Формирование системы товародвижения.
Под товародвижением понимают физическое перемещение товара от места производства к месту потребления. Целью товародвижения является доставка конкретного товара в нужное время в необходимом количестве в заранее установленные сроки. Организация товародвижения также, как и другие мероприятия в маркетинге, определяет успех предприятия на рынке сбыта, влияет на размер его финансовых затрат и объем его прибыли. Поэтому товародвижению всегда уделяется большое внимание со стороны руководства предприятия.
Процесс товародвижения начинается с комплектации - подготовки товара в соответствии с заказами потребителей. Комплектация предполагает:
- прием заказа от клиента;
- отбор товара каждого наименования, указанного в заказе;
- комплектацию отобранного товара в соответствии с заказом;
- подготовку товара к отправке;
- документальное оформление подготовленного заказа;
- объединение заказов клиентов в партию отправки и оформление транспортных накладных.
Осуществление этих операций происходит подразделением отдела сбыта и комплектации. В функции такого подразделения, как правило, входит такие документирование вышеперечисленных операций с использованием электронной системы сбора и обработки информации. Наличие такой системы позволяет осуществлять более жесткий контроль за выполнением заказов, более рационально использовать складские площади и транспортные средства, способствуя этим экономии денежных средств предприятия.
На следующей стадии товародвижения - транспортировки заказов покупателю, предприятием осуществляется выбор вида транспорта и маршрута его следования. Выбирая средство доставки конкретного товара, отправителю необходимо принимать во внимание многие факторы. В табл. 15 дается краткая сравнительная характеристик различных видов транспорта с точки зрения характеристики наиболее важных факторов.1
Таблица 15
Ранжирование видов транспорта по критерием выбора
Вид транспорта | Скорость доставки | Частота отправок | Надежность (соблюдение графика доставки) | Перевозочная способность | Доступность (степень развития транспортных коммуникаций) | Стоимость доставки |
Железнодорожный | ||||||
Водный | ||||||
Автомобильный | - | |||||
Воздушный | I | |||||
Трубопровод | I |
Организация товародвижения включает также мероприятия по складированию товарной продукции. Любому предприятию приходится хранить Товар до момента его поставки. Необходимость хранения связана с тем, что Циклы производства и потребления товара редко совпадают друг с другом, а также с тем, что покупатели иногда весьма удалены от производителя. Это обусловливает организацию складов на территории предприятия и транзитных складов на пути следования до основных покупателей.
Содержание складского хозяйства обходится предприятию не дешево. «Этому складская система предприятия должна быть в первую очередь экономичной. Успех обеспечивается в том случае, если планировка и работа складской системы рассматриваются с точки зрения не только интересов покупателей. но и интересов предприятия-поставщика. При разработке складской системы необходимо учитывать взаимозависимости между внешними (входящими на склад и исходящими из него) и внутренними складскими) потоками и связанные с ними факторы (параметры склада технические средства, особенности груза и др.).
Разработка эффективной складской системы предполагает:
• определение места складов в системе товародвижения;
• определение направленности и технической оснащенности складов;
• определение задач работы складов;
• выбор месторасположения и объема складов;
• расчет пропускной способности складов;
• определение профиля и штата работников складского хозяйства.
В зависимости от задач, решаемых в системе складского хозяйства склады могут выполнять как услуги по продаже, так и послепродажные услуги.
Решение об уровне товарно-материальных запасов - еще одно решение в сфере товародвижения, влияющее на удовлетворенность потребителя. Скорость выполнения заказа находится в прямой зависимости от величины товарно-материальных запасов. Однако поддержание больших запасов нерентабельно. Поэтому на предприятии целесообразно функционирование системы управления запасами, которая нацелена на определение оптимального для данного предприятия объема товарно-материальных запасов.
Прямое и косвенное распределение.
Распределение в комплексе маркетинга нацелено на обеспечение доступности товара конечным потребителям. Значительная часть предприятий доставляет товар на рынок с помощью торговых посредников. Формирование такой цепочки и представляет собой канал распределения.
Маркетинговые решения в каналах распределения связаны с формированием их видов и организационных форм, интенсивностью распределения, выбором и использованием торговых посредников, применением средств прямой продажи, установлением длительных связей с потенциальными потребителями и др.
Участники каналов распределения — это торговые посредники, которые, в свою очередь, сами осуществляют собственную маркетинговую политику на рынке (например, розничные и оптовые торговцы).
Решения в области распределения продукции - одни из самых сложных и ответственных, которые необходимо принять предприятию. Каждый канал распределения характеризуется присущим ему объемом сбыта и прибыли, уровнем издержек.
Принципиальное решение при выборе канала распределения - использование производителем прямого или косвенного сбыта. Принятие данного решения зависит от многих факторов: товарной специализации, цели приобретения товара покупателем, технической сложности продукции, количества потребителей и их места расположения и т.д.
Выбор косвенного сбыта, то есть использование в организации сбыта торговых посредников, завершается разработкой структуры канала, где учитывается вид торгового посредника, выполняемые им функции, возможности по реализации товара на определенной территории и др.
Наиболее эффективен прямой сбыт в следующих случаях:
• производится узкоспециализированный по назначению и технический характеристикам товар;
• товар требует высококвалифицированного сервисного обслуживания;
• количество потребителей невелико и они располагаются на относительно небольшой территории;
• количество товара достаточно, чтобы оправдать затраты на организацию торговой сети.
Практика прямого сбыта может предполагать его организацию с использованием вариантов:
• сети фирменных розничных предприятий;
• торговых домов;
• собственных агентов фирмы (коммивояжеров);
• продажи через автоматы;
• посылочной торговли (торговли по каталогам);
• развозной торговли;
• телефон маркета, телемаркета, виртуального маркетинга;
• консультативной продажи (продажи на основе консультации специалиста);
• парадоксальной продажи (продажи на основе решения проблем покупателей).
Косвенный сбыт связан с перемещением товаров от производителя к независимому участнику товародвижения, а затем к потребителю. Более всего он подходит в следующих случаях:
• количество потребителей велико, рынок сбыта разбросан географически;
• цена товара недостаточно высока или количество товара незначительно, чтобы покрыть издержки по организации торговой сети;
• сезонность производства товара или сезонность потребления товара;
• выбор товара покупателя требует сравнения, что обусловливает наличие глубокого ассортимента.
В зависимости от специфики товара и рынка, организация косвенного сбыта может предполагать использование как оптовых, так и розничных торговых посредников, характеристика которых приведена ниже.