Основные компоненты рынка труда и механизм их взаимодействия

 

Рынок труда, как любая система, имеет свою структуру. В разных странах ей присущи как общие элементы, так и некоторые различия. В зависимости от целей анализа структурирование рынка можно осуществлять по разным критериям. Но прежде всего следует выявить структуру рынка труда как такового, независимо от страновых и других особенностей. Это можно сделать по важнейшим, необходимым для функционирования современного цивилизованного рынка труда, компонентам:

1) субъекты рынка;

2) юридические нормы, экономические программы, трехсторонние соглашения и коллективные договоры;

3) рыночный механизм (спрос и предложение рабочей силы, цена труда, конкуренция);

4) безработица и социальные выплаты, связанные с ней;

5) инфраструктура рынка труда:

6) альтернативные виды деятельности.

К субъектам рынка труда относятся наемные работники (и их союзы), работодатели (и их объединения) и государство (его органы).

Наемные работники –самая многочисленная часть субъектов рынка труда. К ним относятся люди, не имеющие средств производства, живущие за счет продажи своих способностей к труду – рабочей силы. Их благосостояние, воспроизводство зависит от того, насколько успешно они могут продать свою рабочую силу – заключить контракт, получить работу. В условиях экономического неравенства работника и работодателя наемные работники могут добиться более или менее достойной заработной платы, если сумеют объединиться в профессиональную организацию, которая будет отстаивать их интересы. В западных странах наемным работникам удалось добиться повышения заработной платы, снижения продолжительности рабочего дня, улучшения условий труда. Однако в последнюю треть XX в. в ряде стран, особенно в США, авторитет профсоюзов и их деятельность ослабли.

В России наиболее массовыми являются профсоюзы, объединенные в Федерацию независимых профсоюзов. Профсоюзы в России еще слабы, им не удается решить самые насущные задачи – повышение заработной платы, прежде всего минимальной, до уровня прожиточного минимума, проведение ее индексации в связи с инфляцией, своевременность выплаты (для многих коллективов предприятий).

Наемные работники России еще не осознали полностью своих интересов, не научились их отстаивать перед работодателями и государством.

Работодатели. К ним относятся люди, работающие самостоятельно и постоянно нанимающие на работу одного человека и более. Доля работодателей в составе работающего населения, несколько превышает 10%. К работодателям относятся как собственники средств производства, владельцы фирм, предприятий, так и наемные управляющие (директора) в крупных акционерных компаниях и на государственных предприятиях. Их роль в экономике велика. От их знаний, умений, предпринимательских способностей во многом зависит эффективность работы предприятий, экономическая жизнь в стране, расширение воспроизводства на инновационной основе.

Государство и органы местного самоуправления как субъекты рыночных отношений выполняют разнообразные функции. В социально-трудовой сфере к ним можно отнести:

- создание условий для развития рыночных отношений, обеспечение полной занятости путем сохранения и создания новых рабочих мест во всех секторах экономики, развитие рабочей силы;

- разработку законов, юридических норм и правил и обеспечение правопорядка;

- защиту всех субъектов рынка труда;

- регулирование рынка труда;

- функцию работодателя на государственных и муниципальных предприятиях.

Второй компонент – юридические нормы и экономические программы. Их разработку и совершенствование осуществляют все государства с рыночной экономикой. Для макроэкономической стабилизации экономики России и перехода к экономическому росту, способному обеспечить полную занятость, тем более необходима последовательная и настойчивая работа по принятию недостающих и совершенствованию имеющихся законов, других правовых норм и актов, которые создавали бы равные возможности для реализации способностей к труду всех участников рыночных отношений. Необходим также жесткий контроль за их выполнением. Усиление контрольных функций и ответственности за нарушение законодательства является важнейшей задачей исполнительной власти.

Важное значение для функционирования рынка труда имеют федеральные и региональные программы содействия занятости населения и разработанные на их основе программы и подпрограммы по отдельным направлениям деятельности государственной службы занятости.

Повысить цивилизованный характер социально-трудовых отношений способно социальное партнерство и его новая форма – трипартизм. Генеральные, региональные, отраслевые соглашения и коллективные договоры создают для этого определенные предпосылки. Но необязательность их выполнения снижает их ценность.

