Цели коммуникаций.
Маркетинговыми коммуникациями (МК) принято называть систему передачи информации и анализ ответной реакции, возникшей в связи с контактом с обращением к средствам маркетинговых коммуникаций относят: рекламу, пропаганду, стимулирование сбыта и личную продажу. Основное назначение маркетинговых коммуникаций - передача информации с целью продвижения продукции на рынке сбыта, т.е. обеспечение коммуникативной функции маркетинга с клиентами, торговыми посредниками, широкой публикой и т.д.__________________
Рис. 36. Модель коммуникационного процесса с потребителем
Лицо, принимающее решение о покупке, должно быть информировано о потребности, которую удовлетворяет данный товар, а также о качестве такого удовлетворения, т.е. потенциальные покупатели нуждаются в информации о потребительских свойствах товара. Поскольку на рынке обычно присутствуют несколько аналогичных товаров - конкурентов, любой производитель стремится повлиять на выбор потенциального покупателя в пользу своего продукта и превратить потенциального покупателя в реального, что достигается мероприятием по формированию спроса (ФОС) и стимулированию сбыта (СТИС) - ФОСТИС.
Мероприятия ФОС обращены к потенциальному покупателю прежде всего тогда, когда его знакомят с новым, еще только вводимым на рынок товаром. Цель таких мер - формирование в сознании потенциальных клиентов «образа товара» и демонстрация того, что именно этот товар лучше всего удовлетворяет данную потребность. Мероприятиями ФОС помогают превратить потенциального покупателя в реального.
Мероприятия СТИС содействуют расширению реализации товаров, уже не считающихся новинками. О таких товарах у покупателей уже сложилось некоторое представление. Задача СТИС - побудить к повторным покупкам, а так же в соответствии с фазами жизненного цикла товаров, распространять товар среди новых сегментов покупателей, завоевывая все большую долю рынка.
Целями продвижения, независимо от того, каким инструментом оно проводится, являются завоевание на рынке определенной ниши для конкретного товара (марки) и обеспечение долгосрочного расширения этой ниши либо обеспечение краткосрочной прибыли от нее. Продвижение с целью долгосрочного роста рассчитано на получение прибыли в будущем за счет увеличения (завоевания) числа покупателей. Продвижение с целью получения краткосрочной прибыли ориентировано на немедленный доход. Выбор конечной цели продвижения, а соответственно и вида инструмента зависит от того, на какой стадии, фазе жизненного цикла находится товар.
Формируя спрос и стимулируя сбыт, заставляя потребителя покупать товар, ускоряется процесс «купли-продажи», а отсюда и оборачиваемость капитала, т.е. МК выполняют экономическую функцию. Обеспечивая потребителей направленным потоком информации о производителе и его товаре, МК осуществляют информационную функцию. Действенная обратная связь с потребителем позволяет контролировать продвижение товара на рынке, создавать и закреплять у потребителей устойчивую систему предпочтений к ним, в случае необходимости быстро скорректировать процесс сбытовой деятельности. Таким образом, реализуются контролирующая и корректирующая функция МК.
Используя свои возможности направленного воздействия на потребителя, МК выполняют функцию управления спросом. Например, если спрос негативный, то МК его создают, потенциальный спрос делают реальным, снижающийся - восстанавливают, колеблющийся - стабилизируют, оптимальный спрос - фиксируют на заданной величине, чрезмерный - снижают. Точно приводя к намеченной цели, МК всегда занимают важное место в маркетинге любого предприятия.
Создание обращения (рациональные и эмоциональные мотивы).
Обычно выделяют восемь основных этапов разработки эффективной программы коммуникаций (1) определение целевой аудитории, (2) формулирование коммуникативных целей, (3) создание обращения, (4) выбор каналов коммуникации, (5) определение общего, выделяемого на осуществление коммуникаций бюджета, (6) принятие решения о коммуникациях-микс, (7) оценка результатов коммуникаций, (8) управление процессом интегрированных маркетинговых коммуникаций.
