Сбор данных: процедуры и ошибки

Этап сбора данных является наиболее сложным, поскольку требует наибольших временных и финансовых затрат и приводит к наибольшему количеству ошибок из всех этапов исследования.

Понимание сути возможных ошибок позволяет в определённой степени минимизировать сами ошибки и их влияние на получаемые результаты.

Возникающие ошибки можно разделить на два основных типа:

ОШИБКА В ВЫБОРКЕ – разность между наблюдаемыми значениями количественного признака и их средним значением за определённый период либо по сравнению с другими выборками.

СИСТЕМАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ – ошибки связанные с неверно выбранной целью исследования, некорректными вопросами, неправильной интерпретацией ответов, статистическими, арифметическими и др. ошибками.

Систематические ошибки могут быть случайными и неслучайными. Неслучайные ошибки имеют более тяжёлые последствия, поскольку случайные ошибки могут иметь отклонение и в большую, и в меньшую стороны, но эти отклонения могут быть оценены посредством анализа, а неслучайные – обычно дают существенное смещение только в одну сторону.

Увеличение объёма выборки может привести к уменьшению ошибки в выборке, но систематические ошибки могут вести себя по-разному, и на эту ситуацию иногда не могут повлиять даже изменения в формировании выборки.

Можно выделить несколько типов систематических ошибок (рис.4.1)

ОШИБКИ НЕНАБЛЮДЕНИЯ – ошибки, возникающие вследствие невозможности получения данных от части респондентов.

ОШИБКА НЕОХВАТА – ошибка, являющаяся следствием того, что определённые части генеральной совокупности не были включены в выборку.

 

 

 


Рис. 4.1. Типы систематических ошибок

Методы борьбы: более тщательный анализ выборки на этапе проектирования и тщательное взаимодействие с интервьюерами, сознательно или несознательно пропускающими эти части.

ОШИБКА НЕПОЛУЧЕНИЯ ДАННЫХ – ошибка, порождаемая отсутствием информации о некоторых элементах, которые должны были войти в состав выборки.

Методы борьбы: Если респондент отсутствует, следует выяснить, когда его можно застать в удобное для него время. Если происходит отказ от интервью, то можно изменить методы сбора, повысить квалификацию интервьюера, заинтересовать респондента, предупредить его об интервью заранее, попробовать повторное обращение и спроецировать полученную информацию на не ответивших (вычисление среднего ответа, использование результатов других исследований, построение тренда, корреляция и др.).

Наименее «отзывчивыми» обычно оказываются женщины, лица с невысоким уровнем образования и низким уровнем доходов.

ОШИБКА НАБЛЮДЕНИЯ – ошибка, возникающая при обработке данных или формулировании заключения, либо являющаяся следствием некорректности полученной информации.

Среди ошибок наблюдения особо следует выделить ошибки сбора, которые включают ошибки пропуска и ошибки свидетельства. Ошибки пропуска рассматривались выше.

ОШИБКА СВИДЕТЕЛЬСТВА – ошибка, возникающая вследствие того, что респондент даёт неправильные ответы.

Для минимизации этого следует, в первую очередь понимать как происходит процесс ответа:

1.Респондент должен понять суть вопроса;

2.Ему необходимо обдумать свой ответ, находя в памяти требуемую информацию;

3.Он пытается точно сформулировать свои мысли;

4.Он стремится сформулировать ответ так, чтобы произвести впечатление на интервьюера;

5.Он должен вербализировать свой ответ (перевести мысли в словесную форму).

Интервьюер должен способствовать или, хотя бы, не мешать тому, чтобы каждый из этих этапов протекал естественно и с определённой скоростью.

Кроме этого, интервьюер должен учитывать личностные факторы респондента (возраст, пол, национальность, принадлежность к определённой группе или классу), психологические (взгляды, позиции, стремления) поведенческие (намерения, тип личности, стиль жизни и др.).