Классификация правовых актов о правоохранительных и судебных органах по юридической силе

 

 

международные

 

 

По юридической силе все нормативные правовые акты, регулирующие организацию и деятельность правоохранительных и судебных органов, подразделяются на законы и подзаконные акты.

I уровеньКонституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации

Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу. Все иные законы и подзаконные акты должны ей не противоречить, соответствовать. Конституция РФ определяет основы деятельности правоохранительных и судебных органов, организацию судебной системы страны, принципы правосудия, правовой статус судьи, порядок образования и формирования Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, а также порядок назначения на должность Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров. Конституционные нормы о правах и свободах человека и гражданина (глава 2), обязанность государства обеспечить эти права и свободы имеют непосредственное отношение к деятельности всех правоохранительных органов.

На этом же уровне находятся общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, которые в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ являются составной частью ее правовой системы. Международные правовые акты применяются правоохранительными и судебными органами России в случае расхождения национального правового акты с международным договором при условии, что он ратифицирован Россией в соответствии с установленной процедурой и признан подлежащим исполнению.

II уровеньфедеральные конституционные законы, которые закрепляют правовые основы деятельности важнейших институтов правоохранительной системы. Такие законы принимаются по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией РФ, подлежат одобрению большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы (ст. 108 Конституции РФ).

В настоящее время правоохранительные органы в своей деятельности опираются на федеральные конституционные законы: «О Конституционном Суде Российской Федерации»; «О Верховном Суде Российской Федерации», «О судебной системе Российской Федерации; «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», «Об арбитражных судах Российской Федерации»; «О военных судах Российской Федерации »; «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» и некоторые другие.

Ш уровеньфедеральныезаконы, которые регулируют организацию и деятельность практически всех правоохранительных органов. В качестве примера можно назвать законы: «О прокуратуре Российской Федерации», «Об адвокатуре и адвокатской деятельности», «О полиции», «О мировых судьях в Российской Федерации», «О Федеральной службе безопасности», «Об оперативно-розыскной деятельности», «О налоговых органах Российской Федерации» и др.

IV уровеньнормативные правовые акты субъектов Российской Федерации: конституции (уставы) субъектов РФ и принятые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Субъекты РФ могут принимать нормативные правовые акты только по тем вопросам правоохранительной деятельности, которые находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ: защита прав и свобод человека и гражданина; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, режим пограничных зон; административное и административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды; кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат (ст. 72 Конституции РФ). Например, Закон г. Москвы «О мировых судьях в городе Москве», Закон Московской области «О порядке назначения на должность и деятельности мировых судей в Московской области» и др.

V уровеньподзаконные нормативные акты, которые принимаются на основе Конституции РФ и федеральных законов. К ним относятся:

Указы и распоряжения Президента РФ, носящие нормативный характер. Такие акты принимаются по вопросам организации и функционирования правоохранительных органов, входящих в систему исполнительной власти. Например, Указ Президента РФ от 01 марта 2011 № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации», Указ Президента РФ от 01 марта 2011 № 250 «Вопросы организации полиции», Указ Президента РФ от 18 мая 2012 г. «О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ».

Постановления и распоряжения Правительства РФ издаются во исполнение законов и указов Президента РФ. В актах Правительства РФ регулируются отдельные вопросы организации и деятельности правоохранительных органов, входящих в структуру федеральных органов исполнительной власти. Например, Постановление Правительства РФ от 26 июля 2006 г. № 459 «О Федеральной таможенной службе», Постановление Правительства РФ от 23 июня 2011г. № 498 «О некоторых вопросах осуществления частной (детективной) и частной охранной деятельности.

Акты министерств и ведомств (ведомственные нормативные акты), которые издаются руководителями соответствующих министерств или ведомств, занимающихся правоохранительной деятельностью (Генеральным прокурором, министрами юстиции, внутренних дел, директором Федеральной службы безопасности и т.п.). Указанные акты могут иметь различные названия: приказы, инструкции, постановления, распоряжения. В этих актах конкретизируется деятельность подконтрольных им подразделений и служб при применении каких-либо норм закона. Например, приказ Генерального прокурора РФ от 30 января 2013 г. № 45 «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации», приказ Минюста России от 21 мая 2013 г. № 74 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов», приказ МВД России от 03 августа 2012 г. № 608 «О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России».

В отдельных случаях могут издаваться межведомственные приказы и инструкции, которые утверждаются руководителями нескольких правоохранительных и других органов. Например, Приказ Минюста России N 100, МИД России N 7509, ФМС России N 375, ФСБ России N 271 от 19.05.2014
"Об утверждении Порядка организации взаимодействия Федеральной службы судебных приставов, Министерства иностранных дел Российской Федерации, Федеральной миграционной службы и Федеральной службы безопасности Российской Федерации по административному выдворению за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства в форме принудительного и контролируемого перемещения через Государственную границу Российской Федерации".

 

VI уровеньофициальные акты высших судебных органов: постановления (определения) Конституционного Суда РФ,[5] а также постановления Пленума Верховного Суда РФ[6]. Эти акты играют важную роль при осуществлении правоохранительной деятельности.

Решения Конституционного Суда РФ по вопросам, относящихся к его компетенции (о соответствии Конституции РФ законов и нормативных правовых актов, о конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле и др.), могут повлечь за собой приостановление акта, противоречащего Конституции РФ и обязанность компетентного органа привести этот акт в соответствии с Конституцией. Решение Конституционного Суда РФ окончательно, не подлежит обжалованию и обязательно на всей территории Российской Федерации и для всех органов государственной власти и должностных лиц.

В постановлениях Пленума Верховного Суда РФ содержатся разъяснения по вопросам применения законодательства при рассмотрении и разрешении уголовных и гражданских дел. Такие разъяснения основаны на изучении и обобщении судебной практики, анализе судебной статистики и должны учитываться в правоприменительной практике, как органами правосудия, так и органами предварительного расследования и прокурорами.

Все нормативные правовые акты о правоохранительных органах можно классифицировать по содержанию регулируемых вопросов (схема 4).

Схема 4.