Состав верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа
(ст. 24 ФКЗ « О судах общей юрисдикции РФ)
В целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, федеральным законом в составе верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа может быть образовано постоянное судебное присутствие, расположенное вне постоянного пребывания суда.
Постоянное судебное присутствие суда среднего звена является обособленным подразделением суда и осуществляет его полномочия.
Верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области и суды автономных округов, так называемые суды среднего звена, в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой, апелляционной, кассационной инстанции, по новым или вновь открывшимся обстоятельствами, а также осуществляют иные полномочия в соответствии с федеральными законами (ст. 25 Закона о судах общей юрисдикции).
Компетенция суда среднего звена по рассмотрению дел по первой инстанции (таблица 3)
Таблица 3
Компетенция судов среднего звена
По первой инстанции суды среднего звена рассматривают:
Гражданские дела | - связанные с государственной тайной; — об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, затрагивающие права и законные интересы граждан и организаций; — о приостановлении деятельности или ликвидации региональных отделений политических партий или религиозных организаций; — о приостановлении или прекращении деятельности средств массовой информации; — об оспаривании решений избирательных комиссий субъектов РФ; — об оспаривании решений экзаменационных комиссий субъектов РФ по приему квалификационного экзамена на должность судьи по основаниям нарушения процедуры проведения квалификационного экзамена и решений квалификационных комиссий об отказе в допуске к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи, а также об оспаривании действий (бездействия) экзаменационных комиссий, в результате которых кандидат на должность судьи не был допущен к сдаче квалификационного экзамена — и некоторые другие дела (ст. 26 ГПК РФ). |
Уголовные дела | - об особо тяжких преступлениях: о преступлениях, за совершение которых может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 15 лет или пожизненное лишение свободы. Например, убийство при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 105 УК РФ), похищение человека, совершенное организованной группой (ч. 3 ст. 126 УК РФ), изнасилование несовершеннолетней (ч. 3 и 4 ст. 131 УК РФ) и некоторые другие. Перечень таких преступлений предусмотрен ч. 3 ст. 31 УПК РФ; - в материалах которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну, а также уголовные дела, переданные районными (городскими) судами по основаниям и в порядке, указанным в уголовно-процессуальном законодательстве (ст. 35 УПК РФ). |
Уголовные и гражданские дела в верховном суде республики, краевом и областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области и суде автономного округа рассматриваются судьей единолично или коллегиально, в составе трех профессиональных судей соответствующего суда. Коллегия из трех судей рассматривает дела о тяжких и особо тяжких преступлениях при наличии такого ходатайства подсудимого. Кроме того, уголовные дела о преступлениях, перечисленных в ч. 3 ст. 31 УПК РФ, суды среднего звена могут рассматривать по ходатайству обвиняемого в составе судьи и 12 присяжных заседателей.
В апелляционном порядке суды среднего звена рассматривают дела только по жалобам и представлениям на решения районных судов, принятые ими в качестве судов первой инстанции и не вступившие в законную силу, а также на промежуточные судебные решения верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, вынесенные ими в ходе производства по уголовному делу (п. 2 и 3 ч. 3 ст. 28 Закона о судах общей юрисдикции).
В кассационном порядке суды среднего звена рассматривают уголовные и гражданские дела по кассационным жалобам на вступившие в законную силу решения районных судов и мировых судей, а также апелляционные определения судебных коллегий верховных судов республик, краевых, областных и им равных судов. Дела рассматриваются президиумом соответствующего суда среднего звена в составе большинства членов президиума с участием прокурора субъекта РФ.
Пересмотр вступивших в законную силу приговоров, определений и постановления районного суда по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, а также вступивших в законную силу решений, определений и постановлений суда среднего звена по вновь открывшимся обстоятельствам, принявшим эти решения в качестве суда первой инстанции, апелляционной и кассационной инстанции, входит в компетенцию судов среднего звена (ст. 417 УПК РФ, ст. 393 ГПК РФ).