Начальный этап процесса — формирование четкого представления о целевой аудитории, которая может состоять из потенциальных покупателей продукции компании, реальных потребителей, принимающих решения о покупке или влияющие на принятие решений, индивидов, групп, социальных групп или общества в целом.
Как только определены целевой сегмент рынкам его характеристики, маркетолог должен решить, чего он хочет добиться от аудитории. Определив желаемую ответную реакцию, маркетолог переходит к разработке эффективного сообщения. В идеальном случае сообщение привлечет внимание целевой аудитории, вызовет желание и стимулирует действия ее представителей.
Процесс создания обращения предполагает получение ответов на четыре вопроса; что сказать (и держание сообщения), как логически организовано обращение (его структура), из каких символов будет состоять (оформление обращения) и от кого будет исходить источник сообщения).
Определяя наилучшее содержание oбращения маркетологи стремятся создать призыв, тему, или уникальное торговое предложение, т.е. пытаются сформулировать какие-то преимущественные мотивы или причины, исходя из которых аудитория будет оценивать предлагаемый ее вниманию продукт. Выделяют три типа призывов — призывы, основанные на рациональных аргументах, эмоциях и морали.
Рациональный призыв рассчитан на интерес аудитории и призван продемонстрировать ей выявленные преимущества товара. Он содержит обращения, информирующие потребителей о качестве продукта, его экономичности, ценности эффективности. Широко распространено мнение о том, что на рациональный призыв более реагируют деловые покупатели, разбирающиеся в товарной категории, ценности продукта и способные объяснить другим мотивы своего выбора. Планирующие серьезные) покупки потребители, как правило, собирают информацию о товарах и сравнивают различные варианты покупок. Точно так же, как и деловых покупателей, их интересует качество, экономичность потребительские свойства и эффективность продукта.
Эмоциональный призыв должен вызвать отрицательные или положительные эмоции, мотивирующие потребителей к покупке, т.е. маркетологи ищут эффективное эмоциональное торговое предложение (ЭТП). Возможно, товар не превосходит продукцию конкурентов, но у потребителей с ними связаны уникальные ассоциации, к которым и должны обращаться коммуникации (реклама Harley-Davidson и Rolex). Достаточно действенными зарекомендовали себя и негативные призывы, вызывающие чувства страха, вины или страха, подталкивающие людей к определенным действиям (например, два раза в день чистить, ежегодно проходить медосмотр) или их преодолению (курение, злоупотребление спиртным, переедание). Призыв, основанный на страхе, эффективен только до определенного предела и оказывает наиболее сильное воздействие, когда человек испытывает, скорее неясные опасения. Такой призыв оказывается тем сильнее, чем достовернее призыв, а также когда коммуникации предлагает доступный и действенный рецепт избавления страхов.
Маркетологи используют и призывы, вызывающие положительные эмоции, — веселье, любовь, радость. Однако какие-либо достоверные доказательства того, что основанное на юморе сообщение эффективнее обычного, «без выдумки», варианта, отсутствуют. Сторонники юмористических вращений утверждают, что они привлекают больше внимания, вызывают доверие и симпатии к рекламодателю. Их оппоненты указывают, что такого рода обращения рассеивают внимание аудитории, быстро приедаются, «заслоняют» собой рекламируемый продукт.
Предполагается, что моральный призыв воздействует на чувство справедливости реципиентов, которым напоминают о необходимости поддержки общественных мероприятий (охрана окружающей среды, улучшение межрасовых отношений, равноправие женщин, помощь инвалидам). Примером может послужить призыв «Молчание = Смерть» общественной кампании, направленной на борьбу против СПИДа, «Act-Up».
Некоторые маркетологи считают, что потребителей убеждают лишь обращения, которые умеренно расходятся с их взглядами. Сообщения, совпадающие с убеждениями аудитории, лишь укрепляют их. Если обращение слишком сильно расходится с мнением аудитории, оно вызывает негативную реакцию и недоверие.