Роль и значение имиджа и корпоративной культуры в деятельности организации.
Под имиджем понимают совокупность впечатлений от общения с организацией.
Корпоративный, или организационный имидж — это образ организации в представлении групп общественности. Благоприятный (позитивный) имидж повышает конкурентоспособность коммерческой организации на рынке. Он привлекает потребителей и партнеров, ускоряет продажи и увеличивает их объем. Благоприятный имидж способствует повышению репутации и доверия, улучшению партнерских и деловых отношений.
Крупные организации постоянно работают с общественным мнением, используя как собственные подразделения паблик рилейшнз, коммуникаций, так и привлекая внешние агентства. Крупнейшие компании неравнодушны к своей репутации, они являются постоянными фигурантами рейтингов, составляемых СМИ, финансовыми аналитиками, консультантами и просто потребителями.
Позитивный имидж повышает конкурентоспособность коммерческого предприятия на рынке за счет привлечения потребителей и партнеров и облегчения доступа к ресурсам (финансовым, информационным, человеческим, материальным).
В деловых сферах большое значение придается имиджу организации, который может быть решающим при выборе партнеров по бизнесу, ведению деловых переговоров, заключению контрактов, организации гастролей, проведению совместных киносъемок, выделению кредитов и других форм взаимодействия. Потребитель, выбирая фирму, товары или услуги которой намерен приобретать, также ориентируется на ее имидж. Поэтому над созданием фирменного имиджа целенаправленно работают.
На создание имиджа фирмы воздействуют учредители организации, ее спонсоры, меценаты и партнеры. Их собственный образ активно влияет на общественное мнение людей, вступающих во взаимодействие с данной организацией.
Имидж формируется по-разному для различных групп общественности, поскольку желаемое поведение этих групп в отношении предприятия может различаться.
В формировании имиджа задействованы весь персонал и специальные подразделения, целиком или частично занятые этим процессом. К ним относятся группы имиджмейкеров, осуществляющие разработку общей концепции, выбирающие методы и формы работы в их постоянной динамике, проводящие анализ эффективности.
Практически целиком на имидж фирмы работают отделы рекламы, другие маркетинговые службы, применяющие самые разные приемы: выпуск печатных изданий, аудиовизуальную информацию, оформление витрин и демонстрационных залов, инструктирование лиц, доводящих товары и услуги до потребителей, проведение презентаций, связанных с юбилейными датами, выпуском новых товаров, спектаклей, участие в культурных программах.
Образ организации формируется из многих компонентов. К ним относятся:
1) название фирмы, которое должно вызывать положительные ассоциации, быть запоминающимся, отражать сферу и направленность деятельности, ее статус;
2) социальная значимость работы коллектива, ее роль в удовлетворении потребностей пользователей;
3) характеристика товара или услуги, ее пользовательские свойства, преимущества по сравнению с другими производителями;
4) имидж кадров, наличие крупных специалистов, выдающихся деятелей, неординарных руководителей;
5) имидж персонала как типологическая характеристика служащих, единой команды, ставящей во главу своей работы интересы потребителей, компетентность;
6) стиль работы, включающий надежность, оперативность, новаторский подход, эффективность производства, стабильность развития и другие характеристики, соответствующие цели функционирования;
7) условия оплаты товара, услуги;
8) этика деловых отношений внутри коллектива и с внешними организациями и потребителями;
9) архитектура и интерьеры зданий и помещений, отражающие материальные возможности фирмы, культуру дизайна, вкусовые ориентации;
10) развитая инфраструктура - пищевые блоки, санитарно-гигиенические условия, раздевалки, кабинеты психологической разгрузки и медицинской помощи, физкультурные залы, библиотеки, подъездные пути, удобства парковки автомобилей, возможности оперативного копирования документов и т.д.;
11) стиль одежды персонала, его внешний облик;
12) режим работы, соответствующий интересам потребителей и обеспечивающий различные каналы оперативной связи с организацией как непосредственно, так и через технические средства, контактные телефоны, телетайпы, информационные системы;
13) уровень делопроизводства, обеспечивающий четкие рамки взаимоотношений, их надежную фиксацию, хранение документов и их оперативную выдачу;
14) порядок в организации.