Судебный контроль законности и обоснованности применения заключения под стражу в качестве меры пресечения-право судов среднего звена. Так, решение о продлении срока содержания обвиняемого под стражей свыше 12 месяцев может быть принято только судьей верховного суда республики, краевого и областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа в порядке указанном в законе (ч. 3 ст. 109 УПК РФ).
Рассмотрение жалоб и представлений на судебные решения, принимаемые судьями районных судов в ходе досудебного производства по уголовному делу (ст. 127 УПК РФ).
Изучение и обобщение судебной практики, анализ судебной статистики и другие полномочия, предоставленные им законодательством. Например, верховный суд республики в составе Российской Федерации имеет право законодательной инициативы в соответствующей республике.
Обращение в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле (ст. 25 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации) -право судов среднего звена.
Компетенция структурных подразделений судов среднего звена закреплена в Законе о судах общей юрисдикции
Президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округаобразуется в составе председателя, заместителя председателя суда, входящих в состав президиума по должности, и других судей соответствующего суда. Персональный состав президиума суда среднего звена утверждается Пленумом Верховного Суда РФ по представлению председателя соответствующего суда и при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей.
Президиум в пределах своих полномочий осуществляет судебные и организационные функции. В частности, президиум суда:
1) рассматривает дела по кассационным жалобам на вступившие в законную силу решения районных судов и мировых судей, апелляционные определения верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;
2) утверждает по представлению председателя соответствующего суда судебные составы судебной коллегии по гражданским делам, судебной коллегии по административным делам и судебной коллегии по уголовным делам из числа судей этого суда;
3) ежегодно представляет по предложению председателя соответствующего суда среднего звена на утверждение Высшей квалификационной коллегии судей РФ состав (составы) судебной коллегии (судебных коллегий) судей верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, принимающей (принимающих) решение (решения) по вопросу о привлечении к административной ответственности судьи районного суда, арбитражного апелляционного суда, арбитражного суда субъекта РФ, а также по другим вопросам, предусмотренным законом РФ о статусе судей в Российской Федерации;
4) рассматривает материалы по изучению и обобщению судебной практики и анализу судебной статистики;
5) заслушивает отчеты председателей судебных коллегий о деятельности коллегий; рассматривает вопросы работы аппарата суда;
6) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами (ст. 26 ФКЗ О судах общей юрисдикции в Российской Федерации).
Заседания президиума суда среднего звена проводятся не реже 2 раз в месяц при наличии большинства членов президиума. В заседании президиума обязательно участвует прокурор субъекта РФ. Постановления президиума принимаются открытым голосованием большинством голосов членов президиума суда, участвующих в голосовании, и подписываются председательствующим в заседании президиума суда.
Иные вопросы, касающиеся порядка работы президиума суда, регулируются регламентом соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа.
Судебная коллегия по гражданским делам, судебная коллегия по административным делам и судебная коллегия по уголовным делам суда среднего звенаформируется из числа судей соответствующего суда в составе председателя и членов соответствующей судебной коллегии. Составы указанных судебных коллегий утверждаются президиумом суда.
Председатель верховного суда республики, краевого и областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа в необходимых случаях вправе своим распоряжением привлекать судей одной судебной коллегии для рассмотрения дела в составе другой судебной коллегии.
Для рассмотрения дел по первой и второй инстанции в судебных коллегиях по гражданским, административным и уголовным делам решением председателя соответствующей судебной коллегии могут создаваться судебные составы (в судах со значительным объемом работы). Председатель судебного состава распределяет дела для подготовки к рассмотрению между судьями данного состава и председательствует в судебном заседании.
Судебные коллегии верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа рассматривают:
1) в качестве суда первой инстанции, отнесенные федеральными законами к подсудности верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа (ст. 26 ГПК РФ и ч. 3 ст. 31 УПК РФ);
2) в качестве суда апелляционной инстанции дела по жалобам, представлениям на приговор или иное решение районного суда, принятые ими в качестве суда первой инстанции и не вступившие в силу, а также на промежуточные судебные решения[47] верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, вынесенные ими в ходе производства по уголовному делу в качестве суда первой инстанции.
