Cтатус судьи: понятие и содержание

Основой судебной власти является судья. Судья является носителем судебной власти, лично и непосредственно осуществляя правосудие от имени государства Российской Федерации (или субъекта Российской Федерации).

Судьями являются лица: наделенные в порядке, определенном Конституцией РФ и законодательством, полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе ( ч.3 Закона РФ « О статусе судей в РФ», ч.1 ст.11 ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации")

Судьи федеральных судов всех видов и уровней, а также судьи судов субъектов Российской Федерации, составляющих судебную систему Российской Федерации, образуют судейское сообщество в Российской Федерации и входят в него с момента принесения ими присяги судьи и до момента вступления в силу решения о прекращении полномочий судьи, за исключением случая прекращения полномочий в связи с почетным уходом или почетным удалением судьи в отставку.

Статус судьи – это совокупность требований, предъявляемых к претенденту на должность судьи, правил отбора кандидатов в судьи, права, обязанности и ограничения, накладываемые на гражданина, наделяемого судейскими полномочиями, его гарантии и ответственность.

Конституционно-правовые основы статуса судьи Российской Федерации устанавливаются Конституцией РФ и федеральными конституционными законами, а конкретизируются и развиваются Законом РФ от 26. 06. 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации", рядом статей иных федеральных законов[48], подзаконными нормативными правовыми актами, принимаемыми Президентом РФ, Судебным департаментом при Верховном Суде РФ и другими субъектами правотворческой деятельности в этой сфере.

В Конституции РФ закреплено: «Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону» (ст. 120), «Судьи несменяемы. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом» (ст. 121), «Судьи неприкосновенны. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом» (ст. 122).

Каждое из этих конституционных положений получило развернутую регламентацию в законодательстве о судебной власти. Особенности правового положения некоторых категорий судей, включая судей военных судов, определяются федеральными законами, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, в частности ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации», также законами субъектов РФ. Особенности правового положения судей Конституционного Суда РФ определяются ФЗ о Конституционном Суде РФ.

Сущностью статуса судьи является гарантирование независимости, несменяемости, неприкосновенности личности, осуществляющей правосудие, наделяемой судейскими полномочиями, в целях обеспечения конституционного права каждого на судебную защиту его прав и свобод, на справедливое судебное разбирательство.

Государство устанавливает конституционно-правовой статус судьи с целью поддержать и развить у конкретной личности чувство независимости, способность осуществлять правосудие независимо от любых попыток воздействия со стороны участников судебного процесса, политических, экономических, криминальных кругов, подчиняясь только Конституции РФ и федеральному закону, обеспечивает защиту его личности во всех сферах жизнедеятельности от политического, экономического, административного и криминального воздействия, гарантирует надлежащие условия жизни, работы и отдыха, соответствующие конституционному уровню судьи в иерархии государственных должностей и степени его ответственности.

Независимость судьи - это способность личности соблюдать клятву судьи: «честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят долг судьи и совесть», главный элемент особого правового статуса судьи, основное условие деятельности самостоятельной и авторитетной судебной власти по защите прав и законных интересов личности.

Статус судьи как личности, наделяемой судейскими правомочиями, представляет собой функциональное единство взаимодействия и взаимосвязи четырех модусов (специальных правовых статусов, особых правовых состояний личности, обусловленных ее социальной ролью). См. схему 13.

Схема 13