Третий компонент – рыночный механизм. Механизм рынка труда представляет собой взаимодействие и согласование разнообразных интересов работодателей и трудоспособного населения, желающего работать по найму на основе информации, получаемой в виде изменений цены труда (функционирующей рабочей силы). Он имеет определенную структуру, которая включает следующие элементы: спрос на труд (рабочую силу), предложение труда (рабочей силы), цену труда (цену рабочей силы), конкуренцию. Взаимодействие указанных элементов получило название механизма спроса и предложения, или ценового механизма, т.е. такое же название, как и на любом рынке ресурсов или товаров.

Спрос на труд (обобщенный покупатель) выражает потребность работодателей в работниках, необходимых для производства товаров и услуг. Предложение рабочей силы (обобщенный продавец) выражает определенное количество занятых наемных работников, обладающих определенными знаниями и квалификацией, а также ту часть трудоспособного населения, которая желает работать и может приступить к работе с учетом располагаемого дохода и возможностей проводить свое время.

Цена рабочей силы – это цена жизненных средств, которые необходимы для нормального воспроизводства рабочей силы. Но она не автоматически выплачивается наемным работникам, а является предметом договора (торга) между ними и работодателями. В результате каждый из них выступает со своей ценой. Наемный работник (продавец) старается подороже продать, а работодатель (покупатель) стремится подешевле купить. В итоге договорная заработная плата устанавливается на уровне ниже цены продавца, но выше цены покупателя.

Графически взаимоотношение работодателей и наемных работников можно выразить с помощью кривых спроса и предложения (рис. 15). Наиболее общее представление об этом процесс дает модель спроса и предложения, излагаемая в версии представителей классического и неоклассического направления экономической мысли.

Рис. 15. Спрос и предложение на рынке труда

На рис. 15 видно, что если под действием каких-либо факторов заработная плата снизится до уровня W1, то в этом случае часть работников может уволиться. Предложение труда составит величину S1. При сохранении спроса на производимый товар спрос на рабочую силу будет равен D1, т.е. возникнет дефицит рабочей силы. В результате работодатели будут конкурировать за наем рабочей силы. Заработная плата может возрасти до величины W2. При таком уровне заработной платы предложение труда возрастет до величины S2. Но такое вознаграждение может повысить издержки работодателей и обусловить повышение цен на товары, реализация которых будет затруднена. Поэтому работодатели будут вынуждены сократить производство или снизить заработную плату. Спрос на рабочую силу упадет до величины D2. Конкуренция между наемными работниками облегчит работодателям задачу снижения заработной платы. В результате работники будут снижать свои требования к уровню зарплаты. Она понизится до W0, где спрос и предложение уравняются, интересы работодателей и работников совпадут. Рынок придет в состояние равновесия. Это не значит, что на предприятиях не будет других вознаграждений. Но зарплата на уровне W0 станет доминирующей, с которой будут считаться работодатели и работники. Данная цена труда (зарплата) становится равновесной. Следовательно, равновесная цена это такая цена труда, при которой объем спроса равен объему предложения. Так действует модель конкурентного рынка.

На рынок труда оказывает влияние и монополия продавца рабочей силы. В данном случае монополистом может выступить какой-либо сильный профсоюз. Он может поднять цену труда выше равновесной и поддерживать ее, сокращая предложение труда. При повышении зарплаты работодатель вынужден часть рабочих уволить или трудоустроить их через профсоюз (только членов профсоюза). Последний ограничивает прием новых членов в сам профсоюз. Подобные профсоюзы в некоторых странах создаются на отдельных предприятиях и являются закрытыми. Например, в США – профсоюзы каменщиков, столяров, водопроводчиков (модель рынка труда с учетом деятельности профсоюзов).

Но встречаются ситуации, когда силы работодателей и профсоюзов бывают равны, тогда взаимодействие спроса и предложения осуществляется по схеме, близкой к конкурентному рынку (модель двусторонней монополии). Дж.М. Кейнс выявил ограниченность представлений классической школы в вопросе функционирования рыночного механизма. В своей макроэкономической теории занятости он исходил из определяющей роли совокупного спроса в обществе, который управляет реальным объемом производства и, следовательно, спросом на труд. Кейнс показал, что у государства есть реальные возможности обеспечить эффективный спрос в экономике с помощью проведения стимулирующей кредитно-денежной и бюджетно-налоговой политики. А эффективный спрос позволит при той же реальной заработной плате, определяемой классиками (а позже неоклассиками) как равновесная цена труда, занять большее число желающих работать, снизить безработицу, т.е. точка равновесия сместится вправо (рис. 16).

