человеку лишь минимальный уровень компенсации потери его трудоспособности (в различных странах – от 25 до 80% среднего заработка с учетом инфляции). Достаточный размер компенсации достигается при помощи дополнительного пенсионного обеспечения. Доля последнего в системе национального пенсионного обеспечения уникальная для каждой страны и достигает 60%.

Контрольные вопросы

1. Каковы основные цели социальной политики?

2. Что такое «уровень жизни»?

3. Каковы количественные и качественные показатели уровня жизни?

4. Какова структура совокупных доходов граждан?

5. Каковы социально-гуманитарные и социально-психологические аспекты доходов?

6. Какова цель выборочного метода обследования домашних хозяйств?

7. Что представляет собой бюджет прожиточного минимума?

8. Что означает «социальный стандарт»?

9. Что такое «социальное обеспечение»?

10. Что такое «неравенство»?

 

 

Литература

 

1. Адамчук В.В. и др. Экономика труда: Учебник. / Под ред. В.В. Адамчука. – М.: Финстатинформ, 1999.

2. Жеребин В.М., Романов А.Н. Уровень жизни населения. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

3. Рофе А.И., Жуков А.Л. Теоретические основы экономики и социологии труда: Учебник для студ. вузов. – М.: МИК, 1999.

4. Социальная политика: Учебник / Под общей ред. И.А. Волгина. – М.: Экзамен, 2002.

5. Экономика труда и социально-трудовые отношения / Под ред. Г.Г. Меликьяна, Р.П. Колосовой. – М.: Изд-во МГУ: Изд-во ЧеРО, 1996.

6. Экономика труда: Учебник / Под ред. П.Э. Шлендера и Ю.П. Кокина. – М.: Юристъ, 2002.