3) в качестве суда кассационной инстанции дела по жалобам, представлениям на промежуточные судебные решения верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, вынесенные ими в ходе производства по уголовному делу в качестве суда первой инстанции (ст. 28 ФКЗ О судах общей юрисдикции).
4) дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в силу решений, принятых соответствующей судебной коллегией (ст. 28 ФКЗ О судах общей юрисдикции)
Председатель суда среднего звена осуществляет общее руководство работой суда и наряду с осуществлением полномочий судьи соответствующего суда, а также иных процессуальных полномочий, он осуществляет следующие функции:
— организует работу суда и руководит организацией работы судебных коллегий соответствующего суда;
— устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей РФ типовых правил внутреннего распорядка судов и осуществляет контроль за их выполнением;
— созывает президиум суда и председательствует в его заседаниях;
— распределяет обязанности между своими заместителями и судьями;
— организует работу по повышению квалификации судей и работников аппарата суда;
— организует работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики;
— вносит в квалификационную коллегию судей субъекта РФ преставления о квалификационной аттестации судей суда среднего звена, председателей, заместителей председателей и судей районных судов, мировых судей, а также о приостановлении или прекращении их полномочий;
— обращается при наличии оснований в квалификационную коллегию судей субъекта РФ с представлением о привлечении судей суда среднего звена, председателей, заместителей председателей и судей районных судов, мировых судей к дисциплинарной ответственности;
— организует работу суда по приему граждан и рассмотрению их предложений, заявления и жалоб;
— организует проверку заявлений и жалоб граждан на работу нижестоящих судов и судей;
— осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда, в том числе назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, а также распределяет обязанности между ними, принимает решение о поощрении работников аппарата суда или о привлечении их к дисциплинарной ответственности, организует работу по повышению квалификации работников аппарата суда;
— регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и о деятельности суда;
— осуществляет иные полномочия по организации работы (ст. 29 ФКЗ О судах общей юрисдикции).
Заместители председателя суда среднего звена наряду с осуществлением полномочий судей соответствующего суда, они:
— осуществляют в соответствии с распределением обязанностей руководство работой соответствующих судебных коллегий и аппарата суда;
— могут председательствовать в судебных заседаниях соответствующих судебных коллегий суда;
— в случае отсутствия председателей судебных коллегий по гражданским делам и судебной коллегии по уголовным делам осуществляют их полномочия по формированию судебных составов суда для рассмотрения судебных дел на заседаниях судебных коллегий, представляет в президиум суда отчеты о деятельности соответствующих судебных коллегий, при необходимости, истребует из районных судов судебные дела для изучения и обобщения судебной практики (ст. 30 ФКЗ О судах общей юрисдикции).
Председатели судебных коллегий среднего звенанаряду с осуществлением полномочий судей соответствующего суда:
— председательствуют на заседаниях соответствующих судебных коллегий или назначают председательствующих из числа членов судебных коллегий;
— осуществляют руководство работой соответствующих судебных коллегий;
— формируют судебные составы суда для рассмотрения судебных дел на заседаниях соответствующих судебных коллегий;
— представляют в президиум суда отчеты о деятельности соответствующих судебных (ст. 31 ФКЗ О судах общей юрисдикции).
Важную роль в организации обеспечения деятельности верховного суда республики, краевого и областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа играет администратор и аппарат суда (см. таблицу 2).
Аппарат суда призван осуществлять обеспечение деятельности суда. Положение об аппарате суда среднего звена утверждается Судебным департаментом при Верховном Суде РФ. Работники аппарата суда подчиняются председателю и администратору соответствующего суда.
Работники аппарата среднего звенаподразделяются на: работников, занимающие государственные должности федеральной государственной службы (помощника председателя суда, помощника судьи, советника, консультанта, главного специалиста, ведущего специалиста, специалистов 1 и 2 категории, специалиста, секретаря президиума, секретарей судебных коллегий, секретарей судебных заседаний, делопроизводителя, машинистки, архивариуса); работников, осуществляющих техническое обеспечение деятельности суда (коменданта, уборщика производственных и служебных помещений, водителя автомобиля, дворника, сторожа и др.