 

Рис. 16. Увеличение совокупного спроса и производства (занятости) по Дж. Кейнсу

 

С увеличением совокупного спроса с AD1 до AD2 реальный объем производства и занятости увеличивается с Q1 до Q2 при неизменной цене Р1 (реальной заработной плате). Вместе с тем точка D (пересечение кривых совокупного спроса AD2 и совокупного предложения AS2) показывает предел позитивного воздействия роста совокупного спроса и повышение реального объема производства и занятости. Она показывает не только эффективный спрос, но и эффективную занятость, т.е. состояние, при котором совокупная занятость в случае дальнейшего ее увеличения (за пределы точки D) не реагирует на повышение совокупного спроса ростом реального объема продукции. Кривая совокупного предложения (AS2) резко устремляется вверх. Иначе говоря, дальнейшее увеличение совокупного спроса (за пределы AD2) провоцирует инфляционный рост, т.е. увеличение ценового, а не физического объема производимой продукции (Q2).

Четвертый компонент – безработица и социальные выплаты, связанные с ней, – является обязательным для современного цивилизованного рынка труда. Действие законов рыночного хозяйства сопровождается постоянным высвобождением с предприятий и привлечением на предприятия рабочей силы. При этом число принимаемых работников не перекрывает полностью число увольняемых. Так возникает и постоянно поддерживается безработица. Значительная часть безработных нуждается в определенной помощи в поиске работы, переподготовке, в материальной поддержке на период отсутствия работы и заработка. В XX в. сначала более развитые, а затем все большее число государств стали принимать законы о занятости населения, в которых предусматривается такая помощь, в том числе компенсации при увольнении, выплаты пособий по безработице, оказание материальной помощи.

Пятый компонент – рыночная инфраструктура– представляет собой совокупность институтов содействия занятости, профессиональной подготовки и переподготовки кадров, профессиональной ориентации трудоспособного населения. В нее входит целая сеть фондов занятости, бирж труда (центров занятости), центров подготовки и переподготовки рабочей силы и др.

Фонды занятости являются организацией, аккумулирующей страховые взносы работодателей (а во многих странах и страховые взносы с заработка работающих) и занятых индивидуально-трудовой деятельностью, ассигнования бюджета, добровольные взносы предприятий и граждан.

Государственные и частные службы занятости содействуют трудоустройству граждан. Государственная служба занятости является основным элементом инфраструктуры рынка труда. В конце 90-х гг. через ее центры в России ежегодно проходило более 5 млн. безработных и желающих получить информацию о работе (она предоставляется бесплатно).

Предметом особой заботы государства является поддержание занятости в отраслях, обеспечивающих социально необходимые услуги в депрессивных регионах. Политика занятости тесно увязывается с налоговой политикой, «политикой солидарности» в заработной плате, отраслевой и региональной политикой, что позволяет поддерживать высокий спрос на рабочую силу и высокую занятость в стране.

В России существует также около 200 негосударственных структур занятости. Среди них такие довольно известные, как «Триза», Биржа труда молодежи, Центр занятости женщин, Биржа труда для инвалидов и т.д. Частные службы оказывают платные услуги, вместе с тем Международная организация труда выступает против платности предоставляемых службами занятости услуг безработным.

Центры подготовки и переподготовки рабочей силы осуществляют переподготовку, переквалификацию работников, обеспечивают повышение её конкурентоспособности, оказывают помощь безработным в поиске работы.

Наконец, шестой компонент – альтернативные виды деятельности.К ним можно отнести общественные работы (оплачиваемые), надомный труд, работу по контракту, работу в фирмах временной занятости, трудоустройство несовершеннолетних граждан на временную работу и другие виды гибкой занятости.

В отличие от традиционных систем организации труда, регулируемых коллективными договорами, гибкие виды занятости регулируются контрактами.