ПРИМЕР: сегментация клиентов банка по возрастному признаку
Сегмент | Характеристики сегмента |
Молодежь (16-22 года) | Студенты, лица, впервые нанимающиеся на работу, более взрослые люди, готовящиеся вступить в брак. |
Молодые люди недавно образовавшие семью (25-30 лет) | Люди, впервые покупающие дом или предметы длительного пользования. |
Семьи "со стажем" (25-45 лет) | Люди со сложившейся карьерой, но ограниченной свободой финансовых действий. Первоочередные цели - улучшение жилищных условий, обеспечение финансовой защиты семьи, предоставление образования детям. |
Лица "зрелого возраста" (40-55 лет) | У людей этой категории наблюдается рост доходов по мере снижения финансовых обязательств. Важная цель - планирование пенсионного обеспечения. |
Лица, готовящиеся к уходу на пенсию (55 и более лет) | Люди имеют накопленный капитал и стремятся обеспечить его сохранность и настоящий устойчивый доход. |
Оценка перспективности сегментов
Целевой сегмент– часть рынка, на котором фирма может максимально реализовать свои цели и получить наивысшую прибыль.
Емкость сегмента: может ли компания направить все производственные мощности на работу в данном сегменте, т.е. емкость сегмента должна быть больше или равна производственной мощности предприятия.
Доступность сегмента: есть ли у компании возможность начать продвижение своих товаров или услуг на выбранном сегменте или еще предстоит позаботиться о формировании сбытовой сети и налаживании отношений с посредниками.
Существенность сегмента:насколько эта группа потребителей устойчива по своим основным объединяющим признакам. Является ли данный сегмент растущим, устойчивым или уменьшающимся, стоит ли на него ориентировать свои производственные мощности.
Совместимость сегмента с рынком основных конкурентов: в какой степени основные конкуренты готовы поступиться выбранным сегментом рынка.
Требования к эффективной сегментации
а) Измеримость – степень, в которой размеры и покупательская способность данного сегмента бывают измеримыми.
б) Доступность– степень, в которой сегменты поддаются маркетинговому воздействию и могут быть обслужены.
в) Доходность – степень, в которой сегменты являются достаточно большими и прибыльными как рынки.
г) Возможность освоения– уровень возможностей фирмы разрабатывать эффективные программы с целью освоения сегмента рынка и работы на нем.