Консультант и помощники председателя суда и судей изучают поступившие жалобы и дела, составляют необходимые справки о действующем законодательстве, подготавливают проекты ответов на запросы, докладывают отдельные дела по поручению председателя суда, выполняют другую работу.
Начальник соответствующего отдела (заведующий канцелярией) руководит секретарями президиума, судебных коллегий, организует прием посетителей, докладывает председателю суда и его заместителям о поступившей в суд корреспонденции, организует и контролирует работу секретарей в сфере делопроизводства.
Секретари судебных коллегий обеспечивают организацию работы судебных коллегий, хранение судебных дел и иных материалов, извещают необходимых лиц о назначенных к слушанию делах, оформляют дела после их рассмотрения, выполняют иную работу по указанию председателя судебной коллегии.
Секретари судебных заседаний ведут протоколы судебных заседаний, обеспечивают явку в суд участников судебного разбирательства (выписывают судебные повестки, извещают прокуроров и адвокатов о предстоящем процессе, организуют доставку подсудимых).
Секретарь президиума суда ведет делопроизводство президиума, оповещает его членов и иных лиц о дате заседания, оформляет результаты работы президиума.
Делопроизводство в суде среднего звена осуществляется в соответствии с Инструкцией по судебного делопроизводству в верховном суде республики, краевом и областном судах, судах городов федерального значения, суде автономной области и судах автономных округов, утвержденной приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 15. 12. 2004 г. № 15 (в ред. от 16. 04. 2014).
8. 5. Военные суды
Военные суда РФ - федеральные суды общей юрисдикции, входят в судебную систему Российской Федерации, осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба и иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами» (ст. 1 ФКЗ «О военных судах Российской Федерации).
Историческая справка. Первые упоминания о российских военных судах, относятся к началу XVII в., когда регулярной постоянной армии на Руси еще не было, а имелись лишь два постоянных воинских формирования — стрелецкие и пушкарские полки. В мирное время стрельцов и пушкарей, как и других российских подданных, за совершенные преступления судили в «приказах». В случае объявления «сбора на войну» и с начала самой войны картина менялась: большая часть активного мужского населения рекрутировалась в армию, становилась ратниками. За совершенные правонарушения ратники отвечали теперь уже не перед «приказами», а судились воеводским судом или назначенным им судом полковых судей (для стрельцов — судом стрелецких сотенных голов). Поскольку вся полнота власти в армии, в том числе судебной, принадлежала командованию, то и эти суды состояли из лиц, назначаемых соответствующими военачальниками. Это были суды временные, которые действовали в период сбора армии и ведения боевых действий. В своей деятельности они руководствовались Уставом ратных, пушкарских и иных дел (1603 г.), а позднее - Соборным уложением 1649 г. «О службе всяких ратных людей Московского государства». Наиболее распространенными преступлениями ратных людей в ту пору были уклонения от военной службы, особо жестокие насильственные действия в отношении потерпевших и преступления против дисциплины и порядка несения службы.
Воеводский суд и суды полковых судей по существу были прообразом военных судов в России. Однако эти суды нельзя было назвать судами существовавшим тогда в Европе юридическим понятием.
. Особенно значимые изменения в системе военных судов произошли в годы правления Петра I.Этот период истории ознаменован созданием в России регулярной постоянной армии и специальных военно-судебных законов. Петр I посылает за границу (в Венгрию и Германию) князя Меньшикова и фельдмаршала Шереметьева с задачей подыскать подходящие для российских условий военно-судебные кодексы. В результате 27 января 1702 г. появилось Уложение Шереметьева (перевод с венгерского), а в 1706 г.— Краткий артикул Меньшикова (на базе немецкого военно-уголовного кодекса).
Это были суровые, в духе времени, законы. Достаточно сказать, что смертная казнь предусматривалась Уложением в 52-х случаях, а Кратким артикулом — в 65-ти. Жестоко каралась трусость: за побег с поля боя виновного, независимо от чина, разрешалось убивать без суда. Как преступление рассматривалось пьянство офицеров.
