Выбор и разработка стратегии фирмы.
Выбор стратегии маркетинга и стратегическое планирование маркетинга осуществляют с помощью инструментария и моделей стратегического анализа.
Например, в зависимости от типа рынка (действующий или новый) и вида товара (существующий или новый) И. Ансофф выделяет четыре базовые стратегии: глубокое проникновение на рынок; развитие рынка; разработка товара; диверсификация.
В рамках матрицы "рост-доля рынка" могут иметь место стратегии: атакующая, оборонительная и отступления.
Модель М. Портера включает стратегии массового, дифференцированного и концентрированного маркетинга. В рамках основных типов стратегий могут разрабатываться более конкретные, частные, стратегии, которые различаются в зависимости от привлекательности целевого рынка, конкурентоспособности фирмы, конкурентной силы рынка и т.д.
Наиболее общими являются стратегии, определяющие маркетинговую деятельность в зависимости от состояния рынка (новый, существующий) и товара (новый, существующий). В этой связи выделяют стратегии:
- глубокого проникновения на рынок (существующий рынок, существующий товар);
- развития рынка (новый рынок, существующий товар);
- развития товара (существующий рынок, новый товар);
- диверсификации (новый рынок и новый товар).
При выборе стратегии охвата рынка необходимо учитывать следующие факторы: ресурсы фирмы (при их ограниченности наиболее рациональной стратегией является стратегия концентрированного маркетинга); степень однородности товаров (для однообразных товаров подходит стратегия недифференцированного маркетинга); этап жизненного цикла товара (при выходе на рынок с новым товаром разумно пользоваться стратегиями недифференцированного или концентрированного маркетинга); степень однородности рынка (покупателям с одинаковыми вкусами уместно предлагать стратегию недифференцированного маркетинга); маркетинговые стратегии конкурентов (если конкуренты занимаются сегментированием рынка, применение стратегии недифференцированного маркетинга может оказаться гибельным. И наоборот, если конкуренты применяют недифференцированный маркетинг, фирма может получить выгоды от использования стратегий дифференцированного или концентрированного маркетинга.
Базовая стратегия организации - это утверждение способов достичь своих целей. Базовая стратегия использует преимущества ключевых умений организации для воздействия на ключевые факторы успеха при достижении корпоративных целей компании. Базовая стратегия, которой следует придерживаться организации, может быть разной на разных этапах жизненного цикла продукта или услуги.
Главный выбор организация делает между попыткой увеличить продажи и поднять степень доходности от текущих продаж (или даже снизить продажи на сужающемся рынке). Если цель состоит в том, чтобы увеличить продажи, в распоряжении организации также имеется два основных подхода.
Можно расширить весь рынок (чего проще всего добиться на ранних этапах
жизненного цикла - этапах развития, хотя это возможно и в другое время). Или увеличить долю сложившегося рынка (чем компании чаще всего пользуются на этапах позднего развития/зрелости).
- Расширение рынка. Рынок можно расширить за счет выявления и привлечения новых пользователей данного продукта или услуги, или разрабатывая новые продукты и услуги для стимулирования рынка. Новых пользователей находят путем расширения географии деятельности компании (как внутри страны, так и за ее пределами). Или же можно установить новые сегменты с существующей или скрытой потребностью в продуктах. Для некоторых продуктов можно устанавливать новые виды использования.
- Увеличение доли. Увеличение доли рынка, особенно на развитых рынках, обычно достигается за счет существующих конкурентов. Основные способы увеличения доли рынка состоят: в привлечении на свою сторону клиентов конкурирующих организаций; слиянии с конкурентами (или их приобретении); вступлении в стратегические союзы с конкурентами, поставщиками и/ или дистрибьюторами. Чтобы привлечь на свою сторону клиентов конкурирующих организаций, компания должна обслуживать их лучше, чем конкуренты. Это возможно путем установления слабостей конкурентов или лучшего применения сильных сторон и умений компании. Каждый из элементов, входящих в программу мероприятий маркетинга - продукты, цену, рекламно-пропагандистскую деятельность и распределение, -можно использовать для того, чтобы предложить клиентам добавленную стоимость или что-нибудь дополнительное для смены компании-производителя нужных им продуктов или услуг.
Альтернативой расширению рынка для некоторых продуктов может быть увеличение частоты использования.
- Повышение рентабельности.
- Создание конкурентного позиционирования.
Выбрав рыночную цель или цели на основе данных о привлекательности рынка и имеющейся на сегодняшний день или потенциальной прочности компании в обслуживании рынка, компания вырабатывает свое отличительное преимущество, или конкурентное отличие в обслуживании рынка.
Отличительное преимущество можно строить на любой из сильных сторон, составляющих прочность компании, или умений, выделяющих ее на фоне конкурентов. Компания, выбирая, как она будет строить конкурентное преимущество, руководствуется следующими важнейшими факторами: в основу должна быть положена ценность для клиентов (например, более низкая цена, выше качество и лучше обслуживание); в нем должны использоваться навыки компании, которые конкурентам трудно будет перенять. [12]
Портер утверждал, что конкурентное преимущество можно строить одним из двух (хотя может быть и больше) способов: на основе установления превосходства в области затрат или дифференциации.
Превосходство в области затрат - первый тип преимущества предусматривает, что организация будет добиваться положения отраслевого лидера в сфере затрат. Следуя данной стратегии, компания стремится получить гораздо более низкую, чем у конкурентов, структуру затрат, одновременно сохраняя на рынке продукты очень близкие к предложениям конкурентов. При небольших затратах есть возможность получать доходы выше средних даже в условиях жесткой конкуренции.
