Лекция 5.1 Сегментирование рынка и выбор целевого сегмента

 

Краткое содержание: Понятие о сегментировании рынка. Принципы сегментирования потребительского рынка и рынка предприятий. Построение "дерева" и "матрицы" сегментации. Критерии отбора сегментов (доступность сегмента, существенность сегмента, прибыльность сегмента, эффективность работы на выбранном сегменте, защищенность выбранного сегмента от конкуренции). Рыночная ниша предприятия. Варианты охвата целевого рынка, дифференцированный и не дифференцированный маркетинг.

 

Основные термины и понятия:

  • принцип сегментирования,
  • рыночная ниша,
  • сегментирование рынка.

 

 

Лекция 5.2. Разработка стратегии и тактики предприятия

 

Краткое содержание: Необходимость планирования деятельности предприятия в условиях рынка. Взаимосвязь финансовых планов и планов маркетинга предприятия. Виды планов маркетинга. Стратегическое планирование в маркетинге. Разработка тактики маркетинга предприятия. Оперативное (операционное) планирование в маркетинге.

 

Основные термины и понятия:

  • оперативное
  • рыночная стратегия предприятия ,
  • тактика маркетинга,
  • комплекс маркетинг-микс;
  • оперативное планирование в маркетинге.

Занятие 7. (семинар с решением кейс-стади)

ТЕМА: Разработка стратегии и тактики предприятия

План:

  1. Сущность стратегического планирования.
  2. Сущность разработки стратегического плана рыночной деятельности.
  3. Тактические решения в маркетинге.
  4. Решение кейс-стади.

Примерные темы рефератов:

  1. Стратегия рыночной деятельности: сущность и этапы разработки.
  2. Специфика стратегического планирования рыночной деятельности в условиях кризиса экономики.
  3. Анализ практики стратегического планирования на примере (наименование фирмы)
  4. Особенности стратегического планирования в условиях глобального маркетинга.
  5. Инструменты маркетинга как механизм реализации стратегического плана.
  6. Оперативное планирование в системе планирования рыночной деятельности предприятия.
  7. Информационно-статистическая база планов маркетинга.
  8. Методы планирования, используемые в разработке стратегии маркетинга.
  9. Методы обоснования плановых решений в маркетинге.
  10. Особенность разработки стратегии инновации на предприятии.

 

Список рекомендуемой литературы:

1.Управление маркетингом. Под ред. А. В. Коротковой, И. М. Синяевой. – М.: Юнити, 2005

2.Федько, В. П. Маркетинг для студентов вузов. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2008

3.Черня-ховская Т. Н. Маркетинговая деятельность предприятия: теория и практика. Учебное пособие для вузов. – М.: Юрайт, 2000.

4.Ходяченко, В.Б., Слободина, О. А. Маркетинг в бизнесе. Учебное пособие. – СПб: Издательство СЗАГС, 2007.

5.Демчинко А. Стратегический анализ внешней среды // Маркетинг. – 2011. - №1. – С. 40-49.

 

 

Лекция 6. Товарная политика предприятия.

Краткое содержание: Маркетинговое понимание товара. Принципы классификации товаров. Жизненный цикл товара. Разработка новой продукции и защита новинок от фальсификации. Управление товарным ассортиментом.

Основные термины и понятия:

· товарная марка,

· товарный знак,

· жизненный цикл товара,

· товарный ассортимент,

· управление товарным ассортиментом.

 

Занятие 8. (семинар).

ТЕМА: Жизненный цикл товара.

План:

1. Маркетинговое понимание товара. Признаки классификации товаров.

2. «Жизненный цикл» товара. Виды жизненных циклов.

3. Влияние отдельного этапа жизненного цикла на разработку комплекса маркетинга по товару.

Примерные темы рефератов:

1. Товарные знаки и знаки обслуживания как факторы успеха российских компаний.

2. Маркировка товаров: история и современность.

3. Характеристика потребительских свойств банковских услуг.

4. Специфика потребительских свойств товара и ее влияние на формирование качества новой продукции ( на примере одной из товарных групп).

5. Специфика жизненного цикла на рынке банковских услуг.

6. Использование инструментов маркетинга в процессе управления жизненным циклом продукции (на примере одной из компаний).

7. Исследование влияния практики продвижения нового продукта (на примере отдельного банка, предприятия).

8. Исследование стадий жизненного цикла продуктов (на примере потребительских товаров).

9. Факторы успеха отдельных компаний на потребительском рынке.

10. Интеграция элементов маркетинга в процессе управления жизненным циклом товара (на примере одной из компаний).

 

Список рекомендуемой литературы:

 

1. Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с анг.- М.: Прогресс, 1990.- гл.9.

2. Основы предпринимательского дела: экономическая теория, маркетинг, финансовый менеджмент./ Под ред. Власовой В.М.- М.: Финансы и статистика; 1994.- гл.12,13.

3. Эванс Дж., Берман Б. Маркетинг: Пер. с анг.- М.: Экономика, 1990.-гл.1.

4. Мансуров Р.Е.Опыт формирования бренда компании// Маркетинг в России и за рубежом . – 2011.- №6.

5. Токарев Б.Е. Методика поиска рыночных ниш наукоемких товаров// Маркетинг в России и за рубежом . – 2011.- №3.


Примерные темы рефератов:

11. Товарные знаки и знаки обслуживания как факторы успеха российских компаний.

12. Маркировка товаров: история и современность.

13. Характеристика потребительских свойств банковских услуг.

14. Специфика потребительских свойств товара и ее влияние на формирование качества новой продукции ( на примере одной из товарных групп).