Краткий артикул содержал положения военного судоустройства и судопроизводства. Действовали указанные нормативные акты недолго, до 1716 года. 30 марта этого года был принят Петром I Воинский устав, который без преувеличения стал эпохой в деле становления российской армии, а также создания новых военных судов и военно-судебных законов. В нем содержалась специальная глава «О суде и судиях». Некоторые положения и формулировки Воинского устава не потеряли своего значения и поныне.
Согласно Уставу, были предусмотрены коллегиальные военные суды (кригсрехты) трех видов: высший (генеральный кригсрехт, низший (полковой кригсрехт), скорорешительный суд — для условий военного времени в случаях,
не терпящих отлагательства. Он был правомочен рассматривать все дела,
подсудные полковому суду.
Руководство военными и военно-морскими судами (учреждены в 1720 г.) первоначально осуществляли главные военно-административные органы - Военная (Сухопутная) и Адмиралтейская коллегии, а в дальнейшем их структурные подразделения, части, которые не единожды императорскими указами переименовывались. Судебную компетенцию этих высших военно-судебных учреждений составляли основные полномочия - конфирмация приговоров (утверждение приговоров, с правом изменения их сути), кассационное производство, надзорная деятельность.
Правомочием действовать в качестве суда первой инстанции они не наделялись.
В 1867 в контексте знаменитых реформ Александра II был принят Военно-судебный устав, в соответствии с которым стала создаваться новая военно-судебная система. В нее входили полковые суды, военно-окружные суды и Главный военный суд с двумя его отделениями - в Сибири и на Кавказе.
Устав определил, что судебная власть в военном ведомстве принадлежит указанным судам, которые должны были действовать как установления коллегиальные. Полковые и военно-окружные суды являлись судами первой инстанции и рассматривали дела по существу. Главный военный суд был судом второй инстанции, решал дела по кассационным жалобам и протестам прокуроров. Он также должен был наблюдать за «охранением точной силы закона и за единообразным его исполнением военными судами». Судьи полковых судов назначались командиром полка из числа офицеров (председатель на один год, члены — на 6 месяцев).
Военно-окружные суды состояли из постоянных и временных членов. Судьи военно-окружных судов и Главного военного суда должны быть офицерами и иметь юридическое образование. Подбирались они военным министром и назначались приказом царя.
Суд присяжных, учрежденный в системе общих судов, в армии не вводился.
Данная система военных судов просуществовала до 1917г.
Военные суды в России строились обособленно от общих судов и были в фактическом подчинении у военного начальства. Военный министр осуществлял общий надзор за военными судами и должностными лицами военно-судебного ведомства. Военные власти имели право наказывать в дисциплинарном порядке военных судей, военных прокуроров и следователей за упущения и проступки по службе, «не касающиеся нарушения судейских обязанностей» (ст.167, 188 Военно-судебного устава).
Полковой командир имел право осуществлять надзор над производством в полковом суде и разрешал жалобы на его действия и решения, а также утверждал приговоры суда.
Декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР «О суде» № 1 от 24 ноября 1917 г. в стране были упразднены все общие судебные установления, действовавшие до дня его издания, в том числе и «военные и морские суды всех наименований», а взамен их были созданы местные суды и революционные трибуналы, в которых подлежали рассмотрению и дела в отношении военнослужащих. Создание специальных судов для Вооруженных Сил не предусматривалось, поскольку в первое время Народный комиссариат юстиции твердо проводил линию на осуществление идеи единого народного суда, и попытки создания военных судов не находили поддержки.
В то же время сложная политическая обстановка, условия гражданской войны требовали принятия особых мер по поддержанию боеспособности Красной Армии, укреплению дисциплины и правопорядка в ее рядах. Общегражданские же судебные органы не могли эффективно осуществлять правосудие в войсках, не обеспечивали оперативного разрешения дел, особенно в условиях боевых действий, судьи были оторваны от армии, не знали специфики военной службы. Поэтому в войсках по инициативе Реввоенсоветов в середине 1918 г. стали образовываться военно-судебные органы: чрезвычайные тройки, полевые суды, военно-полевые сессии и др., которые в результате их преобразования стали называться военными трибуналами.