Лидерство в сфере затрат устанавливается с помощью активного создания эффективного производства, постоянной работы по сокращению расходов на основе полезного опыта, жесткого контроля над уровнем затрат и накладных расходов и сведения к минимуму расходов на исследования и разработки, услуги, продавцов, рекламу и т.п. Путь лидера в сфере затрат - это путь, которым наступательно идут фирмы Casio на рынке калькуляторов и Seiko - на рынке часов.
Как правило, лидерам в области затрат необходимо иметь большую долю рынка, чтобы получить перечисленные выше положительные эффекты, а также удобный доступ к сырью. Если, например, прочностью - компании или ее отличительными умениями признаются эффективные производственные процессы или лучшая технология производства, позволяющие производить более дешевую продукцию, их можно эффективно превратить в конкурентное преимущество за счет лидерства в сфере затрат. Аналогичным образом, если вертикальная обратная интеграция (слияние с поставщиками или приобретение поставщиков) обеспечивает относительно более дешевую поставку сырья, данный актив также можно превратить в конкурентное преимущество.
Эта стратегия особенно удачно подходит для товарных рынков, где нет практически никаких или совсем никаких отличий между предлагаемыми продуктами. Однако при строгой индивидуализации продуктов данная стратегия имеет крупнейший недостаток: она не содержит причины, по которой клиенту необходимо приобрести то, что предлагает компания. Низкие затраты можно перевести в низкие цены, но это с успехом могла бы быть стратегия дифференциации (в которой цена используется в качестве основания для дифференциации).
Вторым подходом для создания отличительного преимущества является дифференциация, то есть создание того, что на рынке будет считаться уникальным. В рамках этой стратегии прочность и навыки компании используются для того, чтобы установить отличие между предложениями компании и предложениями ее конкурентов по некоторым критериям, имеющим значение для потребителей.
Дифференциация проводится по разным аспектам, например, по дизайну, стилю, характеристикам продукта или услуги, цене, образу и т.д. Главное преимущество стратегии дифференциации над стратегией лидерства в сфере затрат состоит в том, что она создает или подчеркивает причину, по которой клиенту следует приобретать продукцию компании, а не конкурентов. Тогда как лидерство в сфере затрат создает для компании преимущество, построенное, в основном, на финансовых факторах, дифференциация создает преимущество, построенное на рыночных факторах. Если отличия продуктов или услуг будут представлены в таком виде, который могут оценить клиенты, то такие продукты или услуги могут диктовать более высокие цены и маржу, и, таким образом, организация не попадет в ситуацию чисто ценовой конкуренции. Примером тому на рынке синих джинсов могут служить джинсы от кутюр. На том же рынке предложения компании Levi Strauss and Co. отличают от продукции конкурентов по имени Levi.
Дифференциация и превосходство в области затрат – эти две стратегии не являются взаимоисключающими; их можно проводить одновременно.
Например, дифференциация, особенно построенная на высшем качестве, может часто приводить к снижению себестоимости единицы продукции за счет увеличения доли рынка и сопутствующего ему повышения эффективности от роста масштабов производства и/или полезного опыта. Каждый из двух основных подходов к созданию отличительного преимущества имеет свои сопутствующие риски. Иногда бывает невозможно удержать превосходство в области затрат из-за копирования конкурентами (например, путем использования аналогичной технологии и процессов), появления новых достижений научно-технического прогресса, которые удешевляют для новых компаний, выходящих на рынок, создание продуктов или услуг. Или, наоборот, потому что конкуренты находят и используют альтернативные основания для лидерства в сфере затрат. Лидерство в сфере затрат является рискованной стратегией и при строгой дифференциации между конкурентными предложениями. Дифференциация, в отличие от лидерства в сфере затрат, создает причины для покупки. Кроме того, лидерство в сфере затрат обычно требует минимальных расходов на исследования и разработки, совершенствование продукции и создание образа, и каждый из этих факторов делает продукцию уязвимой.
Дифференциация как стратегия также подвержена целому ряду рисков. Если дифференциация строится не на отличительных активах маркетинга, есть вероятность, что ее скопируют конкуренты. Такой риск можно свести к минимуму, если строить дифференциацию на основе навыков или активов маркетинга, которыми обладает только данная организация и которые не удастся скопировать конкурентам. Кроме того, основания для дифференциации могут утратить свое значение для клиентов или новые основания могут стать для них важнее. Последние моменты следует защищать от этого с помощью постоянного мониторинга клиентов и конкурентов. Дифференциация связана еще с одной опасностью: затраты, связанные с дифференциацией, могут перевесить значение, которое придают ей клиенты. [13]
Если оба подхода - и превосходства в области затрат, и дифференциации, - используются для отрасли в целом, существует дополнительный риск того, что точно нацеленные организации или организации, обслуживающие рыночные ниши (то есть те конкуренты, которые направляют все свои усилия на избранный сегмент рынка), могут добиться более низких затрат или более значимой для клиентов дифференциации в конкретных сегментах рынка.
Стратегическая маркетинговая программа: миссия, дерево целей, анализ хозяйственного портфеля предприятия (стратегические хозяйственные подразделения), стратегии роста предприятия (интенсивное, интеграционное и диверсификацнонное развитие).