Организация в условиях рынка. Внешняя и внутренняя среда организации: основные элементы и основные характеристики.
Маркетинг как рыночная концепция управления. Четыре эры в развитии маркетинга и маркетинговых коммуникаций.
Маркетинг – это рыночная концепция управления на основе сбалансированного спроса и предложения.
комплексная система управления, направленная на изучение рыночной среды и запросов потребителей с целью их удовлетворения и конструирования поведения организации согласно стратегическим направлениям ее развития; с целью активного воздействия на рынок и существующий спрос, на формирование потребностей и потребительских предпочтений.
Современный маркетинг прежде всего подразумевает управление взаимоотношениями. Поэтому важная часть маркетинга – выстраивание коммуникационной политики и стратегии.
Четыре эры в развитии маркетинга
Эра производства (1900-1925): даже самые развитые компании Европы основное внимание уделяли только производству качественных товаров, а для их реализации нанимали сторонних людей. Считалось, что хороший продукт вполне способен продать себя сам.
Генри Форд: «Потребители могут иметь тот цвет автомобиля, который они хотят, до тех пор, пока он остаётся чёрным».
Эра продаж (1925-1935): росли объёмы производства. Производителям уже приходилось думать о более эффективных способах сбытапроизводимой продукции; в крупных компаниях стали появляться специалисты по продажам, однако им всё ещё отдавалась второстепенная роль.
Эра собственно маркетинга (1945-1980):
Выживали лишь те компании, которые умели учитывать потребительский спроси ориентироваться на него. Теперь маркетологи совместно с инженерами, разрабатывающими продукты, определяют потребительские запросы и стараются их удовлетворить. Ориентация на рынок помогает быстро достичь финансового успеха, потребители с большой охотой принимают новые продукты.
Переход от рынка продавца, на котором действовало много покупателей ограниченного количества товаров и услуг, к рынку покупателя, на котором предлагается больше товаров и услуг, чем имеется потребителей, желающих их приобрести
Эра взаимоотношений (с конца ХХ в.):
Стремление маркетологов установить и поддержать с потребителями стабильные взаимоотношения. Постоянные отношения компании стремятся сохранить и с поставщиками. Потенциальные конкуренты создают совместные предприятия, торговые марки соединяются в общем продукте.
Организация в условиях рынка. Внешняя и внутренняя среда организации: основные элементы и основные характеристики.
Организация - это группа людей, деятельность которых координируется для достижения общих целей.
Внешняя среда организации – это условия и факторы, возникающие независимо от ее деятельности и оказывающие существенное воздействие на нее.
Внешние факторы разделяются на:
1) среду прямого воздействия,
2)среду косвенного воздействия.
Среда прямого воздействиявключает факторы, которые непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе прямое влияние операций организации. К этим факторам следует отнести:
1) поставщиков,
2) трудовые ресурсы,
3) законы и учреждения государственного регулирования,
4) потребителей,
5) конкуренты.
Под средой косвенного воздействияпонимаются факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на операции, но, тем не менее, сказываются на них:
1) политические
2) социокультурные факторы,
3) состояние экономики,
4) международные события,
5) научно-технический прогресс.
6) климатические.
Внутренняя среда организации – это среда, которая определяет технические и организационные условия работы организации и является результатом управленческих решений.
Внутренняя среда организации формируется в зависимости от ее миссии и целей, которые, в свою очередь, во многом определяются внешней средой. Внутреннюю среду организации можно рассматривать с точки зрения статики, выделяя состав ее элементов и структуру, и с точки зрения динамики, т.е. с точки зрения протекающих в ней процессов. Она включает все основные элементы и подсистемы, обеспечивающих процесс производства товаров и услуг, процесс управления, состоящий в разработке и реализации управленческих решений, а также социальные, экономические и другие процессы, которые протекают в организации.
Внутренняя среда включает:
1) цели организации;
2) структуру организации (как формальную, так и неформальную);
3) людей, работающих в организации;
4) используемые технологии как способы обработки сырья и получения конкретных продуктов;
5) задачи управления;
6) организационную культуру.
Все внутренние процессы в организации протекают в рамках организационной структуры. Организационная структура закрепляет задачи, функции управления, права и обязанности за каждым структурным подразделением.
Организационная культура организации является характеристикой, отражающей систему ценностей, принятых в организации, убеждений, принципов и норм поведения, разделяемых членами организации.