Для организации единого управления разрознено создававшихся военных трибуналов Реввоенсовет (РВС) Республики 14 октября 1918г. учредил в своем составе Революционный военный трибунал Республики (РВТР).
Революционные военные трибуналы в период Гражданской войны находились в политическом и организационном подчинении у политических органов и военного командования.
По Положению о судоустройстве РСФСР 1922 г. (ст. 86) военно-судебные учреждения состояли: при революционных военных советах военных округов и фронтов - военные трибуналы военных округов и фронтов; при корпусах - военные трибуналы корпусов; при дивизиях -дивизионные отделы окружных военных трибуналов. Они фактически превратились в специализированные судебные органы для осуществления правосудия в вооруженных силах.
В последующем задачи, компетенция и система военных трибуналов определилась общесоюзными Положениями о военных трибуналах 1926 г., а затем 1958 и 1980 гг.
Общее руководство деятельностью военных трибуналов принадлежало Верховному Суду СССР, а непосредственное руководство и управление военными трибуналами осуществляла Военная коллегия Верховного Суда.
По Закону о судоустройстве СССР 1938 г. военные трибуналы относились к специальным судам и рассматривали дела о воинских преступлениях и некоторых других преступлениях, отнесенных к их подсудности (ст. 58 Закона).
В связи с возникновением угрозы войны произошло расширение подсудности уголовных дел военным трибуналам. Им стали подсудны дела обо всех преступлениях военнослужащих и военнообязанных во время прохождения последними учебных сборов. Это положение о подсудности дел военным судам сохранено в законодательстве до сего времени.
Во время Великой Отечественной войны компетенция военных трибуналов в силу понятных причин существенно расширилась. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении» устанавливалось, что «в изъятие из действующих правил о рассмотрении судами уголовных дел в местностях, объявленных на военном положении, все дела о преступлениях, направленных против обороны, общественного порядка и государственной безопасности, передаются на рассмотрение военных трибуналов». Тогда же было утверждено Положение о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении, и в районах военных действий. Приговоры военных трибуналов кассационному обжалованию не подлежали и могли быть изменены или отменены лишь в порядке судебного надзора.
В период войны военные трибуналы действовали при военных округах, фронтах и военно-морских флотах, при армиях, корпусах и иных воинских соединениях и военизированных учреждениях,
В связи с объявлением в г. Москве осадного положения Постановлением Государственного Комитета Обороны от 20 октября 1941 г. все гражданские суды, как и органы прокуратуры, столицы были переформированы в военные трибуналы и военные прокуратуры.
После окончания Великой Отечественной войны все военные трибуналы стали применять законодательство мирного времени. С принятием в 1957 г. Положения о Верховном Суде СССР, а в 1958 г. нового Положения о военных трибуналах существенно изменилась компетенция военных трибуналов, которая стала строго определяться общими для всех судов общей юрисдикции целями осуществления правосудия, а также задачей борьбы с посягательствами на безопасность и боеготовность Вооруженных Сил СССР.
Закон СССР от 25 июня 1980г. утвердил новую редакцию Положения о военных трибуналах. Система военных трибуналов состояла из военных трибуналов видов войск (военный трибунал Ракетных войск стратегического назначения), военных округов (флотов) и военных трибуналов гарнизонов.
Положение о военных трибуналах 1980г., в части не противоречащей законодательству Российской Федерации, действовало до принятия в 1999г. Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации».
В связи с распадом Советского Союза и упразднением структур судебной власти бывшего Союза ССР военные трибуналы, дислоцированные на территории РСФСР и в группах войск за границей, постановлениями Президиума Верховного Совета РСФСР от 28 декабря 1991г. и 13 января 1992г. были включены в судебную систему Российской Федерации, а Военная коллегия - в состав Верховного Суда РФ. Управление военных трибуналов бывшего Министерства юстиции СССР было включено в состав Министерства юстиции РСФСР.