15. Специфика жизненного цикла на рынке банковских услуг.

16. Использование инструментов маркетинга в процессе управления жизненным циклом продукции (на примере одной из компаний).

17. Исследование влияния практики продвижения нового продукта (на примере отдельного банка, предприятия).

18. Исследование стадий жизненного цикла продуктов (на примере потребительских товаров).

19. Факторы успеха отдельных компаний на потребительском рынке.

20. Интеграция элементов маркетинга в процессе управления жизненным циклом товара (на примере одной из компаний).

 

Занятие 9-10 ( семинар)

ТЕМА: Стратегия разработки новых товаров

План:

1. Факторы маркетинговой среды, влияющие на формирование свойств новых товаров.

2. Характеристика основных этапов разработки товаров-новинок.

3. Фальсификация товаров. Понятие о патенте и лицензии.

Примерные темы рефератов:

 

1. История происхождения знаменитых товаров (на примере одной или нескольких товарных групп).

2. Влияние развития научно-технического прогресса на процесс разработки новой продукции.

3. Стандартизация и сертификация продукции в системе менеджмента качества.

4. Особенности разработки новых банковских продуктов.

5. Новые банковские продукты и особенности их внедрения на российском рынке.

6. Исследование предпочтений потребителей как инструмент формирования качества новой продукции (на примере одной из товарных групп).

7. Оценка степени новизны при патентовании продукции.

8. Патент как вид нематериальных активов предприятия (на примере одного или нескольких компаний).

 

Список рекомендуемой литературы:

 

  1. Закон о РФ «О товарных знаках обслуживания и наименования источника происхождения товара» //Закон. –1994. -№ 1.
  2. Патентный закон РФ //Закон. –1994. -№ 1..
  3. Закон РФ «О защите прав потребителей» // Закон. –1994.- №1.
  4. Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с анг.- М.: Прогресс, 1990
  5. Маркетинг: Учеб. для вузов / [А.Н. Романов, Г.А. Жуков, С.И. Майоров и др.]; Под ред. А.Н. Романова. - М.: Банки и биржи; ЮНИТИ, 1996.
  6. Маркетинг: Учеб. / Ассоц. авт. и изд. "Тандем"; Под ред. Э.А. Уткина . - М.: ЭКМОС, 1998.
  7. Маркетинг: Учеб. для вузов / [Н.Д. Эриашвили, К. Ховард (США), Ю.А. Цыпкин и др.]; Под ред. Н.Д. Эриашвили. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001
  8. Максимова И.В. Маркетинг: учебное пособие.- Волгоград: Изд-во ВАГС.
  9. Эванс Дж., Берман Б. Маркетинг: Пер. с анг.- М.: Экономика, 1990.

 

 

Лекция 8. Маркетинговая политика цен.

 

Краткое содержание: Классификация факторов, влияющих на ценообразование в маркетинге. Влияние потребителей на цену продукции предприятия. Взаимосвязь цена-спрос. Причины возникновения эластичного и неэластичного спроса. Государственное регулирование цен. Основные нормативные документы, регулирующие ценообразование на предприятиях РФ. Влияние затрат по выпуску продукции на цену. Статьи затрат, включаемые в себестоимость готовой продукции. Определение точки безубыточности. Влияние конкурентов на цену продукции предприятия.

Этапы планирования цен (поставка задач ценообразования, оценка спроса, расчет издержек, анализ цен и качество товаров конкурентов, выбор метода ценообразования, установление окончательной цены), их краткая характеристика. Особенности установления цен на товары-новинки.

 

Основные термины и понятия:

 

  • оптовая цена,
  • розничная цена,
  • цена проникновения,
  • цена,
  • ценовая эластичность спроса.
  • функционально-стоимостной анализ.

 

Занятие 11. (семинар с решением кейс-стади)

 

ТЕМА: Маркетинговая политика цен

План:

  1. Значение цены в маркетинговой деятельности предприятия.
  2. Факторы, влияющие на ценообразование.
  3. Этапы расчета исходной цены.
  4. Особенности установления цен на товары-новинки.

Примерные темы рефератов:

1.Методы учета затрат в себестоимости продукции.

2.Основные нормативно-правовые документы, регулирующие ценовую политику российских предприятий.

4. Анализ ценовой политики компаний (на примере компаний одной отрасли).

5. Цена как фактор конкурентоспособности предприятия.

6. Цена как индикатор рыночной конъюнктуры (на примере компаний одной отрасли)

7. Особенности ценообразования на рынке банковских услуг.

8. Влияние особенностей целевого сегмента на ценовую политику производителя (на примере отдельных компаний).

9. Развитие методов ценообразования в практике российских предприятий.

10. Психологические приемы в установлении цен.

 

Список рекомендуемой литературы:

 

1. Налоговый кодекс РФ - ч.2.-М.,2001.

2. Положение о порядке регулирования цен на продукцию предприятия-монополистов от 29 декабря 1991г.//Коммерческий портфель/Отв. Ред. Рубин Ю.В.-М.:СОМИНТЕКС, 1995.

3. Котлер Ф. Основы маркетинга : Пер. с анг. : Прогресс, 1990

4. Максимова И.В. Маркетинг: учебное пособие. - Волгоград: Изд-во ВАГС

5. Пунин Е.И. Маркетинг, менеджмент, ценообразование в условиях рыночной экономики. - М.: Международные отношения, 1993.

6. Волков С.К.Цена как основной инструмент маркетинговой стратегии туристского предприятия в борьбе за потребительское предпочтение туристов// Маркетинг в России и за рубежом . – 2011.- №3.