Главной составляющей имиджа фирмы являются ее товары и услуги, раскрытию потребительских качеств которых придается особое значение. Кроме того, в современных условиях их имидж связан с наличием товарного знака, привлекательной упаковки и других внешних признаковВ крупных организациях отделы рекламы создают специальные музеи, отражающие их историю, развитие, российские и международные связи, победы в профессиональных конкурсах, персоналии выдающихся лидеров и специалистов.
Формирование имиджа - это система действий, направленных на: I) создание отличительных позитивных характеристик субъекта, 2) достижение наиболее органичного присутствия субъекта в некотором контексте, 3) создание у целевых групп ощущения присутствия субъекта в максимально большом количестве сегментов окружающего и контекста. То есть имидж представляет собой систему «тотальной» коммуникации.
Важнейшим ресурсом, способным создать гибкую, адаптивную и тем самым эффективную производственную систему, является корпоративная (организационная) культура предприятия, поскольку именно она определяет, как, каким образом и с какими затратами достигаются результаты его деятельности, обусловливая изменение соотношения между объёмом производства и измеряемыми затратами.
Корпоративная организационная культура является оболочкой любого предприятия. Как система элементов, корпоративная культура лежит в основе организации управления всеми факторами производства (трудовыми ресурсами, материалами, капиталом и информацией). Однако только сильная корпоративная культура обусловливает успешное функционирование предприятия — сложной открытой системы. В достижении долгосрочной эффективности предприятия определяющим фактором является только лишь сильная корпоративная культура.
Организационная культура имеет определенную структуру, являясь набором предположений, ценностей, верований и символов, следование которым помогает людям в организации справляться с их проблемами.
От ценностных ориентаций сотрудников, уровня знаний, квалификации и информированности, а также от нравственных принципов их поведения зависит успех предприятия. Не случайно многие предприятия уделяют большое внимание формированию фирменной (корпоративной) культуры, поддержанию традиций и общефирменных ценностей. Понятие фирменная культура включает в себя совокупность ценностей, норм и правил, принятых на предприятии и отражающих его образ на рынке. Фирменная культура находит проявление в отношениях c потребителями, рыночными контрагентами, между сотрудниками. Ее формирование обеспечивается внутренними и внешними коммуникациями. Фирменная культура призвана направлять сознание и действия работников к тому, что интересы предприятия позволят реализовать их собственные целевые установки, удовлетворить социальные и материальные потребности. Оценка уровня фирменной культуры позволяет определить место предприятия в конкурентной среде, выявить его сильные и слабые стороны. Предприятие, у которого такой уровень высок, отличается открытостью, сглаженностью системы коммуникаций, обязательностью на всех уровнях иерархии. Между сотрудниками устанавливаются отношения не соперничества, а сотрудничества, они ощущают себя частью единого, четко действующего организма. Система поощрения и наказания здесь обеспечивает социальную справедливость, заботу о людях, учитывает их деловые качества.
Культура организации включает три уровня: символы, ценности и верования; базовые предположения. Возникает вопрос о возможности управления культурой через проведение изменений на каждом из этих уровней[14].
Таким образом, культура предприятия — это система представлений, символов, ценностей и образцов поведения, разделяемая всеми его членами. Это означает, что на предприятии каждый связан общим взглядом на то, что представляет собой данное предприятие, какова его экономическая и социальная роль, какое место оно занимает по отношению к своим конкурентам, каковы его обязательства перед клиентами и т. д. Основная функция организационной культуры — создать ощущение идентичности всех членов организации, образ коллективного «мы».
Помимо формирования этих общих взглядов культура предприятия обеспечивает гармонизацию коллективных и индивидуальных интересов. В формах организационной культуры каждый сотрудник предприятия осознает свою роль в его системе, то, что от него ждут и как наилучшим образом он может ответить на эти ожидания. В свою очередь, каждый знает, что он может ждать от предприятия, если будет плодотворно выполнять свою миссию. Каждый знает или чувствует, что если он нарушит писанные или не писанные нормы предприятия, то будет наказан и что эта угроза исходит не только от руководства, но и от его товарищей. Таким образом, культура предприятия мобилизует энергию его членов и направляет на достижение цели предприятия.
Способность предприятия создать ключевые ценности, которые объединят усилия всех структур того или иного предприятия, является одним из самых глубоких источников успешной деятельности предприятия.