Законом РСФСР от 21 апреля 1992г. военные трибуналы были переименованы в военные суды и включены в судебную систему Российской Федерации путем внесения изменений и дополнений в российскую Конституцию (ст. 163, 164 прежней Конституции РСФСР), а затем такие дополнения были внесены в действующие в этот период Уголовно-процессуальный и Гражданско-процессуальный кодексы РСФСР и Закон РСФСР « О судоустройстве РСФСР».
Военные суды создаются и упраздняются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов на основании федерального закона. Никакой военный суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда. Численность судей военных судов устанавливается Верховным Судом РФ (ч. 1 ст. 22 Закона о судебной системе, ч. 3 ст. 1 Закона о военных судах).
Военные суды осуществляют правосудие в порядке гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Как органы правосудия военные суды выполняют единые для всех судов общей юрисдикции задачи, определенные ст. 2 ГПК РФ и ст. 6 УПК РФ.
Военные суды в своей деятельности руководствуются, исходя из единства судебной системы, конституционными принципами и правилами судопроизводства, установленными для всех федеральных судов общей юрисдикции РФ, положениями Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов международного права и международных договоров РФ, а также конституций (уставов) и других законов субъектов РФ.
Военные суды выносят решения и приговоры именем Российской Федерации.
Вступившие в законную силу решения, приговоры, определения и постановления военных судов, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения, как и других судов общей юрисдикции, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов военного управления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ.
Необходимость существования военных судов, наряду с другими судами общей юрисдикции, обусловлена, прежде всего, тем, что они призваны осуществлять судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых законодательством РФ предусмотрена военная служба, т.е. войсках, формированиях и органах, важнейшей обязанностью которых является обеспечение независимости и безопасности Российской Федерации как государства.
Другие войска, органы и формирования - внутренние войска, пограничные войска, войска гражданской обороны (МЧС), инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти, Служба внешней разведки РФ, органы Федеральной службы безопасности, федеральные органы государственной охраны (ст. 1 Закона РФ «Об обороне»).
Осуществление правосудия в войсках требует хорошего знания жизни и деятельности войск. Военные суды и их судьи должны быть готовы действовать в соответствии с необходимостью в условиях чрезвычайных обстоятельств, в том числе в боевой обстановке. Другие суды общей юрисдикции никоим образом не связаны с воинскими частями и не могут в должной мере учитывать специфику их задач организации и деятельности.
В ходе проходящих в России преобразований, направленных на построение правового государства, утверждение независимой судебной власти рассматривалось как ключевой аспект, поэтому первостепенная роль отводилась правовым институтам, закрепляющим эти гарантии.
Этот вопрос встал наиболее остро применительно к военным судам, поскольку они действовали в специфических условиях Вооруженных Сил и других войск, организационно были привязаны к армейским и флотским структурам, имели специальную подсудность. Многие проблемы были решены с принятием ФКЗ «О военных судах Российской Федерации», который был в числе первых федеральных конституционных законов, принятых в постсоветской России по вопросам судебной реформы. С его принятием на законодательном уровне завершились реорганизация военно-судебной системы Российской Федерации и создание самостоятельных и независимых от органов исполнительной власти, и в первую очередь от органов военного управления, судов, способных быть гарантом законности и справедливости в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
ФКЗ «О военных судах Российской Федерации»вывел военные суды (впервые в истории нашего государства) из-под влияния органов исполнительной власти и военного командования. Штаты военных судов и Военной коллегии переданы из военного ведомства в судебные органы, а штаты Главного Управления обеспечения деятельности военных судов переданы Судебному Департаменту при Верховном Суде РФ.
Система военных судов современной России (см. табл. 4).В систему военных судов входят окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды (ст. 8 Закона о военных судах). Мировых судей в системе военных судов нет. Поэтому в соответствии со ст. 6 Федерального закона "О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса РФ» дела, отнесенные данным Кодексом к подсудности мировых судей, рассматривают судьи гарнизонных военных судов в порядке, предусмотренном для рассмотрения дел мировыми судьями.
Таблица 4